Голова богини из резиденции боспорских Спартокидов

Около середины IV в. до н.э.

мрамор

Высота 44,5 см.

Раскопки Боспорской экспедиции ГМИИ им. А.С.Пушкина в Пантикапее. Найдена в 1989 г. на Центральном раскопе. (Город Керчь, Крымский п-ов)

В ГМИИ с 1989.

М-1526

Посмотреть на панораме зала

Голова принадлежит акролитному1 статуарному изображению женского божества. Эта поистине уникальная находка была сделана в ходе археологических раскопок Боспорской экспедиции ГМИИ им. А.С.Пушкина 1989 года при исследовании 12-метрового колодца, располагавшегося в центре главного здания басилеи – царской резиденции на акрополе столицы Боспорского царства Пантикапея.

Голова выполнена из белого мелкозернистого мрамора, привезенного в Пантикапей с одного из островов бассейна Эгейского моря, вероятно Пароса. Размеры головы свидетельствуют о том, что статуя, которой она принадлежала, значительно превосходила человеческий рост и могла достигать 2,5 м.

Этот великолепный подлинник монументальной пластики был создан около середины IV в. до н.э. мастером, работавшим в традициях школы великого Поликлета2. На это указывает ряд характерных признаков: общая монументальность изображения при обобщенности, лаконичности в передаче деталей – глаз, щек, губ, подбородка. Характерен рисунок мягко моделированных, слегка выступающих надбровий и четко очерченных бровей, а также трактовка глазных век. Мягко очерченные губы как бы слегка приоткрыты, их уголки акцентированы небольшими высверленными углублениями. Такой прием усиливает игру светотени, повышает выразительность этого столь важного в изображении лица элемента.

Голову поддерживает массивная, напоминающая ствол колонны шея. Срез шеи оформлен в виде плоскости, имеющей уклон от внешнего края к тыльной стороне, в центре которой находится уступ, высотой до 3 см, расположенный по продольной оси. Наличие этой специально отесанной плоскости указывает на то, что голова с шеей, выполненные в едином блоке, затем монтировались на корпус скульптуры.

Над височными сторонами головы, непосредственно по слабо моделированным прядям прически, расположены в один – два ряда высверленные отверстия, диаметром около 10 мм и глубиной до 25 мм. Большая их часть на момент находки оказалась заполнена специальными вкладышами, вытесанными также их белого мрамора и укрепленными в отверстиях на белом цемянковом растворе.

Верхняя часть головы обработана черновой отеской по всей поверхности и, что совершенно очевидно, не предназначалась для обзора. Более того, в нее впущена массивная железная скрепа, залитая свинцовой «рубашкой», служившей для предотвращения коррозии этого крепежного элемента и повреждения мрамора скульптуры. Чисто визуально, верхняя часть головы слишком мала, ее объем не соответствует пропорциям лица и шеи изображения. Все сказанное свидетельствует о том, что скульптура на каком-то этапе подверглось существенной переделке или ремонту.

Археологический контекст находки и комплексный анализ состояния строительных остатков позволяют заключить, что статуя и сам дворец, в котором она была установлена, пострадали от катастрофического землетрясения во второй четверти III в. до н.э.

Какому божеству была первоначально посвящена эта статуя, сказать затруднительно. Очевидно лишь, что изображение богини венчал головной убор в виде венка или диадемы из металла, крепившийся с помощью металлических, скорее всего свинцовых, стержней, впущенных в специальные отверстия, просверленные по боковым сторонам головы3. По-видимому, первоначально изображения ушей отсутствовали, будучи полностью прикрыты прядями прически или элементами венка.

После катастрофы при ремонте металлический убор был заменен массивным, скорее всего каменным шлемом, крепившемся с помощью железной скрепы, для чего верхняя часть головы была значительно уменьшена путем черновой отески. Поскольку шлем, по-видимому, был аттического эллинистического типа, и позволял частично видеть уши, их изображения были выполнены и прикреплены с помощью цемянкового раствора. С этого момента скульптура стала изображением богини-воительницы Афины – покровительницы царского дома Спартокидов. Переделка статуи могла быть осуществлена в ходе восстановительных работ во дворце около середины III века до н.э., в царствование Левкона II, на монетах которого, впервые появляется изображение именно этого божества.

В ходе бурных и трагических событий конца II – 60-х годов I вв. до н.э., связанных с дворцовым переворотом Савмака, убийством последнего царя из династии Спартокидов Перисада V, включением Боспорского царства в состав державы Митридата VI Евпатора, центральное здание басилеи было разрушено. Скульптурное изображение Афины оказалось разбито и его голова, вместе с обломками архитектурных деталей и черепичным боем сброшена в колодец. Именно это обстоятельство позволило сохранить для нас шедевр древнегреческой скульптуры.

[1] Акролитная скульптура – статуарное изображение, элементы которого выполнены из отдельных кусков камня, в том числе и имеющих различный цвет. Например, голова, руки и ступни ног статуи вырезаны из светлого мрамора, одеяние – из темного или пестрого сорта камня, а затем эти детали смонтированы с использованием металлических скреп.

[2] Poliklet. Der Bildhauer der griechischen Klassik. Ausstellung im Liebighaus. Museum alter Plastik. Frankfurt am Mein 1999

[3] Аналогичные крепежные отверстия с сохранившимися в них остатками свинцовых штырьков имеются в другом скульптурном фрагменте, найденном в 1949 году при раскопках Боспорской экспедиции на горе Митридат (раскоп Верхний Митридатский) и хранящемся в ГМИИ им. А.С.Пушкина (Инв. М-408).

Полное описание смотрите в электронном каталоге "Шедевры античного искусства"

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru