Гость из настоящего

26.09.2012

Language of publication: Русский

На вдумчивое посещение следует закладывать минимум два часа. У выставки нет смыслового центра. Нельзя считать ее и биографией в постройках, хотя специально для "Тайн творчества" студенты архитектурного института Барселоны построили несколько макетов, а крупнейшим проектам посвящены особые разделы. Очередную историю об архитектурной утопии модернизма и ее бесславном конце (или великолепном зените) вы здесь тоже не найдете. Это скорее набор ключей к мышлению Ле Корбюзье. И попытка вернуть его в стан художников из темного угла, в который загнали архитектора мыслители последних 30 лет.

Как и у других гениев архитектурного авангарда, у Ле Корбюзье репутация наивного рационалиста. Он был за всеобщее равенство перед квадратным метром, но равенства, как известно, не существует в природе, и каждый волен распоряжаться недвижимостью в самых разных целях, из которых желание ущемить соседа не на последнем месте. Ле Корбюзье проектировал "машины для жилья". Пытался справиться с зафиксированным Ортегой-и-Гассетом "восстанием масс" путем жесткого планирования спальных районов. Архитектура как этический выбор в пользу прозрачности, чистоты и света вместо грязи, бедности и неравенства: ту же Барселону Ле Корбюзье хотел превратить в нечто, по эскизам напоминающее Новый Арбат. Трущобы с проститутками и дешевыми кабаками, в которых находили забвение моряки, должны были уступить место небоскребам. За старый город современный турист должен благодарить лично генерала Франко. Победив левых в гражданской войне, Франко заставил городские власти отказаться от проекта. Страшно представить себе, как выглядела бы Барселона без вмешательства тирана. Но натяжкой выглядят и попытки накрепко связать Ле Корбюзье с мировой урбанистикой. То есть, грубо говоря, обвинить его в том, что мы живем в Южном Бутово, а не в имении Волконских. С тем же успехом можно сетовать на Генри Форда: из-за проклятого конвейера в Москве негде припарковаться. Да, безусловно, монотонная застройка социального жилья — не самый живописный вид на свете, но страшными такие районы делает политика, а не архитектура, принципы расселения, а не количество этажей. Может быть, поэтому в годы Второй мировой Ле Корбюзье не примкнул к Сопротивлению, как его кузен и соавтор Пьер Жаннере, а пытался работать с прогитлеровским правительством Виши. Из сотрудничества, к счастью для архитектора, ничего монументального не вышло. Иначе его позиции были бы не так крепки.

Коэн и Мори возвращают Ле Корбюзье человеческое измерение. Это чувствуется уже на уровне дизайна экспозиции. В Белом зале Пушкинского возведена массивная спираль, фальшстены располагаются причудливыми диагоналями, то обнажая, то скрывая эклектические колонны Клейна. Здесь очень много живописи. В противовес иррациональности кубизма Ле Корбюзье и Амеде Озанфан создают пуризм. Как ясно из названия, это очищенная версия авангардных поисков, в меру декоративная, сбалансированная и простая. Поздняя живопись Ле Корбюзье свободнее. В "Тотеме III" (1961) фрагменты архитектурной планировки и деталей, напоминающих анатомический атлас, венчаются условным абрисом женского лица. Чувство ужаса распада и дегуманизации было чуждо Ле Корбюзье: его живопись о том, из чего сделан человек, для которого он строит. Игривая скульптура по мотивам картин, вырезанная краснодеревщиком Жозефом Савина, напоминает самые легкомысленные творения Жоана Миро. А вот длинная витрина с ракушками, которые архитектор называл "объектами поэтического интереса". Из них вырастает роншанская капелла — главный аргумент в пользу Ле Корбюзье-художника, а не крестного отца спальных районов.

К концу жизни его авторитет в мире был непререкаем. Он был популярен по обе стороны железного занавеса. В некрологе Ле Корбюзье (он утонул в 1965 году) для журнала Life американский историк архитектуры Винсент Скалли сравнивал покойного с Микеланджело. "Они оба выражали человеческие эмоции в архитектурной форме, но Ле Корбюзье видел среду обитания человека в ее целостности",— писал Скалли. Для нас такого рода сравнения кажутся приветом из ушедшей навсегда эпохи, в которую идеи Ле Корбюзье подхватило новое поколение наивных рационалистов. Мы-то накрепко выучили, что лучше особняк в Тоскане, чем "двушка" в Черемушках. Выставка Коэна и Мори предлагает увидеть поэта в пионере функционального жилья и, может быть, разглядеть поэзию там, где мы есть, а не там, где хорошо.

http://www.kommersant.ru/doc/2030229

Exhibition

Le Corbusier. Secrets of creativity. Between painting and architecture.

25.09.2012 – 18.11.2012

Main Building

For the first time in Russia an exhibition will represented the outstanding personality of the architect, artist, publisher of the 20th century - Le Corbusier (1887-1965). The first exhibition in Russia to fully represent all aspects of his creativity, and demonstrate his influence on the culture of 20th – 21st centuries and architecture.

SATELLITE WEBSITES
 Pictures
 List

Portal Homepage

www.arts-museum.ru

Japanese prints of the 18th-19th century

www.japaneseprints.ru

Patrons of the New Art

www.artmaecenas.ru

Gallery of 19th and 20th century European and American Art

www.newpaintart.ru

German Prints: Albrecht Dürer and his Teachers

www.germanprints.ru

Official online shop

www.artsmuseumshop.ru

Department of Private Collections

www.artprivatecollections.ru

Ivan Tsvetaev Educational Art Museum at Russian State University for the Humanities

Site under development

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Coins And Medals Department

www.coins-and-medals.ru

Sviatoslav Richter Memorial Apartment

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Museum Restoration and Conservation Department

www.museumconservation.ru

Italian Painting in 8th-20th centuries

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Museyon Center for Aesthetic Education

www.museyon.ru

Masterpieces of Ancient Art

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

18th-19th Century British Engraving

www.britishprints.ru

Restoration of Egyptian burial shroud. II-nd c. AD.

www.shroud.arts-museum.ru

The State Museum of the Modern Western Art

www.newestmuseum.ru

Engraving in Russia in 18th and Early 19th Centuries

www.russianprints.ru

Museum Quarter

www.quarter.arts-museum.ru

Each satellite website contains this icon, which lets you go to any satellite from the museum's website system.