Статуя царя Аменемхета III

Среднее царство, 12 династия, ок. 1853–1806 до н. э.

базальт

Высота 29 см; ширина 16 см; толщина 20 см

Из коллекции В.С.Голенищева

В ГМИИ с 1911.

I.1.а 4757

Посмотреть на панораме зала

Царская пластика – важнейшая часть государственной идеологии Древнего Египта. Царь считался одновременно богом и человеком, он рождался от солнечного бога и земной женщины. Царь отвечал за жертвоприношения богам, которые осуществлялись в многочисленных храмах по всей стране, и одновременно сам был объектом поклонения, воплощая всю божественную мощь и неприступность. От него напрямую зависело существование и процветание страны. Поэтому царские статуи были неотъемлемой частью храмовой скульптурной программы. Огромное количество статуй и их фрагментов хранится ныне в музеях мира, однако это всего лишь скудные остатки первоначального богатства и изобилия царских образов.

Фрагмент сидящей статуи царя 12 династии Аменемхета III в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина – признанный шедевр царской пластики Среднего царства. В 1893 году В.С. Голенищев написал статью, в которой сопоставил полностью сохранившуюся, включая вырезанное на ней имя, статую Аменемхета из Эрмитажа и портрет этого царя из своей собственной коллекции с лицами сфинксов из города Таниса в Нижнем Египте. Впервые в европейской египтологии при атрибуции памятников Голенищев использовал стилистический анализ, дополняющий перевод иероглифических текстов. В результате исследователь доказал, что все три статуи изображают одного и того же фараона. С этой работы фактически началось изучение царского портрета эпохи Среднего царства.

Характерные физиогномические черты Аменемхета III ярко выражены: широко поставленные узкие глаза, прямой нос с ровной переносицей, выступающие скулы и впалые щеки, напряженно сжатый рот и выпуклый подбородок, несоразмерно большие уши. Доминируют изломанные линии, создавая впечатление дробного чеканного рельефа и подчеркивая отнюдь не юный возраст изображенного. Это лицо разительно отличается от спокойно-безмятежных, вечно молодых и отрешенных образов царей Древнего царства. Применительно к статуям Аменемхета III и его отца Сенусерта III египтологи говорят даже о феномене царского портрета 12 династии, имея в виду заметные реалистические и – сверх того – психологические тенденции. В основе своей они не присущи древнеегипетской скульптуре и тем более изображениям царей, соединявших в себе человеческое и божественное начала. Ведь психологизм предполагает запечатление малейших оттенков настроения или сугубо индивидуальных особенностей характера, а египтяне стремились к стабильности, неизменности, типизации, идеализации – тем качествам, которые понимались ими как принадлежность вечности. Таким образом, царский портрет 12 династии – особая страница египетского искусства, и Музей может по праву гордиться первоклассным памятником этого периода.

На голове Аменемехета III – плат немес и часть урея, древнейшие атрибуты царской власти. Известно, что этот царь построил две пирамиды в Нижнем Египте: одну в Дахшуре, не использованную из-за просчетов при строительстве, другую – в Хаваре, в Фаюмском оазисе. Вторая пирамида была частью грандиозного культового комплекса, от которого, к сожалению, практически ничего не сохранилось, хотя античные авторы дивились этому сооружению (например, Геродот, назвавший его Лабиринтом). Тем ценнее для нас запечатленные в камне свидетельства о личности Аменемхета III, одного из самых значительных царей 12 династии. До наших дней дошло около 60 статуй царя и их фрагментов, которые находятся в знаменитых египетских собраниях Каира, Берлина, Мюнхена, Парижа, Копенгагена, Рима, Санкт-Петербурга. Однако портрет из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина – «едва ли не самый насыщенный внутренним содержанием; это скорее идея царя, чудовищная сила... воплощение судьбы миллионов людей, зависящих даже не от взгляда – божество не смотрит ни на кого в отдельности, – а от легкого движения бровей». (О.Д. Берлев).

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru