Гидрия чернофигурная с изображением петухов

Клазомены, группа Урла, третья четверть VI в. до н.э.

глина, черный античный лак, пурпур, белая краска

Высота 27 см

В ГМИИ с 1969.

II.1.б.1364

Посмотреть на панораме зала

В число крупнейших центров восточно-греческой вазописи, существовавших в VI в. до н.э. на побережье Малой Азии, входят Клазомены, располагавшиеся в Северной Ионии. Здесь около середины VI столетия, под влиянием керамики Коринфа и Аттики, складывается своя школа чернофигурных росписей. Их отличает темно-коричневый, почти черный лак силуэтных изображений, обильное применение тонкой и аккуратной гравировки, а также накладных красок, белой и пурпурной, положенных непосредственно на глину. Гидрии – одна из наиболее распространенных форм сосудов у клазоменских мастеров. Четкие, немного жестковатые контуры ваз, рельефные валики и выступы указывают на возможные металлические прототипы.

Московская гидрия целиком покрыта черным лаком, за исключением «корзины» лучей над ножкой и двух клейм с росписью – на плечиках и тулове. В первом, обрамленном сверху узкой полоской язычков, изображены четыре сирены, во втором - два петуха в геральдической композиции. Лица и грудь сирен окрашены белой краской, перья крыльев всех существ переданы тщательной гравировкой, детали оперения сирен и петухов, гребни, бородки и шеи последних дополнены пурпуром и полосками мелких белых точек.

Изображения петухов и сирен нередки в клазоменской керамике, прежде всего в группе, получившей название группа Урла (по названию современного местечка близ Клазомен). Росписи входящих в нее амфор и гидрий отличает любовь к полихромии, хотя рисунок не всегда четкий и аккуратный. Большинство ваз и фрагментов датируется между 540 – 520 гг. до н.э. Примечательно, что гидрии этой группы представлены почти исключительно фрагментами, московский сосуд – единственный целый экземпляр. Его великолепная сохранность объясняется тем, что ваза была найдена в погребении, случайно открытом близ станицы Таманская в 1929 году. Первоначально сосуд хранился в музее г. Темрюка. Во время Великой Отечественной войны он пропал, как и многие памятники крымских и южнорусских музеев. В 1960-е годы гидрия «всплыла» в Германии и была приобретена у частного лица Государственным собранием скульптуры Дрездена. Благодаря ранней, еще довоенной публикации вазы в одном из немецких археологических журналов, было установлено ее происхождение, и в 1969 году гидрия поступила в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Полное описание смотрите в электронном каталоге "Шедевры античного искусства"

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru