Беспилотный полет мысли

10.12.2012

Language of publication: Русский

В ГМИИ имени Пушкина открылись две выставки: "Пять веков итальянского рисунка. Из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина" и "Леонардо да Винчи. "Кодекс о полете птиц"", привезенный из Королевской библиотеки Турина. Обе приурочены к "итальянским" "Декабрьским вечерам" и к выходу трехтомного научного каталога итальянского рисунка из собрания музея. Рассказывает АННА ТОЛСТОВА.

Вдохновлявший множество инженеров, изобретателей, авиаторов, авантюристов и клептоманов (на выставке можно прочесть детективную историю когда наглых, а когда и хитроумных похищений рукописи, в конце концов упокоившейся в Королевской библиотеке Турина), "Кодекс о полете птиц", скорее всего, разочарует поклонников Дэна Брауна. Тоненькая тетрадка с убористым текстом, написанным справа налево, чтобы читать в зеркальном отражении, рисунками и чертежами разнообразных летательных приспособлений заперта в стеклянном кубе витрины и раскрыта на одной из страниц — пролистать трактат, в котором Леонардо, скрестив механику с анатомией, мечтает научить человека летать аки птица, можно лишь виртуально, воспользовавшись сенсорными экранами. Чертежи замысловаты, текст непонятен — манускрипт молчит. "Кодекс" привезен в Россию отчасти в знак благодарности: он попал в Турин щедростью русского мецената Федора Сабашникова, купившего его на аукционе в Лондоне, издавшего факсимиле и подарившего оригинал королю Италии Умберто I. Меж тем, развивая тему русско-итальянских связей и выводя ее на государственный уровень, можно было бы сочинить в ответ неплохой оммаж Леонардо про воздухоплавательные утопии на отечественном материале, начиная "Летатлиным" и заканчивая шедевром петербургского акционизма, вошедшим в историю как "Полет со стерхами". Впрочем, тут даже параллельная выставка про "пять веков итальянского рисунка", представляющая собой что-то вроде иллюстрации к трехтомному музейному каталогу и отличающаяся по такому случаю особой академической сухостью, с леонардовским "Кодексом" почти никак не срифмована. Разве что работа футуриста и в будущем фашиста Фортунато Деперо — большая декоративная "Вариация на тему "Движение птицы"" 1916 года с этаким золотым петушком в шестеренках и антеннах — помещена аккурат напротив драгоценной витрины. Жаль, что эта рифма осталась единственной.

Коллекция итальянского рисунка в ГМИИ имени Пушкина, насчитывающая более трех тысяч листов, вторая по размерам в стране — она значительно уступает в количестве и качестве эрмитажной. Что касается большей части из "пяти веков", от барокко до модернизма, там имеется некий дежурный набор имен: братья Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино, Джан Лоренцо Бернини, отец и сын Тьеполо, Помпео Батони, Джамбаттиста Пиранези, школа Позиллипо, Джорджо де Кирико, Амедео Модильяни, Феличе Казорати. Приятный сюрприз — рисунки злого римского карикатуриста Пьера Леоне Гецци, который старательно сдерживает свое язвительное перо, изображая сцены из жизни папы Климента XI. Из современников Леонардо есть лишь венецианец Витторе Карпаччо с прелестным "Философом в студии, занятым геометрическими измерениями", но контрапункт к "Кодексу о полете птиц" мог бы быть сложнее. Ведь самая сильная сторона собрания ГМИИ имени Пушкина — рисунок маньеризма.

Нежнейший, едва касающийся бумаги пером, мелом или палочкой сангины Пармиджанино, ничем не скованный, пославший анатомию и перспективу куда подальше Россо Фьорентино, вдохновенный фантазер Лелио Орси, аналитический Лука Камбьязо — тоже философ в студии, занятый геометрическими измерениям, чье восхитительное "Пригвождение к кресту" кажется примером кубизма XVI века. И многие-многие другие. Эпоха маньеризма, собственно, и открыла рисунок: не то чтобы мастера искусств лишь к этому времени дорвались до пера и бумаги — в это время рисунок был понят как нечто ценное и самостоятельное, его начали хранить и собирать, его начали рисовать ради самого рисования, а не для того, чтобы перевести в гравюру или фреску. Рисовать, осенило маньеристов, это у художников такой способ думать, и, глядя на "Лист с зарисовками орла, различных фигур и сцен любовных похождений Юпитера" Перино дель Ваги, мы действительно видим, как из образа царственной птицы постепенно рождается целый мифологический рассказ, прочитывающийся в произвольных как будто бы взмахах кисти и росчерках пера. Недаром Федерико Цуккаро (его работы висят неподалеку) назовет идею произведения "внутренним рисунком". Странно, что у кураторов выставки трактаты Леонардо и размышления маньеристов не связались в нечто осмысленное.

http://www.kommersant.ru/doc/2083378

SATELLITE WEBSITES
 Pictures
 List

Portal Homepage

www.arts-museum.ru

Japanese prints of the 18th-19th century

www.japaneseprints.ru

Patrons of the New Art

www.artmaecenas.ru

Gallery of 19th and 20th century European and American Art

www.newpaintart.ru

German Prints: Albrecht Dürer and his Teachers

www.germanprints.ru

Official online shop

www.artsmuseumshop.ru

Department of Private Collections

www.artprivatecollections.ru

Ivan Tsvetaev Educational Art Museum at Russian State University for the Humanities

Site under development

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Coins And Medals Department

www.coins-and-medals.ru

Sviatoslav Richter Memorial Apartment

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Museum Restoration and Conservation Department

www.museumconservation.ru

Italian Painting in 8th-20th centuries

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Museyon Center for Aesthetic Education

www.museyon.ru

Masterpieces of Ancient Art

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

18th-19th Century British Engraving

www.britishprints.ru

Restoration of Egyptian burial shroud. II-nd c. AD.

www.shroud.arts-museum.ru

The State Museum of the Modern Western Art

www.newestmuseum.ru

Engraving in Russia in 18th and Early 19th Centuries

www.russianprints.ru

Museum Quarter

www.quarter.arts-museum.ru

Each satellite website contains this icon, which lets you go to any satellite from the museum's website system.