Жертвоприношение Авраама

Гиберти Лоренцо

II.2.в.118

Слепок

Подлинник

бронза, позолота

1401-1402

Национальный музей. Флоренция, Италия

Посмотреть на панораме зала

В первой половине XV века, на начальном этапе истории итальянской скульптуры эпохи Возрождения, главную роль играл декоративный рельеф. Ренессансный скульптурный рельеф использовался в украшении соборов: порталов (входных дверей), интерьеров (проповеднических кафедр или купелей), а также на фасадах гражданских зданий – госпиталей, приютов и даже частных дворцов.

В 1401 году во Флоренции был объявлен конкурс на создание рельефов для бронзовых дверей флорентийского Баптистерия Сан Джованни. Среди семи его участников были: Филиппо Брунеллески – впоследствии великий флорентийский архитектор, его соотечественник скульптор Лоренцо Гиберти и великий сиенский скульптор Якопо делла Кверча. Всем участниками конкурса было предложено отлить бронзовый рельеф на тему «Жертвоприношение Авраама». Размеры, декоративное обрамление в виде готического четырехлистника – квадрифолия и даже количество фигур были заранее заданы условиями конкурса. В экспозиции зала представлены слепки с двух дошедших до наших дней конкурсных рельефов, признанных лучшими. Их исполнили Брунеллески и Гиберти.

Праотец Авраам, послушный божественной воле, должен принести в жертву своего первенца Исаака. Только чудесное явление ангела в последний момент предотвращает гибель мальчика. Брунеллески трактует сюжет со всей буквальностью и подчеркнутым драматизмом. По жестким условиям конкурса композиция должна была включать кроме главных героев сцены изображение двух слуг, мула и ягненка, элементы пейзажа и, наконец, должна была быть четко вписана в сложное декоративное пространство квадрифолия. В фигуре слуги нижнего ряда композиции Брунеллески легко узнается мотив движения знаменитой греческой статуи «Мальчик, вынимающий занозу» (Слепок в зале № 16)

Впоследствии двери выполнил Гиберти. Его рельеф, отлитый по одной форме, технически превосходит рельеф Брунеллески, составленный из отдельных, прикрепленных к фону фигур. Позы и движения у Гиберти лишены драматизма, скорее исполнены позднеготической грации и внешней эффектности.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru