Скульптура

Коллекция западноевропейской скульптуры насчитывает более шестисот памятников. За годы существования музея сформировалось собрание, которое в настоящий момент имеет в своем составе произведения от VI до XX столетия.

Первыми памятниками, подаренными в Музей изящных искусств, были скульптуры из коллекций М.С. Щекина (1910) и А.А. Хомякова (1911). В первые послереволюционные годы сюда поступали скульптуры из национализированных собраний. В 1924 году в Музее был открыт ряд живописных залов, в которых первые оригинальные произведения заняли свое достойное место. Планомерное комплектование скульптурных подлинников стало возможным после 1924 года, когда музей вышел из подчинения Университета и начал рассматриваться как музей западноевропейского искусства в Москве. Был организован специальный Отдел скульптуры, куда поступили произведения из расформированного Румянцевского музея, музея бывшего Строгановского училища, музея мебели, из ряда частных собраний (Д.И. Щукина, И.С. Остроухова, О. Браза и др.). В результате коллекция обогатилась образцами полихромной деревянной скульптуры XV–XVI веков, произведениями бронзовой пластики XVI–XVII веков, работами французских мастеров XVIII века — Лемуана, Каффиери, Гудона, Клодиона. После закрытия в 1948 году Музея нового западного искусства, оттуда в ГМИИ поступило свыше 60 скульптур — произведения Родена, Майоля, Бурделя, Цадкина, Архипенко и др. Раздел современной скульптуры создан главным образом благодаря дарам самих скульпторов.

↓ Показать полный текст

Систематизация коллекции ведется по трем основным принципам: материалам, хронологии и национальным школам.

В составе фонда представлены все основные скульптурные материалы: терракота, гипс, фарфор, бронза, чугун, дерево, камень. Самую обширную группу (более 400 памятников или две трети коллекции) составляет бронза. Вторая по величине группа – деревянная скульптура (более 100 памятников), где представлены произведения, начиная с XII века. В еще меньшую группу объединяются камень, терракота, гипс и бисквит (неглазурованный фарфор).

Свои идеи скульптор сначала воплощает в глине и гипсе. Как правило, эти авторские экземпляры не сохраняются. Окончательный, выверенный вариант мастер создает, как правило, в гипсе или терракоте, представляя их на суд заказчика. Такие эскизы, боцетто – также редки. Именно они являются моделями для воспроизведения, подобно тому как рисунок становится основой для перевода его на доску для гравирования и дальнейшего тиражирования. Среди терракот нужно различать авторские модели и воспроизведения (редукции) и в этом случае штамповки оригинальной модели. Эти нюансы – отпечаток живого прикосновения мастера или механического оттиска – нужно учитывать в изучении терракот Клодиона, Карпо или Каррьер-Беллеза, представленных в собрании ГМИИ.

C бронзой сам скульптор, как правило, не работает. Это наиболее удобный и долговечный материал для репродуцирования модели. В собрании музея находятся отливки, выполненные в мастерской и при участии самого скульптора, как «Бюст Вольтера» А. Гудона, и сделанные по его моделям позднее, как «Портрет Мольера» А. Гудона. В таком случае важным является точность воспроизведения авторской модели, а также количество экземпляров, полученных с одной формы: как и в случае с печатанием гравюр малое число оттисков гарантирует сохранность формы и качество репродукций. Совершенствование технологии бронзового литья в XIX веке позволило тиражировать модели скульпторов в большом количестве и разном масштабе и воспроизводить известные памятники древности, как отлив статуи «Софокла»- восходящей к произведению IV века до н.э., который создал А. Калла. Современные бронзовые отливки по нормам международного права имеют маркировку, указывающую на количество экземпляров и порядковый номер данного отлива.

Мрамор – это также превосходный материал для воплощения авторских замыслов. В нем модели повторяются порой не только многократно, но и в разных масштабах. Как и в случае с бронзой, здесь важно не только определение местонахождения и авторства модели, но и уточнение ее размеров. Так, «Амуры, борющиеся за сердце» - мраморная композиция по модели французской работы последней трети XVIII в. Она известна во многих мраморных и бронзовых экземплярах большего и меньшего размера, а также в терракоте. Остается открытым вопрос о времени создания копий с этой популярной модели. Эти вопросы актуальны как для памятников эпохи Возрождения, так и позднейших.

В изучении деревянной скульптуры нужно учитывать ее место в многосоставной алтарной композиции.

Среди национальных школ следует выделить итальянскую, французскую, немецкую, испанскую.

Сложилось так, что именно итальянские скульптуры стали первыми дарами музею. Самые ранние из них относятся к эпохе Возрождения. В инвентарях значатся работы мастерской Я. делла Кверча, Б. да Майано, А. Бусти, А. делла Роббиа, Дж. Рустичи и др. В составе фонда копии с работ Росселино, А. делла Роббиа, Дж. Болоньи. Нельзя сказать, что эта коллекция мрамора, терракоты и майолики репрезентативна. Однако в ней есть, бесспорно, качественные вещи. Это «Сцена битвы» Рустичи1, «Поклонение младенцу Христу» Андреа делла Роббиа, рельеф Бамбайи. Более многочисленна группа итальянской бронзы, в основном XVI–XVII вв. Она насчитывает около сорока предметов. Почти половина из них – из коллекции Д.И. Щукина. Среди ренессансных памятников повторения античных статуй, плакетки, самостоятельные композиции. В группе бронз есть отливки XIX в., а именно повторения работ Дж. Болоньи, а также моделей Я. Сансовино, Д. Ричарелли.

Особую группу бронз составляют отливки более 30 см высотой, работы мастеров барокко. В последние годы установлены авторы некоторых моделей: Ф. Сузини, А. Альгарди, А. Корнаккини .

Среди произведений XVII в. выделяются парные мраморные бюсты работы Дж. Фоджини. В музеях мира существует несколько экземпляров этих моделей, что вызывает интерес исследователей к проблемам авторства и датировки мраморов. Одной из задач является поиск оригинала, выполненного при жизни и/или в мастерской автора, а также уточнение условий заказа и изготовления повторений, что предполагает изучение архивов.

Скульптуры из дерева отнесены по стилистическим признакам к итальянской школе XVII – XVIII вв.

Из произведений XVIII–XIX вв. в коллекции мраморный бюст работы Б. Кавачеппи, две бронзовые статуи Ф. Ригетти и одна композиция А. Кановы. Искусство XX в. представляют лишь отдельные памятники известных мастеров этого столетия – Дж. Манцу , Эм. Греко и Ф. Мессины, полученные после их персональных выставок в Музее.

Если итальянские памятники положили начало музейной коллекции западноевропейской скульптуры, то собрание произведений французских мастеров стало наиболее многочисленным среди других школ за счет приобретений 1970-1980 – х годов. Оно позволяет представить творчество практически всех известных скульпторов Франции XVII–начала XX вв.

Памятники, выполненные из дерева и числящиеся в инвентарях как работы XVI в., мало изучены и не включены в экспозицию. Мастера XVII в. и начала XVIII в. хорошо представлены бронзовыми отливками разного времени, размеров и качества выполнения. Единую группу составляют бронзы с композиций XVII-XVIII вв.: «Диана на охоте» Ансельма II Фламана, «Похищения» Ф. Жирардона и Г. Марси, конные группы Г. и Н. Кусту, группы Лепотра и Куазево. Кроме того, существует целый ряд мелких бронзовых скульптур этого периода. Среди них и повторения известных античных образцов, и оригинальные композиции.

Скульптура середины – второй половины XVIII в. более разнообразна по материалам и богата именами. Здесь представлены работы по моделям Клодиона, Гудона, Лемуана, Каффиери, Пажу, Леконта и др. В этой группе преобладают портретные бюсты, что соответствует приоритетам эпохи Просвещения. Среди повторений популярных в свое время работ Гудона, Пажу и Леконта следует выделить подписной, датированный, но, к сожалению, оставшийся безымянным мраморный бюст дамы работы Лемуана и превосходный бюст Пьера Корнеля в терракоте работы Ж.-Ж. Каффиери. К прекрасным терракотам этого периода относятся три произведения Клода Мишеля, прозванного Клодионом, причем разных жанров: ваза, лежащая фигура и двухфигурная композиция. Эту группу дополняют бронзы, либо выполненные в стиле мастера, либо подписанные его именем.

Среди скульптур Ж. А. Гудона, современника Клодиона, есть как прижизненные работы автора, так и бронзы позднейшего времени. Произведения Буазо, Пигаля, Фальконе и работа Гудона – мраморный бюст «Дианы» относятся к повторениям XIX в.

Французская портретная пластика первой трети XIX века представлена такими именами, как Ф. Массон, Д. Анжерский, Д. Фуаттье.

Мастера XIX в. в коллекции представлены достаточно полно: в ней значатся все крупные имена эпохи. Среди материалов, из которых изготовлены модели памятников, преобладает бронза при очень незначительном присутствии мрамора и терракоты. И эта ситуация объяснима. Техника изготовления изделий из бронзы как репродукционная, развивалась тогда особенно интенсивно благодаря техническим изобретениям, каким стал пантограф А. Калла, облегчивший и воспроизведение модели, и ее масштабирование. В этой части коллекции в небольших размерах воспроизведены монументальные работы Ф. Рюда, Карпо, К. Менье и других мастеров, скульпторов-анималистов А. Бари, Ж. Мена и Вальтона, исторические и мифологические композиции Гехтера, Жерома и Каррьер-Беллеза, жанровые фигуры Леви, Ьуше, Левассера и другие. Здесь можно проследить все художественные направления эпохи: неоклассицизм, романтизм, реализм, символизм. Что особенно ценно - в коллекции музея находится двенадцать произведений О. Родена, центральной фигуры в пластике XIX столетия. Помимо композиций, связанных с «Вратами ада», в ней имеются два портрета – «Бюст Гюго» и «Голова Малера» и «Надгробный памятник бактериологу Г.Н. Габричевскому». Скульптуры А. Майоля составляют не менее яркую, хотя и однородную по материалу (только бронза) группу. Продолжая разговор о французской скульптуре рубежа веков, следует назвать произведения Бурделя, А. Матисса, а также русских мастеров, работавших во Франции уже в XX веке – О. Цадкина и Ж. Липшица. Однако, французская скульптура XX столетия представлена единичными экземплярами, как правило, дарами, какими являются композиции Лорана и Армана.

К немецкому собранию относят порядка сорока произведений деревянной скульптуры XVI–XVII вв. и около десяти памятников XVIII–XIX столетий. Это рельефы и отдельно стоящие фигуры. Шедевром этой части коллекции является «Адам с яблоками», миниатюрная статуэтка, опубликованная неоднократно, в том числе в обобщающем труде М.Я. Либмана, посвященном немецкой скульптуре XIV–XVI вв.2. Прекрасными образцами деревянной скульптуры XVI столетия являются фигура «Святого Роха» и рельеф неизвестного мастера «Положение во гроб». Специальные исследования помогут точнее определить еще несколько достойных экспонатов этой группы, а также экспонатов из собрания немецкой бронзы XVI–XVII вв., состоящего из десяти памятников (более поздних работ еще меньше). Единичные мраморы - произведения Р. Шадова и Ф. Биссена – относятся к первой трети XIX в. Самой представительной группой после дерева XVI–XVII вв. является пластика конца XIX – XX вв., насчитывающая более сорока произведений, преимущественно из бронзы.

Группа испанской деревянной скульптуры очень малочисленна – не более двадцати произведений. Однако ее художественные особенности столь значимы, что практически о каждой работе можно говорить отдельно. Самая ранняя - «Мадонна с младенцем» - относится к XII в. Устойчивость художественной традиции и неизменность технологических приемов усложняют датировку испанской, (да и не только), деревянной скульптуры. Статуя «Петр-мученик» – тому пример. К работам XX столетия относятся единичные произведения С. де Сантьяго.

Особое место занимает коллекция деревянной скульптуры из Африки. Она поступила в музей из Государственного музея нового западного искусства вместе с французской скульптурой из бывших морозовской и щукинской коллекций. В ее составе шесть произведений, которые датируются периодом не позднее второй половины XIX в. Столь ранняя датировка делает эти экспонаты собрания эталонными для изучения других подобных коллекций.

В послевоенный период сложились коллекции современной польской, чехословацкой, болгарской и наиболее интересной и представительной венгерской скульптуры. Среди произведений, подаренных музею в последние годы, выделяются работы Х. Арпа и Ф. Ботеро.

Армянские средневековые хачкары, современная венгерская пластика, африканская традиционная и нидерландско-фламандская деревянная, английская средневековая, монументальная словацкая и югославская скульптура (этот ряд можно продолжить) – составляют в коллекции музея оригинальное целое.

 

Список литературы

  • Аксененко М.Б. Морис Дени о «Помоне» и «Флоре»// Советская скульптура. 79/80. М., 1981. С.254–256.
  • Аксененко М.Б. Монументальный ансамбль М. Дени и А. Майоля в московском особняке И.А. Морозова// Советское искусствознание. ХХ век. Вып. 27. М., 1991. С.423–448.
  • Анималистическая скульптура XIX – начала XX века в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина и частных собраний. М., 2000.
  • Баранов А.Н. Произведения Майоля для особняка И. Морозова// Советская скульптура 79/80. М., 1981. С.244–253.
  • Бурдель Эмиль Антуан. Скульптура и графика (из музеев Франции). Каталог выставки. Л., 1972.
  • «В кругу семьи». Живопись и скульптура из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. М., 2014.
  • Василенко К. Деревянная скульптура и живопись на дереве XV–XVIII веков// Юный художник, 1996, № 9–12. С.10–14.
  • «Вечные темы искусства». Каталог выставки. ГМИИ им. А.С. Пушкина. 1 декабря 2015 – 31 января 2016 г. М., 2015.
  • Высоцкая Ю.А. Опыт каталогизации коллекции оригинальной скульптуры, поступившей в ГМИИ им. А.С. Пушкина в период 1917–1947 гг. Дипломная работа. РГГУ. Факультет истории искусств. 2004 г.
  • Голицынский музей на Волхонке. Каталог выставки. М., 2004.
  • ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка новых поступлений 1959–1969. Живопись. Графика. Скульптура. Прикладное искусство. Монеты. Медали. М., 1970.
  • ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка новых поступлений. 1970–1980. Каталог. М., 1982. (вступ. статья Сененко М.С. о скульптуре С. 69, каталог скульптуры – С.100–104.
  • ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка новых поступлений. 1981–1986. М., 1989.
  • ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка новых поступлений. Живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство. М., 2003. С.17.
  • Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Каталог картинной галереи. М., 1948.
  • Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Каталог картинной галереи. Живопись, скульптура. М., 1961.
  • Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Каталог картинной галереи. Живопись. Скульптура. Миниатюра. М., 1986.
  • Государственный Музей изобразительных искусств. К 100–летию со дня основания музея. М., 1998.
  • ГМИИ им. А.С. Пушкина. Восточные древности. Античное искусство. Старые мастера. Искусство стран Европы и Америки XIX-XX веков. Русское искусство. М., 2013.
  • Государственный музей нового западного искусства. Иллюстрированный каталог. М., 1928.
  • Греко Эмилио. Каталог. Л., 1979.
  • Демская А.А. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина М., 1979; 2-е изд. М., 1983.
  • Западно-европейская скульптура XV – начала XVI века в музеях Советского Союза. Сост. М.Я. Либман. Л., 1988.
  • Искусство тропической Африки в собраниях СССР. М., 1966.
  • Либман М.Я. Еще раз о статуэтке обнаженной женщины, расчесывающей волосы// Сообщения Государственного музея изобразительных искусств. М., 1980. С.113–117.
  • Либман М.Я. Из собрания скульптуры ГМИИ: Исчезнувший и «вновь возникший» шедевр Андреа делла Роббиа; Рельеф Агостино Бусти, прозванного Бамбая; Бюст кардинала Леонардо Медичи работы Джованни Батиста Фоджини// Сообщения ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 1966 Вып.III. С.41–51.
  • Либман М.Я. «Голова мальчика» из собрания Пурталес и ее возможный автор// Сообщения ГМИИ им. А.С. Пушкина М., 1975. Вып.V. С.63–72.
  • Либман М.Я. Немецкая скульптура 1350–1550 гг. М., 1980.
  • Либман М.Я. Рельеф со сценами из младенчества Христа в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. // Труды ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 1960. С. 188–199.
  • Либман М.Я. Статуэтка «Адама» из ГМИИ и зальцбургская школа резчиков 1520-1530-х гг.// Музей-3. Художественные собрания СССР. М., 1982. С.170–174.
  • Либман М.Я. Статуэтка Атласа в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина// Сообщения Института истории искусств АН СССР. 1960. Вып.3–113. С.154–164.
  • Либман М.Я. Статуэтка нагого мальчика// Сообщения Государственного музея изобразительных искусств, 1980. Вып.6. С.117–118.
  • Либман М.Я. Статуэтка Эразма Тривульцио и родственные ей бронзы// Классическое искусство за рубежом. М., 1966. С.45–51.
  • Малицкая К.М. Испанская статуя XVII века в Государственном Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина// Сообщения Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М., 1980. С.45–48.
  • Матисс. Живопись, скульптура, графика. Л., 1969.
  • Мессина Франческо. Скульптура. Графика . Каталог выставки. М., 1978.
  • Мифологические, исторические и литературные сюжеты в произведениях западноевропейской живописи и скульптуры. М., 1994.
  • Морозова С.С. Бюст вице-канцлера А.М. Голицына работы Бартоломео Кавачеппи в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. – «Итальянский сборник» М., 2005. Вып.4. С.256–260.
  • Морозова С.С. Группа итальянских бронз XVII–XVIII вв. в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина// Итальянский сборник. М., 2009. Вып.5. С.188–195.
  • Морозова С.С. Клодион и «клодионы». Стиль мастера. М., 2009. С.191–203.
  • Морозова С.С. Коллекция западноевропейской скульптуры в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Проблемы изучения// Вестник Московского университета. Серия 8. История. М.,2009. С.61–73
  • Морозова С.С. Скульптура в век историзма// Лики истории. Каталог. М., 2009. С.186–187, 190–197.
  • Морозова С.С. О коллекционировании западноевропейской скульптуры в России второй половины XVIII века (по архивным материалам)// Русское искусство нового времени. М., 1996. С.61–73.
  • Морозова С.С. Скульптура // Жизнь музея. Годовой отчет 2007. М., 2008. С.49–52.
  • Морозова С.С. Скульптура с бульвара Распай. –Amant alterna camenae. Сборник статей к 60-летию И.И. Тучкова. М., 2017. С.313-321.
  • Морозова С.С. Скульптурное собрание вице-канцлера князя А.М. Голицына (по архивным материалам)// Канова и его эпоха. Сб. научных статей. М., 2005. С.160–168.
  • Морозова С.С. Собрание скульптуры в Румянцевском музее// Музей и коллекционеры. Эра Румянцевского музея. Картинная галерея. Из истории формирования ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 2010. С.133–149. 
  • Морозова С.С. Терракоты Клодиона: проблемы атрибуции// Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции 2009 г. М., 2010. С.410–423.
  • Морозова С.С. Две бронзовые скульптуры эпохи Людовика XIV в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина. –«Атрибуция, сохранность и реставрация музейных памятников. Часть 2. Древнерусская живопись, изобразительное искусство и скульптура, вопросы хранения  и реставрация. Материалы I научно- практической конференции 13-16 октября 2009 года. М., 2013./ Труды Государственного исторического музея. Выпуск 188. С 228-238.
  • Морозова С.С. Из опыта изучения скульптурных комплексов в частных московских коллекциях последней трети XIX - начала XX века.  -  Павел Третьяков. Предшественники и последователи: частное и музейное коллекционирование XVIII -начала XX века: сборник материалов Международной научной конференции, приуроченной к 180-летию со дня рождения П.М. Третьякова. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2014. С. 244-263.
  • Морозова С.С. Портреты Медичи. Мраморная серия эпохи барокко. – Итальянский сборник. Выпуск. 7. М., 2015. С. 157-166.
  • Никитюк О.Д., Полякова Н.И. Коллекция скульптуры// Музей-3. М., 1982. С.84–93.
  • Никитюк О.Д. Французская скульптура XIX – начала XX вв. Альбом-каталог (рукопись)// ОР ГМИИ им. А.С. Пушкина . Ф.5. Оп.II. Разд. III. Ед. хр. 33.
  • Никитюк О.Д. Тема труда и образ человека труда в творчестве К. Менье (1831–1905)// 50 лет Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М., 1962. Сб. статей. С.282–293.
  • Памятники Музея изящных искусств в Москве. М., 1926.
  • Произведения искусства из собрания московского коллекционера Е.В. Полосатовой. Дар музею: каталог выставки. М., 1985.
  • Расторгуев В.А. О бюсте Франческо дель Неро в Итальянском дворике ГМИИ. Опыт исследования одной музейной этикетки. –Amant alterna camenae. Сборник статей к 60-летию И.И. Тучкова. М., 2017. С.236-261.
  • Роден и его время. Каталог выставки.
  • Романович С.Д. «Женский портрет» работы Осипа Цадкина// Сообщения ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 1975. Вып.V. С.73–76.
  • Сененко М.С. История картинной галереи// Музей–3. М., 1982, С. 44
  • Сергеев Б.С. Начальный этап раскрытия красочного слоя на рельефе «Положение во гроб» (Германия, конец XV – начало XVI вв.)// Тезисы докладов научной сессии, посвященных итогам работы Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина за 1985 г. М., 1986. С.46.
  • Терновец Б.Н. Французская скульптура в Москве// Среди коллекционеров. М, 1922. №10. С.3–15.
  • Тугендхольд Я.А. Первый музей новой западной живописи. М., 1923.
  • Федотова Е.Д. К вопросу о предполагаемых копиях произведений Кановы из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина// Итальянский сборник. М., 2000. Вып.2. С.182–189.
  • Шилейко В.К. Терракотовая «Сцена битвы» и ее связь с композицией этого античного сюжета у Леонардо да Винчи// Труды Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М., Л. 1939. С.19–24.
  • Шилейко-Андреева В.К. Бронзовая группа работы Якопо Сансовино// Жизнь музея. №3 Год II М., 1927. С.28–29.
  • Androssow S.O. Florentines Bronzen des spaetbarock in Museen der UDSSR// Mitteilungen des Kunsthistorischen institutes in Florenz, 1980. Bd. XXIV, Heft 2. S.237–250.
  • Bode W. Denkmaeler der Renaissance Sculptur Toscanas. Muenich. 1905. Vol. 6.S. 83. Pl.264a
  • Liebmann, М. Eine Bildnisbueste Wladislaws IV. VonGeorg Pfruendt// Pantheon. 1967. №25. S.171–175.
  • Liebmann, M. Studien zur deutschen Kleinplastik. Eine Adam-Statuette im Puschkin-Museum zu Moscau und die Salzburger Bildschnitzerwerkstattung 1510-1530// Jahrbuch der bildenden Kunst.1961. Bd. XII. S.197–202.
  • MORÓZOVA Svetlana «Dos esculturas españolas en Moscú: nuevos estudios» - Carlos Mata Induráin y Anna Morózova (eds.), Temas y formas hispánicas: arte, cultura y sociedad, Pamplona, Servicio de Publicaciones de la Universidad de Navarra, 2015. P. 279-294/ ISBN: 978-84-8081-450-8. [Biblioteca Áurea Digital, BIADIG, 28]
  • Schileico-Andreewa, Vera. Zwei unbecannte Bronzestatuetten aus der Vischer-Werkstatt //Jahrbuch der Preussischen Kunstsammlungen, 1929, S.183–185.

______________________

1 Композиция Рустичи в последние годы активно изучается во Франции и Италии, так как московская группа является одним из пяти существующих повторений. Сотрудничество с другими музеями позволит в скором времени получить новые сведения об этом памятнике.

2 Либман М.Я. Немецкая скульптура 1350–1550 гг. М., 1980. С.302; Он же. Статуэтка «Адама»... С.170–174.

Список литературы

         Анималистическая скульптура XIX –начала XX века в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина и частных собраний. М., 2000.

         Баранов А. Н.  Произведения Майоля для особняка И. Морозова // Советская скульптура 79/80. М., 1981. С. 244–253.

         Бурдель - Эмиль Антуан Бурдель. Скульптура и графика (из музеев Франции). Каталог выставки. Л., 1972.

         Василенко К. Деревянная скульптура и живопись на дереве XVXVIII веков.//  Юный художник, 1996, № 9–12. С. 10–14.

         Высоцкая Ю.А. Опыт каталогизации коллекции оригинальной скульптуры, поступившей в ГМИИ им. А.С. Пушкина в период 1917–1947 гг. Дипломная работа. РГГУ. Факультет истории искусств. 2004 г.

         Голицынский музей на Волхонке. Каталог выставки.М., 2004.

         ГМИИ им. А.С. Пушкина.  Выставка новых поступлений 1959–1969. Живопись. Графика. Скульптура. Прикладное искусство. Монеты. Медали. М., 1970.

         ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка новых поступлений. 1970–1980. Каталог. М., 1982. (вступ. статья Сененко М.С. о скульптуре С. 69, каталог скульптуры – С. 100–104.

         ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка новых поступлений. 1981–1986. М,, 1989.

         ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка новых поступлений. Живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Москва, 2003. С. 17.

         Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Каталог картинной галереи. М., 1948.

         Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Каталог картинной галереи. Живопись, скульптура. М., 1961.

         Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Каталог картинной галереи. Живопись. Скульптура. Миниатюра. М., 1986.

         Государственный Музей изобразительных искусств. К 100–летию со дня основания музея. М., 1998.

         Государственный музей нового западного искусства. Иллюстрированный каталог. М., 1928.

         Греко – Эмилио Греко. Каталог. Л., 1979.

         Демская А.А. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина М., 1979; 2-е изд. М., 1983.

         Западно-европейская скульптура XV- начала XVI века в музеях Советского Союза. Сост. М.Я. Либман. Л., 1988.

         Искусство тропической Африки в собраниях СССР. М., 1966.

         Либман М.Я. Еще раз о статуэтке обнаженной женщины, расчесывающей волосы //Сообщения Государственного музея изобразительных искусств. М., 1980. С. 113–117.

Либман М.Я. Из собрания скульптуры ГМИИ: Исчезнувший и «вновь возникший» шедевр Андреа делла Роббиа; Рельеф Агостино Бусти, прозванного Бамбая; Бюст кардинала Леонардо Медичи работы Джованни Батиста Фоджини//Сообщения ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 1966 Вып. III. С. 41–51. 

Либман М.Я. «Голова мальчика» из собрания Пурталес и ее возможный автор//Сообщения ГМИИ им. А.С. Пушкина М., 1975. Вып. V. С.63 – 72

         Либман М. Я. Немецкая скульптура 1350–1550 гг. М., 1980.

         Либман М.Я. Рельеф со сценами из младенчества Христа в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. // Труды ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 1960. С. 188–199.

         Либман М.Я. Статуэтка «Адама» из ГМИИ и зальцбургская школа резчиков 1520-1530-х гг.//Музей-3. Художественные собрания СССР. М., 1982. С. 170–174.

         Либман М.Я. Статуэтка Атласа в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина// Сообщения Института истории искусств АН СССР. 1960. Вып. 3–113.  С.154–164.

         Либман М.Я. Статуэтка нагого мальчика// Сообщения Государственного музея изобразительных искусств,  1980. Вып. 6. С.117, 118.

         Либман М.Я. Статуэтка Эразма Тривульцио и родственные ей бронзы // Классическое искусство за рубежом. М., 1966. С. 45–51.

         Малицкая К.М. Испанская статуя XVII века в Государственном Музее  Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина//Сообщения Государственного Музея Изобразительных Искусств  им .А.С. Пушкина. М., 1980. С. 45–48.

         Матисс. Живопись, скульптура, графика. Л., 1969.        

         Мессина – Франческо Мессина. Скульптура. Графика . Каталог выставки. М., 1978.

         Мифологические, исторические и литературные сюжеты в произведениях западноевропейской живописи и скульптуры. М., 1994.

         Морозова С.С.  Бюст вице-канцлера А.М. Голицына работы Бартоломео Кавачеппи в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. – «Итальянский сборник»  М., 2005. Вып. 4. С. 256–260.

         Морозова С.С. Группа итальянских бронз XVIIXVIII вв. в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина//Итальянский сборник. М., 2009.  Вып. 5. С.188-195.

         Морозова С.С. Клодион и “клодионы”. - “Стиль мастера”.М., 2009. С.191-203.

         Морозова С.С. Коллекция западноевропейской скульптуры в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Проблемы изучения. - «Вестник Московского университета» Серия 8. История Вып.;/М.,2009. С.61-73

Морозова С.С. Скульптура в век историзма. - «Лики истории.» Каталог. М.,

2009. С. 186- 187, 190-197

         Морозова С.С. О коллекционировании западноевропейской скульптуры в России второй половины XVIII века (по архивным материалам//Русское искусство нового времени. М., 1996. С.61 –73.

        

Морозова С.С. Скульптура //Жизнь музея. Годовой отчет 2007. М., 2008. С. 49–52

Морозова С.С. Скульптурное собрание вице-канцлера князя А.М. Голицына (по архивным материалам).// Канова и его эпоха. Сб. научных статей. М., 2005. С. 160 — 168.

Никитюк О.Д., Полякова Н.И. Коллекция скульптуры //Музей-3. М., 1982. С. 84–93

Никитюк О.Д.  Французская скульптура XIX–начала XX в. Альбом-каталог. (рукопись)//ОР ГМИИ им. А.С. Пушкина . Ф. 5. Оп.II. Разд. III. Ед. хр. 33.

Никитюк О.Д. Тема труда и образ человека труда в творчестве К. Менье (1831-1905) // 50 лет Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М., 1962. Сб. статей. С. 282–293.

Памятники Музея изящных искусств в Москве. М., 1926.

Произведения искусства из собрания московского коллекционера Е.В. Полосатовой. Дар музею: каталог выставки. М., 1985.

Роден и его время. Каталог выставки. М., б.г

         Романович С.Д.  «Женский портрет» работы Осипа Цадкина // Сообщения ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 1975. Вып. V. С. 73 – 76.

         Сененко М.С. История картинной галереи. – Музей–3. М., 1082, С. 44–

         Сергеев Б.С.  Начальный этап раскрытия красочного слоя на рельефе «Положение во гроб» (Германия, конец XV–начало XVI в.)  // Тезисы докладов научной сессии, посвященных итогам работы Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина за 1985 г. М., 1986. С. 46.

         Терновец Б.Н. Французская скульптура в Москве. «Среди коллекционеров» М, 1922. № 10. С. 3-15.

         Тугендхольд Я.А. Первый музей новой западной живописи. М., 1923.

         Е.Д.Федотова. К вопросу о предполагаемых копиях произведений Кановы из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина/ Итальянский сборник.  М., 2000. Вып.2.С. 182—189.

         Шилейко В.К. Терракотовая «Сцена битвы» и ее связь с композицией этого античного сюжета у Леонардо да Винчи // Труды Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М., Л. 1939. С. 19–24.

         Шилейко –Андреева В.К. Бронзовая группа работы Якопо Сансовино // Жизнь музея. № 3 Год II М., 1927. С. 28 –29.

         Androssow S.O. Florentines Bronzen des spaetbarock in Museen der UDSSR – in: Mitteilungen des Kunsthistorischen institutes in Florenz,1980. Bd. XXIV, Heft 2. S. 237–250.

Bode W. Denkmaeler der Renaissance Sculptur Toscanas. Muenich. 1905.Vol. 6.S. 83. Pl.264a

Liebmann, М. Eine Bildnisbueste Wladislaws IV. VonGeorg Pfruendt// Pantheon.  1967. № 25. S. 171–175.

         Liebmann, M. Studien zur deutschen Kleinplastik. Eine Adam-Statuette im Puschkin-Museum zu Moscau und die Salzburger Bildschnitzerwerkstattung 1510-1530 // Jahrbuch der bildenden Kunst.1961. Bd. XII.  S. 197–202.

         Schileico-Andreewa, Vera. Zwei  unbecannte Bronzestatuetten aus der  Vischer-Werkstatt //Jahrbuch der Preussischen Kunstsammlungen, 1929, S. 183–185.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru