Россия

Коллекция живописи России в ГМИИ им. А.С. Пушкина находится на хранении Отдела Старых мастеров, Отдела личных коллекций, Галереи искусства стран Европы и Америки и в Мемориальной квартире С. Рихтера. Собрание Отдела личных коллекций включает произведения русской живописи с конца XV до конца ХХ в и художников "русского зарубежья". С этой частью живописи России Вы можете ознакомиться на сайте Отдела личных коллекций, раздел "Страны | Россия"

↓ Показать полный текст

Русская живопись в собрании отдела Личных коллекций

Древнерусская живопись представлена иконами из собраний Т.А. Мавриной и М.И. Чуванова. Замечательный график и художник детской книги Т.А. Маврина собрала коллекцию икон XVI в. московской, новгородской школ, а также «северных писем». Жемчужина этого собрания – небольшая по размеру икона «Битва суздальцев с новгородцами» XVI в. Собрание старообрядческих икон М.И. Чуванова складывалось на протяжении многих лет, когда владелец был старостой старообрядческого Рогожского прихода в Москве. Время создания этих икон, отличающихся особой иконографией, охватывает широкий период – с конца XV до XIX века. Среди них есть иконы, исполненные на высоком художественном уровне – «Спас в Силах» конца XV в., «История Тихвинской иконы Богоматери» конца XVI – начала XVII в., «Воскрешение Лазаря» и минейные иконы XVII в., «Благовещение у кладезя» XIX в.

Обширное собрание И.С. Зильберштейна, включающее около ста картин русских художников конца XVIII – начала XX в., занимает центральное место в экспозиции отдела. Живопись конца XVIII в. представлена произведениями В.Л. Боровиковского «Портрет графа П.А. Толстого» и С.Ф. Щедрина «Вид в окрестностях озера Неми», живопись первой половины XIX в. – работами В.А. Тропинина, братьев Г.Г. и Н.Г. Чернецовых, А.В. Тыранова, А.Г. Венецианова и редкого художника для музейных и частных собраний И.З. Летунова. К середине и второй половине XIX в. относятся произведения Л.И. Соломаткина, И.И. Шишкина, значительное место в коллекции занимают картины А.П. Боголюбова – морские пейзажи и вид улицы Волхонки. И.С. Зильберштейн высоко ценил и любил творчество И.Е. Репина, собрав большую коллекцию его живописных и графических работ. В экспозиции музея представлены картины, относящиеся к раннему и зрелому периодам творчества художника – «Украинка», «Вид села Варварина», «Летний пейзаж», «На охоте». Живописные работы мастеров «Мира искусства» А.Н. Бенуа, К.А. Сомова, Б.М. Кустодиева дополняют одну из лучших в России коллекций графики художников этого объединения.

Собрание русской реалистической живописи второй половины XIX – начала XX в., созданное С.В. Соловьевым, включает в себя, главным образом, поздние работы ряда крупнейших художников середины – второй половины XIX в.: В.Г. Перова, В.М. Максимова, В.Е. Маковского, Н.Н. Дубовского, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.Д. Поленова, а также произведения участников объединения «Союз русских художников» – С.Ю. Жуковского, П.И. Петровичева. В собрании находятся редкие для частной коллекции крупноформатные произведения. Среди них – полотно «Дуэль», относящееся к позднему периоду творчества И.Е. Репина, один из вариантов картины В.Д. Поленова «Христос», морской пейзаж Н.Н. Дубовского. Представляет интерес «Портрет Н.Ф. Юсупова» кисти Н.П. Богданова-Бельского.

Небольшая по количеству, но чрезвычайно значительная по качеству произведений коллекция работ русских художников начала ХХ в. из собрания И.В. Корецкой и Б.В. Михайловского дает емкое представление об искусстве этого периода, называемого «серебряным веком». В собрании представлены произведения художников, связанных с символистским направлением в русской живописи — Н.К. Рериха, А.Я. Головина, К.Ф. Богаевского, Н.П. Ульянова, мастеров круга «Голубой розы» — П.В. Кузнецова, Н.Н. Сапунова, С.Ю. Судейкина, М.С. Сарьяна.

Работы русских художников, созданные в первой половины ХХ в., составляют коллекцию А.Н. Рамма, - произведения В.А. Серова, К.А. Коровина, Б.М. Кустодиева, П.П. Переплетчикова, С.Ю. Жуковского, О.Э. Браза, И.Э. Грабаря, З.Е. Серебряковой, Н.С. Гончаровой. Значительное место в собрании занимают женские портреты и натюрморты В.В. Лебедева, пейзажи и натюрморты французского периода Р.Р. Фалька, ленинградские пейзажи и портреты Н.И. Альтмана.

Произведения Р.Р. Фалька и В.И. Шухаева представлены в мемориальном собрании С.Т. Рихтера.

Отдел обладает крупнейшим в мире собранием работ художников А.М. Родченко и В.Ф. Степановой – лидеров русского художественного авангарда первой трети 20 века, широкий диапазон деятельности которых включает живопись, оригинальную и печатную графику, коллажи, работы для театра, пространственные конструкции, рекламные плакаты, производственный дизайн, экспериментальную фотографию. Художественное наследие этих мастеров, представленное в музее, отражает основные периоды и эволюцию их творчества – от стилистики символизма через абстрактно-геометрическую живопись, графику и скульптуру к конструктивизму.

В экспозиции Отдела находится и наследие русских художников середины – второй половины ХХ в.: Д.П. Штеренберга, А.Г. Тышлера, В.Г. Вейсберга и Д.М. Краснопевцева.

Д.П. Штеренберг – художник русского авангарда 1910-1930-х гг., один из лидеров художественной жизни России первых лет советской власти. В своем творчестве отдавал предпочтение натюрморту как жанру, в котором сложно и своеобразно переплелись кубистические и декоративные тенденции («Печка», «Натюрморт с лампой», «Натюрморт с черным подносом», «Натюрморт с капустой»).

Живописные произведения А.Г. Тышлера являются основой его творческого наследия. Самая ранняя живописная работа — "Цветодинамическое напряжение" (1924), редкая беспредметная композиция в творчестве художника. В экспозиции находятся картины из серии «Лирический цикл», созданные в середине 1920-х гг. Искусство Тышлера насыщено поэтическими метафорами, символами, аллегориями, иносказаниями. Одним из любимых образов Тышлера, начиная с 1940-х годов, становится вымышленный женский портрет.

В.Г. Вейсберг и Д.М. Краснопевцев – художники-«шестидесятники», чье искусство развивалось независимо от официального искусства социалистического реализма, оба являлись представителями «метафизического направления» в живописи. В экспозиции представлены как работы раннего периода творчества В.Г. Вейсберга («Семья Щегловых», «Куст»), так и позднего этапа, когда художник создавал «невидимую живопись» («Архитектура», «Венера и геометрия», «Колонны и кубы», «Хаос»).

Экспозиция зала наследия Д.М. Краснопевцева передает атмосферу мастерской художника, которая была особым пространством, предназначенным для творчества и созерцания. В мастерской на равных соседствовали античные сосуды, икона XVI века «Спас мокрая борода», медные образки, посеребренный шандал, ржавая корабельная цепь, морские раковины, глиняные сосуды, книги, сухие букеты, собственные картины. В своих выдуманных натюрмортах-метафорах художник всегда изображал предметы из своего необычного собрания.

Художники русского зарубежья

Отдел личных коллекций располагает обширным собранием работ художников «русского зарубежья». В фондах музея находятся произведения многих живописцев и графиков первой волны эмиграции. Художники русской эмиграции принадлежали различным творческим направлениям, зародившимся в искусстве Серебряного века, и раннеавангардистским течениям. В составе различных коллекций, переданных в дар музею, представлены работы таких известных художников конца XIX и первой половины XX века как Б.И. Анисфельд, Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, О.Э. Браз, К.И. Горбатов, М.В. Добужинский, К.А. Коровин, Ф.А. Малявин, З.Е. Серебрякова, К.А. Сомов, С.Ю. Судейкин, С.В. Чехонин, Я.Ф. Шапшал, С.И. Шаршун, В.И. Шухаев, А.А. Экстер, А.Е. Яковлев.

Большое количество работ происходит из коллекции И.С. Зильберштейна. Собрание Зильберштейна включает графику многих известных мастеров объединения «Мир искусства», покинувших Россию – А.Н. Бенуа, Л.С. Бакста, М.В. Добужинского, З.Е. Серебряковой, К.А. Сомова – а также Б.И. Анисфельда, Ю.П. Анненкова, Н.Л. Аронсона, Д.Д. Бушена, А.М. Ремизова и других. Отдельные произведения были получены Зильберштейном во время его поездок за границу и в процессе поддерживаемого исследователем общения со многими представителями русской эмигрантской среды.

Творчество одного из крупнейших мастеров театрально-декорационной, станковой графики, и книжной иллюстрации А.Н. Бенуа представлено, как в коллекции И.С. Зильберштейна, так и в составе других собраний. В 1989–1990 гг. фонды музея пополнились работами А.Н. Бенуа, переданными в дар зарубежным коллекционером С.В. Папковым, вместе с родителями эмигрировавшим из России в 1917 г. Среди этих 26 графических листов, созданных в 1920-е – 1950-е гг., значительную часть составляют эскизы театральных декораций и костюмов, отличающиеся изысканностью и точностью в передаче исторических деталей. В 1920-е гг. были написаны и большие акварельные пейзажи Бретани и Нормандии, свидетельствующие об особом таланте А.Н. Бенуа как акварелиста и позволяющие ощутить очарование природы этих уголков Франции.

Эскизы костюмов для различных спектаклей, выполненные сыном А.Н. Бенуа Николаем Александровичем, создавшим оформление многих оперных постановок в различных театрах мира, были подарены музею одновременно с целым рядом других произведений русской театрально-декорационной графики Никитой и Ниной Лобановыми-Ростовскими. Эти известные коллекционеры с начала 1960-х гг. приобретали предметы русского искусства, которые составили одно из значительных зарубежных собраний.

Особое место среди работ, переданных ими в музей, занимает серия пошуаров А.А. Экстер «Театральные декорации» (1930). Композиции этой серии выполнены темперой в технике трафарета, в период 1910–1930-х гг. завоевавшей популярность среди многих художников. К ней прибегали, в частности, и такие известные мастера как А. Матисс, Н.С. Гончарова и М.Ф. Ларионов. Проекты декораций из альбома А.А. Экстер отражают ее незаурядный талант художника театра. В этих работах возникает особое, отражающее специфику той или иной сцены, динамическое пространство, созданное посредством ритмически организованных чистых геометрических форм и насыщенного цвета.

Еще один значительный дар – творческое наследие Я.Ф. Шапшала, переданное в музей в 1989 г. его сыном через советское посольство в Берне. Получивший образование в Петербурге и Париже, живописец участвовал в выставках Московского товарищества художников, экспонировал свои работы на парижских Салонах, а в 1924 году эмигрировал в Нидерланды, жил в Гааге. Работы Я.Ф. Шапшала свидетельствуют о его близости к французской живописи начала XX в. и традициям русского сезаннизма. Однако он остается в стороне от радикальных поисков авангарда.

Скульптура мастеров «русского зарубежья» представлена в собрании Отдела личных коллекций пятью работами из терракоты и гипса Г.В. Дерюжинского, произведения которого в российских собраниях встречаются редко.

В 2008 году фонды музея пополнились произведениями художников – представителей третьей волны русской эмиграции. Это живопись и графика известных участников Лианозовской группы: одного из классиков нонконформизма О.Я. Рабина и его жены В.Е. Кропивницкой. Художники передали эти работы в дар после своей первой большой выставки в Москве, которая прошла годом раньше в Отделе личных коллекций. Портрет писателя Василия Аксенова кисти Б.Г. Биргера был получен в дар от его вдовы Н.Ю. Биргер.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru