Музей как жертва объектива

25.07.2012

Language of publication: Русский

Выставка «Музей. Взгляд фотографа» продолжает юбилейную программу ГМИИ имени Пушкина, отметившего в конце весны свое 100-летие. Коллективный оммаж сокровищнице мирового искусства получился душевным, но несколько путаным.

После серии выставок, на разные лады воспевавших значимость и величие Пушкинского музея, настала пора сделать то же самое посредством фотографии. Проект «Музей. Взгляд фотографа» был задуман полтора года назад, в него включены и старые хроники, и свежие работы, многие из которых сделаны специально по случаю юбилея. Долгий подготовительный этап предполагал основательность сюжета, но в реальности он выглядит почти спонтанным.

Пожалуй, это ощущение рождается в первую очередь из-за того, что выставка «Музей. Взгляд фотографа» имплантирована в экспозицию «Пушкинскому музею – 100 лет», которая обретается в Белом зале и в колоннаде уже четвертый месяц.

К музейной летописи, и без того насыщенной множеством визуальных материалов и аннотаций, добавлены еще около сотни фотографий, повешенных на временных стендах. От этого возникает впечатление тесноты и перегруженности, а дискомфорт всегда навевает мысль о неподготовленности события.

Но есть и другой момент, заставляющий воспринимать выставку как импровизацию. Здесь намешано слишком много различных жанров, манер и технологий, из-за чего концепция прочитывается с трудом. Обычно так бывает, когда кураторы впопыхах собирают с миру по нитке все, что так или иначе соответствует заявленной теме. В данном случае, как уже было сказано, ситуация складывалась по-другому, но результат получился приблизительно таким же.

Вероятно, так вышло из-за стремления устроителей подойти к вопросу со всех возможных сторон. Музей, тем более такой, как Пушкинский, – это сложный организм с множеством особенностей и оттенков. Предполагалось, похоже, что подобную сложность удачнее всего можно выразить через пестроту и мозаичность фотографического материала. В итоге сформировалось довольно эклектичное зрелище, пусть даже умозрительно объединенное музейной темой. Среди 29 авторов, участвующих в проекте, есть и чистые репортеры – например, знаменитый Виктор Ахломов, представленный в экспозиции фотоочерками разных лет, – и пикториалисты вроде Георгия Колосова, и даже совсем не фотографы – упомянем хотя бы арт-группу АЕС+Ф с ее компьютерным «Последним восстанием».

Отчего в выставку, посвященную жизни ГМИИ, включены опусы предельно аллегорические, догадаться не столь уж сложно:

имелось в виду, что собранные в музее шедевры мирового искусства косвенно вдохновляют сегодняшних авторов на новые достижения.

Однако этот довод, вроде бы приемлемый на уровне рассуждения, плохо работает, когда глаза то и дело натыкаются на экспонаты, друг друга не поддерживающие. Похожая история возникает и в случаях соседства репортажной съемки с художественной.

Смутные, почти эфемерные образы гипсовых слепков, доведенные Игорем Култышкиным до состояния миража, явно диссонируют документальными сценками Алексея Мякишева. А те, в свою очередь, не попадают в такт с холодноватой архитектурной геометрией Михаила Розанова. Попытка сделать выставку многогранной привела к ее рассыпчатости и к множеству внутренних противоречий. Наверное, стоило сделать ставку на что-то одно – или на репортаж, или на артистические изыски, – если хотелось непременно отметить юбилей еще и фотографической экспозицией. Скажем, подробная и вдохновенная серия о музейном закулисье была бы весьма уместна. А про что эта выставка в ее нынешнем виде, так и остается загадкой.

http://www.gazeta.ru/culture/2012/07/25/a_4692657.shtml

Exhibition

Музей. Взгляд фотографа

24.07.2012 – 02.09.2012

Main Building
SATELLITE WEBSITES
 Pictures
 List

Portal Homepage

www.arts-museum.ru

Japanese prints of the 18th-19th century

www.japaneseprints.ru

Patrons of the New Art

www.artmaecenas.ru

Gallery of 19th and 20th century European and American Art

www.newpaintart.ru

German Prints: Albrecht Dürer and his Teachers

www.germanprints.ru

Official online shop

www.artsmuseumshop.ru

Department of Private Collections

www.artprivatecollections.ru

Ivan Tsvetaev Educational Art Museum at Russian State University for the Humanities

Site under development

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Coins And Medals Department

www.coins-and-medals.ru

Sviatoslav Richter Memorial Apartment

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Museum Restoration and Conservation Department

www.museumconservation.ru

Italian Painting in 8th-20th centuries

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Museyon Center for Aesthetic Education

www.museyon.ru

Masterpieces of Ancient Art

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

18th-19th Century British Engraving

www.britishprints.ru

Restoration of Egyptian burial shroud. II-nd c. AD.

www.shroud.arts-museum.ru

The State Museum of the Modern Western Art

www.newestmuseum.ru

Engraving in Russia in 18th and Early 19th Centuries

www.russianprints.ru

Museum Quarter

www.quarter.arts-museum.ru

Each satellite website contains this icon, which lets you go to any satellite from the museum's website system.