Семейный Рубенс и княжеский ван Дейк

21.06.2014

Language of publication: Русский

Рубенс, ван Дейк и Йорданс: на выставке в ГМИИ им. Пушкина показывают 55 картин фламандских живописцев XVII века из собрания князя Лихтенштейнского. «Газета.Ru» выбрала пять главных работ, представленных на выставке, и рассказала их историю.

Семья князя Лихтенштейнского начала собирать свою коллекцию второй половине XVI века. Сегодня в ней 1600 работ, из которых в Москву приехали 19 полотен Рубенса, 10 – ван Дейка и 4 – Йорданса.

Питер Брейгель Младший, стараясь угнаться за знаменитым отцом (автор полотен «Охотники на снегу», «Вавилонская башня» и «Притча о слепых»), перерисовал его картину «Проповедь Иоанна Крестителя» 25 раз, «Поклонение волхвов» – 13 раз, а «Нидерландские пословицы» – 14 раз. Вначале его прозвали Адским за увлечение Босхом, поджаривающимися в аду грешниками и демонами, потом объявили певцом простонародья. Но с отцом сравнивать не перестали.

Старший Брейгель трагикомичен, Младший, как итальянское кино, смешон. Старший предлагает зрителю надмирный ракурс, Младший усаживает его по соседству со своими героями. Старший – Салтыков-Щедрин, Младший – Островский.

«Перепись в Вифлееме» – очередная вариация работы Брейгеля Старшего 1566 года, на которую художник смотрит взглядом подслеповатого демиурга, оглядывающего свое творение. По сюжету Иосиф с беременной Марией отправляются в Вифлеем на перепись по указу римского императора Августа. Однако герои картины игнорируют присутствующего среди них Христа: они не смотрят ни друг на друга, ни на Святое семейство. Эта эпидемия близорукости становится главной категорией живописи Брейгеля. Обобщенная людская масса, ее труд здесь сталкиваются с чудом, которое вот-вот свершится, гротеск переплетается с бытом, религиозный сюжет – с мелькающим среди домов гербом Габсбургов, разорявших нидерландские деревни. На Брейгеля (хоть и представленного на выставке копией) ориентировались и Рубенс, и остальные представители фламандской школы.

Рубенс, создавший грузный материальный мир, наполненный бьющей через край витальностью, цветом и запахами, был верным поклонником и антиподом Караваджо. Одни сравнивали его монументальные полотна с античной героической поэзией,

другие упрекали в гедонизме на грани с вульгарностью и громили за отрицание абстрактных идеалов.

Он писал мифологические битвы, вакханалии, портреты и сцены борьбы с диким зверем, перебрасывая центр тяжести произведения с идеи на человека. «Портрет Клары Серены Рубенс» (хрестоматийный портрет дочери, умершей в 12 лет) – одно из первых психологически точных изображений ребенка, не похожего на взрослого карлика-дегенерата. «Оплакивание Христа» – гимн жертвующему собой человеку и попытка перевода церковной догмы на язык земных эмоций. А еще сразу три варианта работы «Марс и Рея Сильвия» – само полотно, эскиз к нему и вытканная шпалера. Из мифологического сюжета о рождении Рема и Ромула, близнецов – основателей Рима, художник выхватывает момент соблазнения прекрасной весталки Реи Сильвии напористым богом войны Марсом. Действие происходит у разгоревшегося алтаря в храме Весты. Примиряя идеал с жизнью, а человека со страстью, Рубенс из омертвевшего к XVII веку мифа делает частную драму. Именно из этих зачатков психологизма вырастут знаменитые портреты ван Дейка.

Йорданс, как и Рубенс, учился у портретиста Адама ван Ноорта. Природа его живописной прозы, перегруженной тяжеловесными обнаженными телами, раскрасневшимися лицами и подробностями быта, кроется в ее неуправляемости. Йорданс не ощущал потребности в рубенсовских обобщениях и героике – или игнорировал их.

Возможно, поэтому он без конца выписывал пышнотелых крестьянок, соблазненных сатирами, пирующие бюргерские семейства, иллюстрировал пословицы, Эзоповы басни и поговорки, а также создавал картоны для гобеленов.

После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс становится первым художником Антверпена, переживает личностный кризис и начинает писать парадные композиции – довольно помпезные, чрезмерно захламленные фигурами мощной лепки и в натуральную величину, но все еще по-раблезиански разнузданные. В Пушкинском музее можно увидеть, например, его широкоформатное полотно «Мелеагр и Аталанта». На переднем плане картины жмутся друг к другу царский сын Мелеагр, влюбленный в воительницу Аталанту, вскормленную медведицей, охотники и шкура убитого вепря, которого разгневанная Артемида наслала на Калидонию и ее царя, забывшего об обязательных жертвах. Йорданс, так и не добравшийся за всю жизнь до Италии и ее классиков, связал отказавшегося от условностей в живописи Караваджо и фламандскую школу.

Ван Дейк – мастер придворного портрета, художник-иллюзионист, срисовывавший тонкие кисти рук аристократок со своей натурщицы, а расшитый золотом бархат их костюмов бравший из своего гардероба. Он начинал помощником в мастерской Рубенса и даже заимствовал его томную живописную манеру. Однако после в течение всей жизни планомерно от нее избавлялся, предпочитая леденящую деликатность цвета и чувства. Ван Дейк писал фламандских бюргеров и кичливых аристократов, работал при дворе английских королей Якова I и Карла I, эрцгерцогини Изабеллы в родном Антверпене, а в Генуе рисовал итальянских маркизов и кардиналов.

Его портреты – это красивые люди в красивых костюмах, на лицах которых запечатлены изящные чувства и мысли, –

под стать эпохе. Они любуются красотой собственных жестов, гибкими линиями фигур и нарочно удлиненными пропорциями. Однако все это благородная маска, портрет-поза, театральная условность, схваченная живописцем, а не грубый кусок души. В портрете Марии Луизы де Тассис, например, угадывается тип, но не характер. Помимо него на выставку привезли портрет генуэзского дворянина, портрет графа Йохана VIII и еще семь работ. 

Франс Снейдерс учился живописи у Питера Брейгеля Младшего, работая с Рубенсом, подрисовывал на его картинах цветы, фрукты и животных.

Сегодня его самого называют Рубенсом, воспевшим мертвую природу, а его полотна – триумфом съедобного над живым, археологией кухни.

Снейдерс не любил изображать людей (хозяев рыбных лавок, их слуги и детей на его картинах дорисовывал преимущественно Йорданс), предпочитая фактурных морских чудищ, груды битой дичи, вазы с фруктами, сцены охоты. Такие монументальные, декоративные полотна, как «Дары моря», представляют собой композицию, составленную из тюленей, осьминогов и хтонических чудовищ, копошащихся черепах и морских божеств, которые принадлежат кисти Йорданса. Однако натюрморты Снейдерса – не столько кухня разоренного приморского ресторана, сколько зоологический музей, гимн гастрономическому излишеству, неотступно напоминающий о смерти. Их отличают пестрота и обилие деталей, симбиоз живого и мертвого, не подразумевающий присутствия человека.

http://www.gazeta.ru/culture/2014/06/20/a_6079625.shtml

SATELLITE WEBSITES
 Pictures
 List

Portal Homepage

www.arts-museum.ru

Japanese prints of the 18th-19th century

www.japaneseprints.ru

Patrons of the New Art

www.artmaecenas.ru

Gallery of 19th and 20th century European and American Art

www.newpaintart.ru

German Prints: Albrecht Dürer and his Teachers

www.germanprints.ru

Official online shop

www.artsmuseumshop.ru

Department of Private Collections

www.artprivatecollections.ru

Ivan Tsvetaev Educational Art Museum at Russian State University for the Humanities

Site under development

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Coins And Medals Department

www.coins-and-medals.ru

Sviatoslav Richter Memorial Apartment

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Museum Restoration and Conservation Department

www.museumconservation.ru

Italian Painting in 8th-20th centuries

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Museyon Center for Aesthetic Education

www.museyon.ru

Masterpieces of Ancient Art

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

18th-19th Century British Engraving

www.britishprints.ru

Restoration of Egyptian burial shroud. II-nd c. AD.

www.shroud.arts-museum.ru

The State Museum of the Modern Western Art

www.newestmuseum.ru

Engraving in Russia in 18th and Early 19th Centuries

www.russianprints.ru

Museum Quarter

www.quarter.arts-museum.ru

Each satellite website contains this icon, which lets you go to any satellite from the museum's website system.