Испания

Испанский раздел живописи в Музее довольно малочислен, несмотря на то, что в нем представлены мастера с XV по XX в. В отличие от других европейских школ неравномерный характер собрания не дает возможности увидеть исторического развития испанской жи­вописи , либо достаточно полно охарактеризовать какого-либо отдельного мастера, за исключением Бартоломео Мурильо. История коллекции позволяет судить о некоторых особенностях русского собирательства XIX - начала XX века.

↓ Показать полный текст

Картины на дереве XV - начала XVI века, как правило, приобрета­лись не как испанские, их считали произведениями других европейских школ. Особой любовью пользовалась живопись Бартоломео Мурильо. Интерес к худож­нику возник еще в XVIII столетии и сохранялся на всем протяжении XIX. В его персонажах, особенно в женских образах, видели воплощение подлинно национальных испанских типов и характеров.

Среди живописцев XIX века внимание привлекал Марио Фортуни. Худож­ника ценили не только за насыщенный, сверкающий колорит, но и за обращение к национальному испанскому быту с его своеобразием и ро­мантикой.

Большинство картин классического периода было передано в Музей из Государственного Эрмитажа, куда они были приобретены в XVIII и начале XIX века из известных европейских коллекций (Кузвельта, Уолпола и других). Это, как правило, произведения с традиционной, давно установившей­ся атрибуцией. Работы, атрибуции которых в последние годы были под­вергнуты сомнению, обычно имеют иное происхождение. В основном они поступили из московских частных собраний. Тем не менее, поступившие из различных источников, различные по времени соз­дания, характеру и художественному качеству произведения испанских мастеров составили в стенах Музея единое целое.

В музее хранятся довольно редкие произ­ведениями XV и XVI века. Самое раннее среди них ретабло (заалтарного образа), со сценами «Благовещения» и «Воскресения» каталонской школы начала XV века. Обе картины входили в состав известной коллек­ции М.С. Щекина, который подарил свое собрание Музею еще до его официального открытия - в 1909 году. Другое - представляющее собою створку с евангельскими сценами, может быть отнесено к школе Жаиме Угета и датируется концом XV - началом XVI века. Третье и самое значительное –«Архангел Михаил, взвешивающий души», приписывали каталонскому мастеру Педро Эспаларгесу. При поступлении в музей считалась работой неизвестного мастера валенсийской школы, затем атрибуировалась как работа Педро Угета. Кисти Эспаларгеса доску приписала К.М. Малицкая.

На наш взгляд этот памятник может быть отнесена к арагонской школе, его композиционная схема близка к работе Хуана де ла Абадиа на тот же сюжет, а надпись на обороте «Zaragoza» косвенно указывает именно на арагонское происхождение.

Вторая половина 16 века представлена в Музее картиной Луиса Моралеса. Это одна из лучших работ кастильского мастера на сюжет «Се человек» за пределами Испании. Моралес являлся ведущим испанским маньеристом, в поздних своих работах, предвосхитившим удлиненные и бесплотные фигуры Эль Греко. Но в отличие от Эль Греко он с необыкновенным тщаниям относился к выписыванию каждой детали и к наиболее близкой передаче фактуры изображаемых предметов, что позволяла масляная техника, виртуозному владению которой художник безусловно научился у нидерландских современников. Прекрасной по живописным качествам и натуралистичности в передаче измученного лика Христа представляет собой картина из собрания ГМИИ.

Из Румянцевского музея, из коллекции Апраксиной, поступили три картины, традиционно оп­ределяемые как произведения Хусепе де Риберы. Две из них являются изображениями апостола Иакова Старшего, третья - Антония Отшельника. После проведенной реставрации стало очевидно, что работа «Антоний Отшельник» наиболее близка к полуфигурным композициям самого Риберы, стилистически восходит к «Святому Андрею» 1630-х гг. из собрания Прадо, и написана в мастерской мастера.

Подлинный шедевр московского собрания - маленькая картина Франсиско де Сурбарана «Младенец Христос». Картина ГМИИ была исполнена Сурбараном для алтаря Святого Иосифа в монастыре Тринидад Кальсада и находилась на дверце алтаря.

Христос-ребенок, написанный Сурбараном, поразительно естественен, его живые черты и благожелательность свидетельствуют о безусловной любви Спасителя к страдающему человечеству. Светлая голова и серебристо-голубая туника тяжелой одежды, которая спадает большими фалдами, контрастирует с желто-оранжеватыми облаками. Безупречно подобранную и рафинированную колористическую гамму дополняет небольшое количество оттенков. Мазки мягко положены, следуют друг за другом и уверенно моделируют свет, который распространяется с безошибочным мастерством, соединяя всю композицию. Эта
картина может быть датирована между 1635 и 1640 гг.

Картина Сурбарана «Мадонна с младенцем» изумительна по живописи и относится к позднему периоду творчества художника, являясь одной из его лучших композиций на этот сюжет конца 50-х – начала-60-х гг .В мадридский период Сурбаран получил несколько заказов на небольшие картины с изображением Марии для частных заказчиков. Размер и камерность нашего произведения указывают на то, что картина ГМИИ из их числа. Образ Мадонны, кормящей младенца грудью (Virgo Lactans или Maria Lactans), восходит к византийскому иконографическому типу Galaktotrofusa.

Жанр натюрморта представлен в собрании картиной Антонио Переды «Натюрморт с часами», который традиционно считается парным к композиции из собрания Эрмитажа. Вторая композиция художника «Кающаяся Мария Магдалина» относится к редко встречающимся за пределами Испании картинам Переды на религиозный сюжет. Она происходит из петербургской коллекции графов Шуваловых и хорошо известна публике с начала XX века, после экспонирования на выставке старых мастеров, организованной журналом «Старые годы» в 1908 году.

Переда создал вдохновенный и аскетичный образ святой с бледным и изнуренным лицом, исполненным глубокой печали, в молитве обращенным к небу. По меткому замечанию Липгарта перед нами «яркий пример присущего испанцам смешения религиозного экстаза и реализма

Полотна Мурильо, главы Севильской Академии, дают возможность по­знакомиться с бытовым жанром и алтарной картиной. В собрании Музея - че­тыре произведения произведения мастера. «Девочка с фруктами» типична для раннего периода его творчества, остальные относятся к 70- 80 гг. XVII века. Картина является парной к «Мальчику с корзиной и собакой» из собрания Эрмитажа (инв. 386, холст, масло. 70 х 60). Обе работы упоминаются в инвентаре коллекции фламандского торговца шелком и покровителя художника, Николаса де Омазура в XVII веке. Талант Мурильо в полной мере выражен в этой картине, и прежде всего в той живописной свободе, с которой он моделируют объемы, делая драпировки подвижными, а жесты и мимику естественными, психологически точно передающими настроение персонажа. Такое динамичное чувство формы являлось довольно редким даром для испанских художников.

Другая картина «Архангел Рафаил с епископом Домонте» - является лучшей работой Мурильо в Музее. Она находилась в известной коллекции герцога Максимилиана Лейхтенбергского, полученной им по наследству от его отца, Евгения Богарне. Из Испании картина была вывезена во время наполеоновского нашествия в 1808 году. Это одно из монументальных полотен Мурильо, широко и свободное исполненное, тонкое по колористическим сочетаниям. По мнению Малицкой, моделью для архангела Рафаила послужила красивая девушка-андалузка. По контрасту к поэтическому, идеализированному образу ангела в малиновой плаще и золотистой тунике исполнен строгий портрет епископа Франсиско Домонте, облаченного в белоснежную мантию.

Картина была заказана для алтаря церкви монастыря Мерсидариев в Севилье в связи с принятием Домонте сана в 1680 году: явившийся архангел Рафаил убеждает аббата принять епископский сан. Мурильо выступает здесь как мастер ал­тарной композиции и одновременно как портретист, унаследовавший тра­диции испанской портретной живописи первой половины века. Тонкостью и изысканностью живописи отличается «Бегство в Египет», одно из поло­ тен позднего периода творчества мастера. Картинами Мурильо завершает­ся основная часть испанского собрания - живопись XVII века.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru