Амфора краснофигурная с изображениями Эос и Ахилла

Аттика, около 440 г. до н.э., вазописец Полигнот

глина, черный античный лак, белая краска

Высота 57,9 см.

Поступила в ГМИИ из Государственного исторического музея; происходит из Нолы (?)

В ГМИИ с 1923.

II.1.б.73

Посмотреть на панораме зала

Третья четверть V в. до н.э. - время расцвета классического искусства, связанного прежде всего с именем прославленного скульптора Фидия. Сдержанность и некоторая торжественность композиций, простые непринужденные позы фигур, размеренные движения, отсутствие ярко выраженных чувств и переживаний героев – все эти черты, присущие искусству высокой классики, находят отражение в расписной керамике рассматриваемого периода. К числу ведущих мастеров этого времени принадлежит вазописец Полигнот, чья подпись сохранилась на четырех сосудах – двух стамносах, амфоре и пелике, а также на фрагменте кратера.

Подписная амфора Полигнота хранится в собрании Музея. Лицевую сторону ее украшает изображение Эос на колеснице, запряженной крылатыми конями; на обороте представлены Ахилл, грустящий после потери прекрасной пленницы Брисеиды, и утешающие его Патрокл и Фойникс. Крупные фигуры занимают все тулово вазы, немного распластываясь по его поверхности и заходя на плечики. Волны океана, из которых поднимается колесница Эос, обозначены мазками серовато-белой краски и фигуркой дельфина. Под вожжами в руках Эос едва заметная подпись вазописца: «Полигнот расписал». Фигурную роспись дополняют орнаменты пальметт на шейке и на боковых сторонах тулова, под ручками.

Московская амфора относится к позднему периоду творчества вазописца. К этому времени рисунок его, точный и чистый, становится более лаконичным, в нем преобладают тонкие длинные линии черного лака, местами приобретающего коричневатый оттенок. В трактовке складок и узоров одежд, особенно женских, появляется некоторая беглость и даже небрежность, контрастирующая с тщательно выписанными одеждами на вазах раннего периода. Фигуры людей трактованы несколько идеализированно, но в позе Ахилла, понуро сидящего на скамье, с накинутым на голову краем плаща, хорошо передано его эмоциональное состояние.

Полное описание смотрите в электронном каталоге "Шедевры античного искусства"

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru