Прикладная графика

Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина принадлежит большое собрание прикладной графики второй половины XIX и начала XX века. Это коллекция плакатов, рекламной и промышленной графики, эскизов художественного оформления книг и журналов, экслибрисов, образцов меню, театральных программ, визитных и почтовых карточек. Коллекция насчитывает более тридцати тысяч произведений и в полной мере отражает историю развития художественной рекламы в Европе и Америки, представляет творчество пионеров графического дизайна Франции и Бельгии, Германии и Австрии, Испании и Италии, Польши, Великобритании, работавших во второй половине XIX века и первые десятилетия ХХ.

Изобретение в конце XVIII века литографии, значительно облегчившей тиражирование изображений, стало началом революционного процесса в области прикладной графики. Баварский рисовальщик, композитор и драматург Алоиз Зенефельдер, искавший способы распространения своих произведений без затрат на трудоемкое гравирование на меди или дорогостоящий типографский набор, в 1796 году открыл возможности оттисков с пластин мелкозернистого известняка. Самым знаменитым его произведением стало полное руководство Зенефельдера по печати с камня – литографии. Первое время литографическую печать применяли для тиражирования нот и воспроизведения технических репродукций в текстах книг. Прошло несколько десятилетий от изобретения этого метода до настоящего расцвета авторской литографии, развития и освоения художниками ее выразительных возможностей, возникновения цветной печати. На рубеже XIX и ХХ веков литографические мастерские Европы и Америки печатали не только художественные эстампы, основным видом их деятельности оставалась прикладная графика – производство рекламных плакатов, театральных программок, почтовых карточек, буклетов, меню и пригласительных билетов.

↓ Показать полный текст

История коллекции

Начало коллекции плакатов Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина было положено в 1920-е годы, когда из Центрального хранилища Государственного музейного фонда, сосредоточившего национализированные художественные достояния после Октябрьской революции, в Музей изящных искусств поступили первые связки с афишами. Большим вкладом в собрание иллюстрированной рекламы было наследие известного московского коллекционера Павла Давидовича Эттингера, переданное Музею в 1949 году и сосредоточенное ныне в Отделе гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина. Здесь же хранятся литографированные афиши, история происхождения которых связана с именами крупных московских собирателей произведений искусства – Николая Васильевича Баснина и художника Николая Семеновича Мосолова.

Значительная часть музейного собрания рекламных и политических плакатов было передано из Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) в 1948 году. После ликвидации этого уникального учреждения в отдел гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина поступили более двух тысяч листов иллюстрированной рекламы Европы и Америки.

Первые рекламные литографии были приобретены в ГМНЗИ в 1926 году, с выставки «Революционное искусство Запада», а в 1930 году сотрудники музея обратились во Всесоюзное общество культурных связей с заграницей (ВОКС) и в Международное общество помощи борцам революции (МОПР) с просьбой содействовать формированию коллекции плаката. С этого момента началось его планомерное собирательство. Часть произведений были закуплены в ГМНЗИ у частных лиц и московских коллекционеров, прежде всего от Федора Федоровича Федорова и Павла Давидовича Эттингера (1866–1948). Увлечение владельца ткацкой мануфактуры, кандидата коммерции Федорова собирательством началось в конце XIX века, в это же время к прикладной графике проявил интерес известный знаток искусства Эттингер. Павел Давидович консультировал сотрудников ГМНЗИ, участвовал в формировании гравюрного и плакатного фондов.

Коллекция художественных плакатов ГМИИ им. А.С. Пушкина – одно из крупнейших в России собраний зарубежной рекламы. Благодаря усилиям музейных реставраторов, восстанавливающих хрупкие листы старой рекламной литографии, посетители музея в последние годы могли видеть выставки мастеров французской афиши, английского постера, произведений Альфонса Мухи.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru