Мечтать не вредно. Но в рамках приличия

15.05.2012

Language of publication: Русский

Дорогих гостей празднующий столетие Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина принял достойно. Все-таки отдадим должное какой-то феноменальной интуиции легендарной Ирины Антоновой. Все привезенные из разных музеев Европы и частных собраний опусы поддерживают баланс «шедевральности» на уровне именно московской коллекции.

Объяснюсь. Вот представим, к примеру, что вместо портрета маленького всадника – принца Бальтасара Карлоса – кисти Веласкеса из Прадо приехали бы великие «Менины» того же мастера из того же музея. (Хотя это даже представить невозможно.) И что бы было с постоянной экспозицией испанского раздела родного нам ГМИИ? Поблекла б ведь. В репродукцию бы обратилась. Ведь веласкесовские «Менины» – такая степень совершенства загадывания загадок самого таинства живописи, что картина существует сразу не в трех измерениях, а в четырех и более. Потому оказывается целым музеем и старого, и наиновейшего искусства, прообразом того, о чем мечтает недавний кураторМосковской биеннале Петер Вайбель: универсумом реальных и мыслимых, вдвигающихся друг в друга и закрывающихся, явных и тайных пространств. А по колориту «Менины» столь совершенны, что фокусируют и одновременно распахивают настежь в абсолютном воплощении тему тональной живописи Нового времени. Ну как, скажите, выставлять это полотно в ГМИИ? Отдельный музей надо строить. А лучше – купить билет до Мадрида и прямо в Прадо. Такие же рейсы рекомендуется совершать, дабы увидеть «Чету Арнольфини» ван Эйка в Лондоне. Или «Весну» Боттичелли во флорентийской Уффици.

Достойная прозорливость Ирины Антоновой и ее сотрудников в том, что произведения подобного уровня в свой «Воображариум» они и не пытались просить. Мечтали о совершенном музее, в котором достроятся недостающие имена и эпохи. Но чтобы в нем не было бы вызванных как неподобающе низким качеством, так и умопомрачительной гениальностью диссонансов.

Почему в разговоре о постоянной коллекции ГМИИ на ум сразу не приходят те шедевры, что стали во многом оправдательным приговором всей человеческой культуре на много веков? Возможно, дело в истории формирования собрания. В агломерации различных коллекций, что поступили во вновь созданный партийным указом советский столичный музей мирового искусства, трудно уловимы темы личной воли конкретных коллекционеров. А ведь личные амбиции монархов и иных правителей или/и нобилей, желавших заполучить в свою сокровищницу лучшего Леонардо или Тициана, или Рембрандта, или древнеримский портрет, создавали образ музея как места паломничества знатоков и любителей, стремящихся увидеть именно эталон.

Когда музей создается в результате скорее метода перераспределения апроприированных коллекций, идея эталона замещается идеей процесса, более автономной от волеизъявления конкретной личности. Вот как раз картину основных вех исторического арт-процесса и дополняют привезенные в Москву шедевры.

В обновленной экспозиции Древнего Египта встретишь много чего важного и интересного из состава основной коллекции ГМИИ. А вот писца Хети XXIV века до нашей эры в родном фонде московского музея нет. А он очень знатный в художественном плане, этот писец. Прибыл из собрания Музея Ремера–Пелицеуса (Хильдесхайм, Германия). Фигура скомпонована в такой силуэт-параллелепипед с ритмом прямых углов. Локоны волос оформлены правильным архитектурным поребриком. Писец – пророк мирового кубизма. Он вписывает первую фразу в гипертекст про диалог разных этапов художественной истории. Однако его присутствие не переворачивает наше представление о постоянной экспозиции Древнего Египта на Волхонке. В отличие, например, от египетской коллекции города Турина, по которой можно писать подробнейшую историю цивилизации, отстоящей от нас минимум на сорок пять веков, египетский раздел ГМИИ замечателен именно как экскурсия в мир чистых (почти свободных от досконально выстроенного исторического контекста) форм, которые отвечают скорее за некий абстрактный пластический модус бытования художественного языка. В данном случае задается тема процессуальности в жанре просветительского трактата, в котором главное – верно найденная общая интонация, а не трудный ворох примечаний. Эта интонация может быть усилена тем примером, или этим, писцом, или головой Аменемхета III из Египетского музея в Берлине. Общее пропедевтическое направление не меняется. Процесс идет...

Пожалуй, по-настоящему новые горизонты интерпретации уютного собрания ГМИИ задает посольство в раздел живописи Северного Возрождения четырех титанов XV–XVI веков – Мемлинга, Босха, Гольбейна и Дюрера. Никто из них в нашем собрании живописью не представлен. В общении с четырьмя шедеврами (по портрету от Дюрера, Гольбейна, Мемлинга и аллегорическая картина «Извлечение камня глупости» Босха) понимаешь, почему для собирателей прошлого притягателен был путь не педантичного и осторожного искусствоведа, а страстного, доверяющего собственным эмоциям и вкусу знатока-фанатика. Творчество каждого из четырех отсутствующих в родных пенатах живописцев не просто задает перспективы процесса, а воплощает высший его смысл, бытийственную сущность искусства новой иллюзионистической живописи как таковой. Портреты Антона Доброго, герцога Лотарингского, кисти Ганса Гольбейна-Младшего (1497–1543) и молодой девушки кисти Альбрехта Дюрера (1471–1528) приехали из Государственных музеев Берлина. Мужской портрет работы Ганса Мемлинга (1433/35–1494) командирован Королевским музеем изящных искусств Брюсселя. «Извлечение камня глупости» Иеронима Босха (1450/60–1516) на время покинуло свой родной дом – мадридский Прадо, где живет крупнейшая коллекция работ великого нидерландца, волшебника по части создания тревожных и саркастических живописных ребусов.

Любопытно: чем ближе к нашему времени, тем незаметнее вторжение неведомых для многих москвичей шедевров в залы постоянной экспозиции. Думаю, во-первых, это объясняется тем, что корпус искусства XX века – гигантский и равномерно распределен по многим музеям мира. Во-вторых, сами произведения гуру модернизма часто в модальности процесса и существуют. И живут скорее в категориях серий и циклов. В-третьих, именно в коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина ранний модернизм (от Мане до Пикассо) представлен очень цельно и детально. Все благодаря меценатам предреволюционной поры Сергею Щукину и Ивану Морозову, фонды которых одни из главных в музее. Именно потому, что за обеими коллекциями стоят мощные фигуры их неистовых собирателей, когда-то рискнувших делать ставку не на процесс, а на свой собственный вкус, они полны шедевров.

Неспроста же в почетной нише сопровождающей «Воображаемый музей» экспозиции об истории ГМИИ расположен прозрачный макет существовавшего с двадцатых годов Государственного музея нового западного искусства, созданного на основе объединения собраний Морозова и Щукина. Его коллекция в 1948 году была поделена между ГМИИ и Эрмитажем. Прозрачный макет – материализация бесплотной мечты Ирины Антоновой о воссоздании в Москве исчезнувшего музея.

Сергей Хачатуров

Выставка «Воображаемый музей» продлится в ГМИИ имени А.С. Пушкина до 27 июля

http://artchronika.ru/vystavki/imaginary-museum/

Exhibition

«Воображаемый музей»

28.04.2012 – 29.07.2012

Main Building
SATELLITE WEBSITES
 Pictures
 List

Portal Homepage

www.arts-museum.ru

Japanese prints of the 18th-19th century

www.japaneseprints.ru

Patrons of the New Art

www.artmaecenas.ru

Gallery of 19th and 20th century European and American Art

www.newpaintart.ru

German Prints: Albrecht Dürer and his Teachers

www.germanprints.ru

Official online shop

www.artsmuseumshop.ru

Department of Private Collections

www.artprivatecollections.ru

Ivan Tsvetaev Educational Art Museum at Russian State University for the Humanities

Site under development

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Coins And Medals Department

www.coins-and-medals.ru

Sviatoslav Richter Memorial Apartment

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Museum Restoration and Conservation Department

www.museumconservation.ru

Italian Painting in 8th-20th centuries

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Museyon Center for Aesthetic Education

www.museyon.ru

Masterpieces of Ancient Art

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

18th-19th Century British Engraving

www.britishprints.ru

Restoration of Egyptian burial shroud. II-nd c. AD.

www.shroud.arts-museum.ru

The State Museum of the Modern Western Art

www.newestmuseum.ru

Engraving in Russia in 18th and Early 19th Centuries

www.russianprints.ru

Museum Quarter

www.quarter.arts-museum.ru

Each satellite website contains this icon, which lets you go to any satellite from the museum's website system.