Похищение Европы

Клод Лоррен (Клод Желле)

автор

1655

холст, масло

100х137 см.

передача ГЭ

Ж-916

Посмотреть на панораме зала

В ГМИИ из ГЭ – в 1927. Ранее – в собр. кн. Юсуповых в Петербурге

Картина является парной к «БИТВЕ НА МОСТУ» (инв. 1283). В «Похищении Европы» в качестве сюжета использован античный миф, в котором рассказывается о похищении дочери финикийского царя Европы влюбившимся в нее Зевсом, который явился к ней в образе быка и, переплыв море, перенес ее на остров Крит.

↓ Показать полный текст

Перед нами прекрасный лазурный залив, берег которого окаймлен холмами спокойных очертаний и огромными деревьями с легкими прозрачными кронами. Продуманно компонуя пейзаж, Лоррен создает впечатление простора. Ландшафт залит ярким солнечным светом, только в центре залива на море легла легкая тень от облака. Все полно блаженного покоя. Тонко воссозданное освещение - одна из главных примет живописного стиля Лоррена – вносит в пейзаж особый лиризм. В нем все дышит гармонией и счастливым покоем. Сюжетные мотивы, которые Лоррен часто поручал выполнять другим мастерам, не имеют в его пейзажах столь важного значения, как у Пуссена. Это скорее дань установкам Академии художеств, которая считала пейзаж низшим жанром по сравнению с исторической картиной. Фигурный стаффаж кристаллизует настроение, царящее в природе. В отличие от Пуссена Лоррен воспринимает античность в идиллическом ключе, как «золотой век» человеческой истории. У Лоррена пейзаж сложился в законченную систему и превратился в самостоятельный жанр. Вдохновляясь мотивами реальной итальянской природы, Лоррен в своих произведениях преобразует их в идеальный образ, соответствующий нормам классицизма. В своем творчестве он прежде всего лирик. Не обладая пуссеновской глубиной мысли и широтой охвата явлений действительности, лорреновские пейзажи более непосредственно выражают живое чувство, передают оттенок личного переживания. Он любил изображать безграничные дали моря, морские гавани, бухты, широкие горизонты, переливы света в часы восхода или заката, предрассветный туман, сгущающиеся сумерки. «Похищение Европы» и парная к ней «Битва на мосту» являются характерными произведениями художника.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru