Спотыкач для глаза. Вим Дельвуа в Пушкинском музее и галерее Гари Татинцяна

22.07.2014

Language of publication: Русский

В России Дельвуа гость относительно частый. Еще в 2000 году его татуированных свиней галерея "Риджина" показывала на ярмарке "Арт-Манеж". В разгар кризиса он приезжал в галерею Diehl + Gallery One, которая закрылась вскоре после его выставки. Бульдозер, составленный из элементов готических фасадов, красовался на самой популярной из московских биеннале — "Против исключения" Жан-Юбера Мартена (2009). Теперь у Дельвуа сразу две выставки в Москве, что вполне отражает его популярность в местных художественных кругах.

"Мимикрия" в Пушкинском идет по стопам наивысшего карьерного достижения художника — во многом похожей выставки в Лувре. И в Париже, и в Москве работы Дельвуа встроены в обычный маршрут посетителя. Объекты бельгийца — это идеальное место встречи двух исторических потоков. Один, привычный завсегдатаям ГМИИ, основан на культе ремесла и высочайших достижений человеческого духа. Другой — он же внутренняя логика развития искусства в ХХ веке — следует за парадоксами уникальности и доступности искусства в эпоху, когда ремесло благодаря конвейеру теряет смысл. Дельвуа мастерит, к примеру, грузовики и бульдозеры из деталей, будто срисованных из учебника по архитектуре готики. Или красит емкости для офисных кулеров под греческие вазы. Еще берет хрестоматийные скульптуры европейской неоклассики, закручивает их модели в 3D-программах по простейшему математическому алгоритму, а потом отливает в стали. Зритель в идеале испытывает двойную радость узнавания: сначала тщательность знакомого узора, затем — банальность предмета, им опоясанного.

В залах с подлинниками (например, живописью французского рококо) это выглядит эффектно. Здесь получается, что живая рука художника спорит с мощью бесчеловечного искажения образа. Придворная эстетика дореволюционных монархов смотрит в кривое зеркало техногенных манипуляций. Рядом с первоначальной коллекцией музея, гипсовыми копиями шедевров европейской пластики, объекты Дельвуа не работают. Гипсы ведь тоже были когда-то индустрией, копирование чужой роскоши поставили на поток, и рядом со сборником лучших хитов европейских соборов штучки бельгийца смотрятся поделками на тему странствия эпох и стилей по планете в эпоху копий и репродукций. Наверное, как иллюстрация интересующей Дельвуа темы это интереснее, чем лобовые столкновения с оригиналами.

Растворение в пантеоне сопровождается откровенно коммерческой выставкой в галерее Гари Татинцяна. Скульптуры Дельвуа тут лишены исторического контекста, что идет им на пользу: на белом фоне они выглядят легкомысленно, как дорогие игрушки. Которыми, конечно же, и являются, недаром художник позаимствовал свой логотип у Уолта Диснея, а дизайн персонального сайта — у культовой игры Sim City. Профессионализм Дельвуа, впрочем, может натолкнуть и на мысли посерьезнее. Глядя на полированную поверхность готического грузовика или распятого Христа, закрученного колесом, понимаешь, что прошлое — это Зазеркалье, в которое, собственно, нет входа, даже если сильно извернуться.

http://www.kommersant.ru/doc/2529953

SATELLITE WEBSITES
 Pictures
 List

Portal Homepage

www.arts-museum.ru

Japanese prints of the 18th-19th century

www.japaneseprints.ru

Patrons of the New Art

www.artmaecenas.ru

Gallery of 19th and 20th century European and American Art

www.newpaintart.ru

German Prints: Albrecht Dürer and his Teachers

www.germanprints.ru

Official online shop

www.artsmuseumshop.ru

Department of Private Collections

www.artprivatecollections.ru

Ivan Tsvetaev Educational Art Museum at Russian State University for the Humanities

Site under development

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Coins And Medals Department

www.coins-and-medals.ru

Sviatoslav Richter Memorial Apartment

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Museum Restoration and Conservation Department

www.museumconservation.ru

Italian Painting in 8th-20th centuries

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Museyon Center for Aesthetic Education

www.museyon.ru

Masterpieces of Ancient Art

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

18th-19th Century British Engraving

www.britishprints.ru

Restoration of Egyptian burial shroud. II-nd c. AD.

www.shroud.arts-museum.ru

The State Museum of the Modern Western Art

www.newestmuseum.ru

Engraving in Russia in 18th and Early 19th Centuries

www.russianprints.ru

Museum Quarter

www.quarter.arts-museum.ru

Each satellite website contains this icon, which lets you go to any satellite from the museum's website system.