Апофеоз инфанты Изабеллы

Петер Пауль Рубенс

автор

1634

дерево (дуб), масло

69 х 70 см.

Ж-2626

Посмотреть на панораме зала

В ГМИИ с 1930 г.из Эрмитажа. Ранее  ратуша в Антверпене, конец XVII века – коллекция художника Проспера Хендрика Ланкринка в Лондоне, 1736–1779 гг. – собрание лорда Уолпола, Эрмитаж.

В конце 1634 года Рубенс вместе со своими друзьями  антверпенским бургомистром Рококсом и знатоком древностей Гевартсом приступил к созданию праздничного убранства Антверпена по случаю торжественной встречи нового наместника Фландрии, брата короля Филиппа IV, кардинала инфанта Фердинанда. Одна из триумфальных арок прославляла его предшественницу эрцгерцогиню Изабеллу.

↓ Показать полный текст

В тимпане двухъярусного сооружения была помещена живописная композиция, где слева изображена опустившаяся на колени Бельгия. Рядом с ней в темных траурных одеждах скорбно стоит Печаль. С мольбой о милосердии устремила Бельгия свой взгляд и руки вверх. Там на облаках – явление Изабеллы в одежде монахини (она носила ее после смерти мужа). Рядом с ней женская фигура, олицетворяющая Милосердие. Изабелла указывает вниз, туда, где испанский король отправляет на правление во Фландрию своего брата. Позади монарха представлены Юпитер и Минерва – олицетворение власти, мудрости и воинской доблести. Впереди Фердинанда два гения несут кадуцей, жезл бога торговли Меркурия, рог изобилия и щит Персея с головой Медузы Горгоны, с помощью которого герой победил чудовище и освободил Андромеду, а также пучок травы, символ надежды. Из вод поднимаются лошади морского божества. Надписи уточняли аллегорическую программу, предложенную Рубенсом и его друзьями: на жертвеннике на вершине обрамления тимпана написано: «Матери Отечества, принятой на небо»; в нижней части тимпана: «Вот он, тот муж [которого вы ждали], «готовый к тому и другому», то есть к войне и миру (Вергилий, Энеида); на постаментах статуй: слева «Благоденствие», справа «Безопасность».

Это была политическая программа требований к новому правителю, призыв освободить блокированное голландцами устье Шельды, дабы открыть путь торговле, избавить страну от военных тягот, утвердить во Фландрии мир и процветание.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru