"Портреты коллекционеров" перемешались в Пушкинском музее

19.04.2012

Language of publication: Русский

В Отделе личных коллекций ГМИИ имени Пушкина к 100-летнему юбилею музея показывают «Портреты коллекционеров. Русское и западноевропейское искусство из частных собраний Москвы». Два с лишним десятка коллекционеров – Петр Авен, Тамаз и Ивета Манашеровы, Александр Авдеев и Илья Глазунов... – привезли на Волхонку около трех сотен живописных и графических работ.

Первая задачка для пытливого зрителя – провести водораздел между разными собраниями, потому как Вергилия не обещают, а знакомят с поздравляющими коллекционерами довольно своеобразно. Счастливчикам вроде Петра Авена, Ильи Глазунова, четы Манашеровых, Валерия Дудакова и Марины Кашуро повезло получить отдельную «жилплощадь» в виде целого зала. Другим пришлось коммунально уплотниться: в пространстве с европейской живописью из собрания Максима Кочерова нашелся угол для нескольких картин старых мастеров нынешнего министра культуры Александра Авдеева (поздравляющего музей, несмотря на прошлые разногласия в обсуждении музейного городка). И все бы ничего – да подготовленные про историю их собирательской страсти экспликации, этакие временные «почетные доски» в зале иногда умещаются по две, иногда даже больше, а этикетаж не всегда снабжен подписью с именем владельца. Вот и гадай, что раз первая комната открывается презентацией Петра Авена, то и предшествующий атриум – тоже авеновский.

Также в разделе:

Поезд тронулся
Начался Московский пасхальный фестиваль

Выставка: портреты коллекционеров
25 известных собирателей живописи представили более 300 полотен из своих коллекций

Иван Васильевич меняет... гражданство
В Тбилиси в булгаковской пьесе нашли место и для президента Саакашвили

В Пушкинский пришли разные коллекционеры – со стажем, как Дудаков и Кашуро, как Владимир Царенков, Владимир Логвиненко или Михаил Перченко... и совсем «молодые» вроде Инны Баженовой (издателя недавно появившейся русской версии Art Newspaper), чей опыт в этом деле – около пяти лет.

Прочерчивая хронологические оси западного и русского искусства с XV–XVI до начала XX века, тут показывают не упорядоченную, как в музейной экспозиции, историю искусства, а отдельные вещи – как вектор вкуса их обладателя. И если есть Глазунов, будет гигантский парадный портрет Екатерины II Рокотова и печальный «Монах в лесу» Нестерова. Если Логвиненко – так иконопись и, например, панно знаменитого маньериста Джулио Романо «Битва Константина и Максенция» (вот бы знать, как оно доехало до Москвы?!). Если Дудаков и Кашуро – то символисты и авангард. У Манашеровых – чудный Пиросмани и пряный Гудиашвили. У Царенкова – и «зализанно»-гладкий Айвазовский, и свободной кистью написанный серовский этюд «Петр I в Монплезире».

Раз главная эмоция, которую выжимает выставка такого рода, – удивление/наслаждение/недоумение от конкретной вещи, то и презентации коллекций много бы выиграли, будь они снабжены провенансом хотя бы самых необычных экспонатов. На пресс-конференции рассказали, как «Мадонна с младенцем» болонского академиста начала XVII века Гверчино проделала длинный путь от жены Наполеона Жозефины в Эрмитаж, после – в Румянцевский музей, а в 1925-м – в Центральное хранилище музейного фонда и, как многие другие ценности, готовилась к продаже через «Антиквариат». Потом пропала из виду и в конце концов оказалась у Глазунова.

Главное на таких показах – детали, а их тут недостает. Михаил Абрамович Морозов в свое время прямо заболевал, думая о новых приобретениях изящного, – а тут все сухо и чинно, по пунктам отчитались за основной род деятельности собирателей и основные пункты собранного. Читаем, к примеру, про «уникальное полотно» «Нахождение Эрихтония» Луизы Холландины, принцессы Палатинской: «Эта редкая картина была буквально спасена коллекционером от гибели»... К чему ж такая скромность – расскажите историю, мы тоже порадуемся счастливому случаю.

Для коллекционера любой музейный показ автоматически повышает статус собрания. ГМИИ, как всякий музей, вероятно, лелеет перспективу возможных будущих даров. На вернисаже Василий Горященко передал Пушкинскому «Натюрморт-обманку с картиной Дитриха в каменной нише» мастера XVIII века Адама Элиаса Борни.

http://www.ng.ru/culture/2012-04-19/8_digest.html?insidedoc

SATELLITE WEBSITES
 Pictures
 List

Portal Homepage

www.arts-museum.ru

Japanese prints of the 18th-19th century

www.japaneseprints.ru

Patrons of the New Art

www.artmaecenas.ru

Gallery of 19th and 20th century European and American Art

www.newpaintart.ru

German Prints: Albrecht Dürer and his Teachers

www.germanprints.ru

Official online shop

www.artsmuseumshop.ru

Department of Private Collections

www.artprivatecollections.ru

Ivan Tsvetaev Educational Art Museum at Russian State University for the Humanities

Site under development

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Coins And Medals Department

www.coins-and-medals.ru

Sviatoslav Richter Memorial Apartment

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Museum Restoration and Conservation Department

www.museumconservation.ru

Italian Painting in 8th-20th centuries

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Museyon Center for Aesthetic Education

www.museyon.ru

Masterpieces of Ancient Art

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

18th-19th Century British Engraving

www.britishprints.ru

Restoration of Egyptian burial shroud. II-nd c. AD.

www.shroud.arts-museum.ru

The State Museum of the Modern Western Art

www.newestmuseum.ru

Engraving in Russia in 18th and Early 19th Centuries

www.russianprints.ru

Museum Quarter

www.quarter.arts-museum.ru

Each satellite website contains this icon, which lets you go to any satellite from the museum's website system.