Машина для эстета

25.10.2012

Language of publication: Русский

АНДРЕЙ КОВАЛЕВ о выставке Ле Корбюзье в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Григорий Ревзин со свойственным ему радикализмом ясно определил контекст московской выставки великого француза: «Зачем нам выставка Ле Корбюзье, если мы живем на выставке Ле Корбюзье?». В области архитектуры я не такой уж и большой спец, посему придется мне ограничиться чисто обывательскими рассуждениями.

Итак, коллега прав как никогда. Возникает, конечно, когнитивный диссонанс, когда видишь проект Музея современного искусства в исполнении Ле Корбюзье, так похожий на типовое здание обкома КПСС. Но мы же понимаем, что великий архитектор ни в чем таком не виноват. Он же не этого хотел. Дежавю не возникает только тогда, когда видишь строгих доминиканцев в монастыре Эвре-сюр-Абрель, похожем на недостроенный ДК в шахтерском городке в Кузбассе.

Во многом благодаря великим идеям Ле Корбюзье так прекрасна моя малая родина – Ясенево. Но только с высоты птичьего полета, увы. Я как-то видел макет этого самого восхитительного и незабываемого места на Земле. И живо представил себе, как в каком-то заоблачном ГЦУПТЗ-316 (или как это там зовется?) ангелы в белых халатах (и все как один в круглых очках) мудрят над огромным столом. Они спорят о том, как бы элегантней и эстетичней расставить эти коробочки. Я люблю представлять эту небесную картину, когда бодрым шагом таракана, пробирающегося от одного шкафа к другому, направляюсь в ближайший книжный.

Я бы, конечно, предпочел жить на стильной вилле с огромным окном, выходящим на прекрасное озеро. Однако чувствую, что даже и мечтать не стоит – нужно довольствоваться тем, что положено по социальному статусу. Странно, что в особняке Рябушинского у меня никогда мысли переселиться во что-то подобное не возникало. Хотя и Федор Шехтель тоже ведь строил экономичные и эргономичные дома для рабочих и инженеров. Меж тем наши сограждане, которые получили возможность покинуть протекающие хрущевки со столь прекрасными акустическими данными, строят себе жилища и офисы таким образом, как будто Ле Корбюзье никогда не существовало.

Наверное, пора настала, и монотонная последовательность классических, венецианских, готических и, бог еще знает, каких монстров на Рублевке должна быть разбавлена аккуратными домиками с идеально прямыми углами и прочими модулорами. Или уже есть такие? По крайней мере, после набора терминов, относящихся к данному тексту, услужливый Google стал предлагать рекламу элитных коттеджных поселков в стиле, живо напоминающем мне то, что я увидел на выставке в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Может быть, у нас наступает эра протестантской этики? И наш правящий класс благодаря Жаннере, (настоящая фамилия Ле Корбюзье. – «Артхроника»), этому уроженцу швейцарского кантона, дойдет до правильной мысли, что слишком кичиться богатством как-то неприлично и следует показывать миру хоть и дорогостоящую, но скромность? А у нас даже 24-этажные новостройки в Бутове и те украшены какими-то нелепыми фестончиками. А по сути своей они все те же «машины для жилья» для нового среднего класса.

Однако и в «машинах для жилья» есть своя сермяжная правда. Это великое изобретение капитализма – следует заботиться о том, чтобы работники самым рациональным образом восстанавливали свои силы, – чтобы эксплуататоры могли и впредь эффективно выжимать из них прибавочную стоимость. Так устроен мир. Конечно, строители советских Черемушек ни о чем таком и не думали – они строили для светлого будущего. Но и Ле Корбюзье, и его советские последователи в одинаковой степени сломались на своем утопизме. Народец им попался как всегда не тот – есть у меня такое чувство, что и в реализованных Ле Корбюзье «лучезарных городах» точно так же подванивает мочой в подъездах, а по улицам расхаживают весьма неприятные личности. И почему-то мне кажется, что если по плану французского идеалиста все же и снесли бы под корень Париж и Москву, то в новопостроенных идеальных городах было бы все то же самое. Кстати, и в каталоге, и на самой выставке множество замечательных фотографий интерьеров прекрасно ухоженных особняков и вилл работы Ле Корбюзье. И ни одной, где можно было бы увидеть, как выглядят сегодня плебейские «машины для жилья». Только общие планы.

Что же касается самого стиля, то я лично его большой приверженец. И личную свою «жилмашину» я благоустраиваю в ИКЕЕ, где можно найти превеликое множество элегантных и функциональных творений последователей Ле Корбюзье. Но это, наверное, все же потому, что я искусствовед и эстет. Именно в таком качестве я и мог любоваться на выставке идеально сделанными и тончайше проработанными проектами великого архитектора. Признаюсь честно: архитектурную графику я считываю с некоторым трудом, зато в качестве «просто» графики это, скажу я вам, блестяще. Беда только в том, что устроители выставки решили показать нам совсем другого Ле Корбюзье, очистив его светлый образ от прилипшего определения – «тот, кто придумал машину для жилья». И назвали свой проект довольно необычно – «Тайны творчества», как будто это не тот неукротимый функционалист и рационалист, но наш родной метафизик-шестидесятник, такой, как Плавинский или Краснопевцев, для них в сухой коряге, обточенной морем гальке или чудесной раковине открывались все тайны мироздания.

Именно такого Ле Корбюзье нам и представляют. В Белом зале зрителя сразу же встречают так называемые «предметы поэтического отклика» – все та же изысканной формы морская галька, раковины и прочие порождения эстествующей природы, в которых этот лирик и романтик находил новые архитектурные формы. Хотя мне лично всегда казалось, что нечеловеческой красоты капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане больше похожа на опасного ската, нежели на безобидную раковину.

Впрочем, выставка открылась все же в Музее изобразительных искусств. И понятно, почему на выставке так много картин. Но тут, скажу, есть загвоздка. Как ни крути, Ле Корбюзье – архитектор мировых сфер. А вот художник он какой-то совсем скучный. Нет там ровным счетом ничего из того, чем прославился великий градостроитель: ошеломительных перспектив, затягивающих пространственных коллизий... Придуманный им вместе с Амеде Озанфаном пуризм точно отвечает своему манифесту – он обладает «преимуществом абсолютной читаемости и узнаваемости без усилий, исключающих рассеяние и отвлечение внимания» («После кубизма», 1918). И точно, они с кубистическими вывертами покончили радикально – можно спокойно вешать над кроватью в хорошем буржуазном интерьере. Это не так и плохо. Когда спрашивают, повешу ли я филоновский «Ввод в мировой расцвет» или «Композицию № 7» Кандинского в спальне, отвечаю – нет. Так я и «Ночной дозор» не повешу – страшные там ведь дядьки.

Но вот что интересно. Шарль Эдуард Жаннере-Гри свои архитектурные идеи и проекты преобразования мира распиарил так, что среди его заказчиков представители самых разных властных структур: швейцарские банкиры, мэры-социалисты, индийские правители и советские владыки. Но с пуризмом почему-то такой фокус не прошел. Энциклопедии не знают как-то слишком много других пуристов, кроме самих Ле Корбюзье с Озанфаном. Леже, которого иногда в это течение записывают, вроде как-то сам по себе. В этой области мировой славы Ле Корбюзье не достиг, остался, мягко скажем, региональным явлением.

А вот русские радикалы как раз в начале двадцатых вообще заявили, что живопись нужно оставить в мире прошлого – Родченко взял фотоаппарат, а Татлин взялся строить свою Башню. Французы углубились в сюрреалистические извивы. Ле Корбюзье со своим разбавленным и конструктивным кубизмом остался художником не очень признанным. При том свою живопись он ценил, оказывается, много выше архитектуры. В статье Катрин Дюмон Д'Айо рассказывается удивительная история. В 1958-м он отказался от очень заманчивого предложения осуществить свои социально-градостроительные замыслы на почве крепкого шведского социализма и спроектировать город-спутник под Стокгольмом. Ле Корбюзье решил принять предложение коллекционера Теодора Аренберга построить здание для его коллекции. С одним условием: один из трех этажей этой серьезного собрания, где были и Пикассо, и Шагал, и Брак, и Матисс, будет отведен персонально Ле Корбюзье. Но дело как-то не сложилось. Так что живопись – единственный недостаток этого великого человека.

Проблема тут, следует полагать, и психологическая, и социологическая. В 1919-м властителями дум были художники. А архитекторы – все еще просто строителями. Именно Ле Корбюзье перевернул ситуацию, сделал главным ньюсмейкером Архитектора, который и строит этот мир, оставляя художникам резервации в виде музеев современного искусства. Но сам он этого почему-то не заметил.

Андрей Ковалев

Выставка «Ле Корбюзье. Тайны творчества. Между живописью и архитектурой» продлится в ГМИИ им. А.С. Пушкина до 18 ноября

http://artchronika.ru/vystavki/le-corbusier-review/

Exhibition

Le Corbusier. Secrets of creativity. Between painting and architecture.

25.09.2012 – 18.11.2012

Main Building

For the first time in Russia an exhibition will represented the outstanding personality of the architect, artist, publisher of the 20th century - Le Corbusier (1887-1965). The first exhibition in Russia to fully represent all aspects of his creativity, and demonstrate his influence on the culture of 20th – 21st centuries and architecture.

SATELLITE WEBSITES
 Pictures
 List

Portal Homepage

www.arts-museum.ru

Japanese prints of the 18th-19th century

www.japaneseprints.ru

Patrons of the New Art

www.artmaecenas.ru

Gallery of 19th and 20th century European and American Art

www.newpaintart.ru

German Prints: Albrecht Dürer and his Teachers

www.germanprints.ru

Official online shop

www.artsmuseumshop.ru

Department of Private Collections

www.artprivatecollections.ru

Ivan Tsvetaev Educational Art Museum at Russian State University for the Humanities

Site under development

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Coins And Medals Department

www.coins-and-medals.ru

Sviatoslav Richter Memorial Apartment

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Museum Restoration and Conservation Department

www.museumconservation.ru

Italian Painting in 8th-20th centuries

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Museyon Center for Aesthetic Education

www.museyon.ru

Masterpieces of Ancient Art

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

18th-19th Century British Engraving

www.britishprints.ru

Restoration of Egyptian burial shroud. II-nd c. AD.

www.shroud.arts-museum.ru

The State Museum of the Modern Western Art

www.newestmuseum.ru

Engraving in Russia in 18th and Early 19th Centuries

www.russianprints.ru

Museum Quarter

www.quarter.arts-museum.ru

Each satellite website contains this icon, which lets you go to any satellite from the museum's website system.