Древние цивилизации

Начало собранию переднеазиатских подлинников в ГМИИ им. А.С. Пушкина положила коллекция известного русского востоковеда, египтолога Владимира Семёновича Голенищева (1856–1947), которая насчитывала свыше 300 клинописных табличек и более 200 произведений глиптики. Первые таблички попали в Музей в 1911 году, за год до его официального открытия. Среднеазиатская часть коллекции отдела Древнего Востока ГМИИ представлена приобретенными в середине 1990-х годов глиняными статуэтками конца I тысячелетия до н.э. и начала нашей эры (фрагменты женских и мужской статуэток), происходящими с территории Маргианы (современный Юго-восточный Туркменистан), свидетельствующими как о самобытности местного искусства, так и о влиянии античных и более древних восточных традиций.

↓ Показать полный текст

Передняя Азия

Начало собранию переднеазиатских подлинников в ГМИИ им. А.С. Пушкина положила коллекция известного русского востоковеда, египтолога Владимира Семёновича Голенищева (1856–1947), которая насчитывала свыше 300 клинописных табличек и более 200 произведений глиптики. Первые таблички попали в Музей в 1911 году, за год до его официального открытия.

В.С. Голенищев хранил коллекцию в собственном доме в Петербурге, в специально изготовленных витринах из дерева, металла и стекла (они до сих пор находятся в запаснике Отдела Древнего Востока и используются для хранения экспонатов).

Слухи о продаже В.С. Голенищевым своей коллекции распространились в Петербурге в начале 1908 года. Причиной продажи стал крах Среднеуральского золотопромышленного акционерного общества, пайщиком которого был В.С. Голенищев. Желая спасти семью от разорения, Владимир Семёнович решил продать коллекцию. В адрес ученого поступали предложения от многих зарубежных музеев и частных лиц, но он считал невозможным вывоз своего собрания за пределы России. 24 февраля 1908 года в доме В.С. Голенищева состоялось экстренное заседание Русского Археологического общества. С докладом выступил профессор Б.А. Тураев, давший высокую оценку коллекции, подчеркнув, что ее продажа за пределы России была бы огромной утратой для русской науки и просвещения.

Десятого мая 1909 года был принят закон о приобретении в государственную собственность коллекции B.C. Голенищева, а 4 апреля 1911 года 224 ящика с памятниками прибыли в Москву и были переданы в Музей изящных искусств.

Основную часть своей клинописной коллекции (более 1300 табличек из собрания выдающегося российского ученого и коллекционера Николая Петровича Лихачева (1862–1936)) Музей получил в 1924 году из фонда Музея-института классического Востока (создан в 1918 году), когда тот был расформирован. В основном это административные и правовые документы из разных архивов; большая их часть относится к периоду III династии Ура.

Документы, хранящиеся в личном архиве Н.П. Лихачева, свидетельствуют, что он покупал клинописные тексты у Сиваджана и Элиаса Жежу в Париже в конце XIX и в начале XX века; другим источником был Нааман в Лондоне.

Также собрание переднеазиатских артефактов пополнялось экспонатами, переданными или приобретенными из частных коллекций, равно как и найденными в ходе археологических раскопок. За период с 1910-х до конца 1970-х годов в него вошли среди прочих: фрагмент знаменитого персепольского рельефа с изображением головы и плеч персидского лучника, переданный в музей в 1914 году графом А.А. Бобринским; урартская цилиндрическая печать, купленная в 1916 году у А.А. Флоренского; клинописные таблички, отданные в 1937 году вдовой сотрудника Отдела Древнего Востока, ассириолога В.К. Шилейко (в 1918 году Шилейко принимал активное участие в оценке и покупке у Н.П. Лихачева для Музея-института классического Востока коллекции переднеазиатских древностей, в том числе клинописных табличек); около 400 урартских памятников (VIII – первой половины VII века до н.э.) из раскопок Эребуни и Тейшебаини, проводившихся экспедициями Академии наук Армении, Государственного Эрмитажа и ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Урартскую коллекцию Музея составляют керамические изделия (светильники; разнообразная по форме, цвету и характеру обработки поверхности посуда – плоские миски, горшки, кувшины, карасы; тигли), изделия из железа и бронзы (предметы царского вооружения – шлем, колчаны; элементы конской упряжи; наконечники стрел; украшения – браслеты, колечки, фибулы; посуда – фрагмент сосуда с геометрическим орнаментом и самое главное – чаша с клинописной урартской надписью, содержащей имя царя Урарту Русы I, современника ассирийского царя Саргона II). В коллекции есть также костяные изделия, большая сердоликовая бусина и фрагмент плиты жертвенника с урартской клинописной надписью. Из дворцово-культового комплекса урартского царя Аргишти I (VIII в. до н.э.) в городе Эребуни, давшем название столице Армении – Еревану, – происходят цветные настенные росписи.

Особо следует отметить уникальную коллекцию памятников халафской и хассунской культур, любезно переданных в 1980-х годах ГМИИ им. А.С. Пушкина Институтом археологии Академии наук СССР, археологическая экспедиция которого раскапывала в конце 1960 – 1970-х годах поселения Ярым-Тепе I и Ярым-Тепе II на территории Северного Ирака. Обнаруженные земледельческие поселения относятся к хассунской (первая половина VI тысячелетия до н.э.) и халафской (вторая половина VI – начало V тысячелетий до н.э.) культурам. На обоих поселениях раскопаны одни из самых древних двухъярусных гончарных печей для обжига глиняной посуды. Часть собранной богатейшей коллекции керамической посуды, в т.ч. расписанной геометрическими и растительными орнаментами и изображениями животных, является визитной карточкой переднеазиатской коллекции ГМИИ.

Искусство Восточного Средиземноморья представлено экспонатами, самые значительные из которых были приобретены В.С. Голенищевым во время его поездок в Бейрут и Тир. К ним относится финикийская каменная скульптура I тысячелетия до н.э. (стела с изображением бога Хора в образе сокола в короне Верхнего и Нижнего Египта; алтарная плита с рельефным изображением крылатого демона; погребальная ладья с умершим). Ряд других памятников того же периода был подарен Музею Л.А. Коробовым (два стеклянных палестинских сосуда) и А. Айвазяном (кувшинчик-ойнохойя; сирийская мужская голова; алтарь в форме барана).

Значительную часть коллекции составляют кипрские памятники конца III – I тыс. до н.э.: расписные керамические сосуды; посвятительные статуэтки воинов, жрецов, женщин, животных; надгробие с рельефным изображением супругов из коллекции В.С. Голенищева (один из лучших образцов каменной скульптуры Кипра первой половины V века до н.э., времени, когда остров входил в состав государства Ахеменидов); каменная плита «Сократа, сына Сохара», составленная на греческом языке, но кипрскими знаками, восходящими к письменности II тысячелетия до н.э.

Средняя Азия

Среднеазиатская часть коллекции отдела Древнего Востока ГМИИ представлена приобретенными в середине 1990-х годов глиняными статуэтками конца I тысячелетия до н.э. и начала нашей эры (фрагменты женских и мужской статуэток), происходящими с территории Маргианы (современный Юго-восточный Туркменистан), свидетельствующими как о самобытности местного искусства, так и о влиянии античных и более древних восточных традиций.

Искусство могущественного Парфянского царства, образовавшегося в середине III века до н.э. на западе Средней Азии (к югу и юго-востоку от Каспийского моря на территории современного Туркменистана), представлено подлинными шедеврами. Четыре изящных ритона из слоновой кости, датируемые скорее всего II в. до н.э., были обнаружены при раскопках в северном комплексе городища Старая Ниса (столице Парфии, к юго-западу от современного Ашхабада) Южно-Туркменской археологической комплексной экспедицией 25 сентября 1948 года. По решению ЮНЕСКО, руины древнего города Ниса с 2007 года внесены в список Мирового культурного наследия. Всего в ходе раскопок, омраченных страшным ашхабадским землетрясением, были по крупицам собраны больше 50-ти царских ритонов для жертвенных возлияний, высотой от 30-40 до 60 см и емкостью до 1,5 литров. Их верхние края украшены многофигурными рельефными композициями, а протомы представляют собой полуфигуры различных фантастических существ. Анализ профиля одного из наиболее хорошо сохранившихся ритонов позволил установить, что соотношения его размеров следуют закону «золотого сечения». В оформлении ритонов сочетаются эллинские сюжеты (двенадцать богов Олимпа) и парфянские элементы в стилистике их передачи (моделировка лица, причесок, тип украшений и головных уборов).

Печать царя Артаксеркса

Время правления Артаксеркса III? (358 – 338 гг. до н.э.)

Полый конус с погребальным текстом

I тыс. до н.э.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru