Статуэтки Аменхотепа и Раннаи

Новое царство, 18 династия, правление Хатшепсут, 1479–1425 до н. э.

эбеновое дерево, стекло, позолота, гипс

Высота 44 и 33 см; ширина 8,5 и 8 см; толщина 36 и 22 см

Из коллекции В.С.Голенищева; происхождение: Фивы, некрополь Шейх Абд эль-Курна, гробница ТТ 345

В ГМИИ с 1911.

I.1.а 2103, 2099

Посмотреть на панораме зала

Парные статуэтки жреца Аменхотепа и его супруги, жрицы (певицы) бога Амона Раннаи, происходят из гробницы № 345, расположенной в древнеегипетском некрополе знати Шейх Абд эль-Курна, на западном берегу Фив. Как свидетельствуют надписи, обе были заказаны сыном этой четы. Фигурки выполнены из ценного эбенового дерева, браслеты и колье женщины – из золотой фольги, глаза инкрустированы стеклом. Жреческий передник Аменхотепа сделан из гипса и посеребрен. На Аменхотепе типичный объемный передник жреца на одной бретели, на его бритой голове нет парика. Раннаи одета в сильно облегающее платье, подчеркивающее ее удивительно стройную фигуру. На голове пышный парик, сплетенный из множества косичек и скрепленный по пробору лентой. На груди – многоярусное колье из золотых лепестков лотоса. Оба супруга обуты в сандалии. Производит большое впечатление манера обработки драгоценного эбенового дерева – импортного материала, который везли из южных областей. Мастер словно лишает его природной фактуры, доводя поверхность до абсолютного совершенства. Такое же впечатление совершенства и уравновешенности производит группа в целом – благодаря своим пропорциям, сочетанию материалов, безупречным линиям силуэта, правильным чертам лица. Будто воплощение древнеегипетского понятия нефер (егип. красота, благо), фигуры существуют вне времени и пространства.

При этом статуэтки были созданы в определенный исторический период, а именно в начале Нового царства, в эпоху правления фараона-женщины Хатшепсут, что доказывается надписями в гробнице, откуда они происходят. Интересен один из титулов Аменхотепа – первый царевич. Являясь жрецом уаб (егип. чистый), он служил в штате храма обожествленного царя Тутмоса I в Карнаке и участвовал в религиозных процессиях с торжественным выносом ритуальной ладьи и драгоценной культовой статуэтки божества в ней. Титул «первый царевич» присваивался правому направляющему из первой пары жрецов, несущих ладью. Этот же титул унаследовал сын Аменхотепа. Примечательно, что храм был посвящен умершему царю Тутмосу I, отцу Хатшепсут. Будучи соправительницей юного Тутмоса III, сына ее почившего супруга Тутмоса II от побочной жены, она фактически отстранила его от трона и поэтому при любой возможности подчеркивала легитимность своей власти. В храме и других надписях царицы ее обожествленный отец отождествляется с Амоном, следовательно, она сама – дочь бога и, тем самым, законная наследница. Так в памятнике частного лица, носящего редкий титул, отразилась история времени.

Перевод надписей:
На переднике Аменхотепа: Выходящее все на жертвенник Бога Прекрасного Ашепкара (Аа-хепер-ка-Ра, тронное имя Тутмоса I) – для царевича первого Правобортного Аменхотепа, правогласного.
На постаменте Аменхотепа: Жертва, которую дает царь для Амона, владыки престола Обеих Земель, начальника Карнака, умножающего годы того, кого он возлюбил, удлиняющего век того, кого он возжаловал, сладостного к тому, кто поместил его в сердце своем, благосклонного к тому, кто служит ему, изобильного хлебом на жертвеннике в продолжение дня каждого, для Двойника уаба передней пары царя Ашепкара Аменхотепа.
На постаменте Раннаи вверху: Жертва, которую дает царь для Амона-Ра и Осириса, бога старшего, с тем чтобы велели они, чтобы был выведен голос в виде хлеба и пива, быков и птицы, сосудов из алебастра и тканей, ладана и умащений, корзин с плодами и овощей всяких, вещей всяких прекрасных и чистых, чтобы позволили они вдыхать ветер северный для Двойника певицы Амона Раннаи.
На постаменте Раннаи сбоку справа: Это сын ее – тот, кто оживил имя ее, а именно уаб передней пары царя Ашепкара Ашепкарасенеб.

(Перевод О.Д. Берлева)

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru