Художественное преуменьшение

14.12.2012

Language of publication: Русский

Всем, кто полагает, что нет для художника худшей доли, чем родиться в пору кризиса искусства, полезно напомнить о судьбе Лоренцо Лотто (1480-1556). Он родился в пору расцвета, да такого, какого европейское искусство не знало ни до, ни после: чинквеченто, Высокое Возрождение и немного далее. Джованни Беллини, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто — если говорить лишь о его родной Венеции. Рафаэль, Микеланджело, Корреджо, Себастьяно дель Пьомбо, Джулио Романо — если говорить о Риме и остальной Италии. И это не считая маньеристов, Понтормо, Россо, Беккафуми, Пармиджанино, Бронзино — тех, у кого пуристы находили признаки "упадка и кризиса". В общем, Лоренцо Лотто затерялся на фоне именитых современников. Не то чтобы он не заслуживал чести быть допущенным в их ряды — он сам слишком выбивался из ряда, что позволительно художнику масштаба Микеланджело, но не прощается художнику масштабом чуть поменьше. Ему, похоже, не везло, он не умел и не хотел нравиться. Вдобавок Тициан, как полагают, приревновал к талантливому ровеснику и приложил все силы, чтобы выжить того из Венеции.

Джорджо Вазари написал о Лотто скупо и с прохладцей, временами путая его с его якобы другом, Пальмой Старшим. Путали и позже, причем вполне сознательно, стирая незвучное имя с картин и ставя вместо него какую-нибудь более доходную подпись, Тициана или Гольбейна Младшего. Взять ту же "Мадонну дель Латте", единственную картину Лотто в ГМИИ имени Пушкина, попавшую туда из Эрмитажа: в Эрмитаже в XVIII веке она числилась за Леонардо да Винчи, а в XIX понизилась в статусе, будучи приписанной его ученику, Чезаре да Сесто. Реабилитировали Лотто лишь в самом конце XIX века — восстановил справедливость великий знаток искусства итальянского Ренессанса американец Бернард Беренсон, отточивший на забытом венецианце свой метод. Выделил группу странных, чарующих, выпадающих из времени портретов и столь же странных, мистических алтарных картин — с непонятной иконографией, с глубоким цветом невероятной интенсивности, с удивительными композициями, где фигуры словно бы зависли в невесомости и пространство искажено, как будто изображение растянуто на широком экране. И вернул им имя подлинного автора. Документальные подтверждения нашлись: помимо писем Лотто оставил нечто вроде дневника. Книги скорби, книги жалоб и предложений, "Книги расходов" — Лотто вечно недоплачивали.

"Апостол Иаков", 1511-1513 годы

XX век обожал непризнанных гениев и сенсационные открытия: типографская краска не успела высохнуть на беренсоновском "Лоренцо Лотто. Эссе о конструктивной критике искусства", как художника уже превозносили по обеим сторонам океана, и Павел Муратов провозглашал его "гениальнейшим из портретистов". Впрочем, нельзя сказать, чтобы раньше у Лотто не находилось ценителей. Превосходная, едва ли не самая эстетская коллекция хранится в венском Кунстхисторишес — Лотто явно отвечал габсбургским вкусам, и подчас кажется, что какие-то невидимые ниточки связывают его с Рудольфом II. Возможно, Лотто принимали за Дюрера — предполагают, что он не то видал работы мастера Альбрехта, не то даже встречался с ним лично в Венеции. Быть может, в нем видели мистика и алхимика наподобие Пармиджанино или же, напротив, ревностного католика — иконография его алтарных образов, и правда, весьма необычна, они полны некоей мучительной, экспрессионистской одухотворенности, в них можно заподозрить какую-то ересь, хоть богословские подтексты Лотто скорее принято связывать с Контрреформацией, Вазари (однако можно ли ему верить?) сообщает о большой набожности художника, да и последний приют он нашел в Лорето, средоточии католического благочестия. Кроме Вены, картины Лотто, изгнанного конкурентами из Венеции и не нашедшего счастья в Риме, в большом количестве рассыпаны по городкам венецианской Террафермы, по традиции оппозиционным владычице морей и в пику ей с радостью принимавшим все, что не годилось венецианцам. Бергамо, Анкона, Йези, Реканати, Тревизо... Оттуда их и привозят в Москву.

"Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний". ГМИИ имени Пушкина, основное здание. До 10 февраля 2013 года

http://kommersant.ru/doc/2083481

SATELLITE WEBSITES
 Pictures
 List

Portal Homepage

www.arts-museum.ru

Japanese prints of the 18th-19th century

www.japaneseprints.ru

Patrons of the New Art

www.artmaecenas.ru

Gallery of 19th and 20th century European and American Art

www.newpaintart.ru

German Prints: Albrecht Dürer and his Teachers

www.germanprints.ru

Official online shop

www.artsmuseumshop.ru

Department of Private Collections

www.artprivatecollections.ru

Ivan Tsvetaev Educational Art Museum at Russian State University for the Humanities

Site under development

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Coins And Medals Department

www.coins-and-medals.ru

Sviatoslav Richter Memorial Apartment

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Museum Restoration and Conservation Department

www.museumconservation.ru

Italian Painting in 8th-20th centuries

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Museyon Center for Aesthetic Education

www.museyon.ru

Masterpieces of Ancient Art

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

18th-19th Century British Engraving

www.britishprints.ru

Restoration of Egyptian burial shroud. II-nd c. AD.

www.shroud.arts-museum.ru

The State Museum of the Modern Western Art

www.newestmuseum.ru

Engraving in Russia in 18th and Early 19th Centuries

www.russianprints.ru

Museum Quarter

www.quarter.arts-museum.ru

Each satellite website contains this icon, which lets you go to any satellite from the museum's website system.