Большая диадема из «Клада А»

2400 – 2200 гг. до н.э.

золото листовое; кованные четырехгранные проволочки и крепежные планочки; тисненый орнамент

Общая длина 50,8 см; ширина в налобной части 26,0 см; длина вертикальных длинных цепочек до нижних горизонтальных планок 27,3 см

До 1945 года хранился в Музее древнейшей и ранней истории в Берлине

Аар.9

Посмотреть на панораме зала

Большая диадема из «Клада А», названного Генрихом Шлиманом «Сокровище Приама», принадлежит к одной из наиболее известных его троянских находок. Это обусловлено не только тем, что ни самим первооткрывателем Трои, ни позднее – другими археологами за долгие годы раскопок в Трое и на синхронных поселениях Анатолии и бассейна Эгейского моря не было найдено подобного шедевра. Решающую роль в его всемирной популярности сыграло и то обстоятельство, что в «Атласе троянских древностей» («Atlas trojanischer Alterthümer». Leipzig, 1874), Шлиман поместил фотографию молодой красавицы-жены, гречанки Софии, увенчанной этой диадемой. Фотография, воспроизведенная сотни раз в различных изданиях, стала своего рода «визитной карточкой» троянской коллекции Шлимана.

Большая диадема – уникальный памятник древнего ювелирного искусства датируется, также как и большинство предметов из найденных Шлиманом 19 троянских кладов, периодом Троя IIg (2400 – 2200 гг. до н.э.), то есть относится к эпохе ранней бронзы.

Диадема представляет собой сложную конструкцию: к основе – горизонтальной цепочке, крепятся 90 вертикальных цепочек. При этом по краям расположено по 8 более длинных цепочек. Всего в этом украшении использовано 12 271 колечко-звено, собранное в цепочки с прикрепленными к ним 4 066 чешуйками. Нижние концы более коротких цепочек налобной части оформляют подвески в форме двух соединенных расходящихся внизу зубцов с вертикальными продольными ребрами. Концы симметрично свисающих длинных боковых цепочек первоначально украшали 16 антропоморфных подвесок-«идолов», по 8 с каждой стороны (сохранилось 14 этих фигурок: 6 на правой и 8 на левой стороне). Подвески имеют форму более сложных геометрических фигур, образованных в верхней части равносторонним треугольником со скругленной вершиной, в нижней – расширяющейся книзу трапецией. Боковые грани верхнего элемента фигуры обрамлены точечным рельефным орнаментом. Три тройных ряда горизонтального точечного орнамента делят фигуру на три поля. В центре верхнего и среднего полей расположено по одной выпуклой точке, в нижнем поле – горизонтальный ряд из трех таких точек.

Все чешуйки и подвески, украшающие диадему, вырезаны из листового золота без использования штампов и потому несколько отличаются друг от друга, что придает этому произведению торевтики неповторимое своеобразие.

Весьма любопытна конструкция крепления длинных боковых цепочек диадемы. Их вертикальные ряды фиксируются с помощью специальных, прикрепленных горизонтально планочек с рядами отверстий. Такая система, напоминающая ванты такелажа парусного судна, не позволяет вертикально свисающим цепочкам перепутываться между собой, обеспечивая удобство ношения этого сложного убора.

В научной литературе высказывалось несколько гипотез относительно использования Большой диадемы: предполагалось, что она входила в комплект погребальных украшений; либо что она могла служить украшением культовой фигуры-ксоана; и, наконец, что она являлась головным убором царицы или жрицы.

На наш взгляд, наиболее близким к истине является последнее предположение. Предпринятое нами тщательное рассмотрение тыльной стороны диадемы при значительном увеличении показало, что внутренние плоскости ее элементов имеют характерные потертости и микро царапины, возникающие обычно при трении о примыкающую поверхность. Вероятнее всего, что этот драгоценный убор, наряду с другими ювелирными изделиями, содержавшимися в «Кладе А», использовался при определенных торжественных церемониях, подчеркивая статус его владелицы, символизируя принадлежность к царскому роду или высшему жреческому сословию. При этом, скорее всего, диадема не одевалась непосредственно на прическу, но крепилась на специальный головной убор.

Литература

Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана. Каталог выставки. ГМИИ им. А.С.Пушкина – Леонардо Арте. 1966. С. 39; 198-200.

Полное описание смотрите в электронном каталоге "Шедевры античного искусства"

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru