Золотой век - три в одном

23.06.2014

Language of publication: Русский

Пятьдесят пять шедевров фламандской живописи XVII века из коллекции князя Лихтенштейнского, что можно увидеть на выставке "Рубенс, Ван Дейк, Йорданс..." в ГМИИ им. А.С.Пушкина, с блеском представляют не только золотой век фламандского барокко, но и одно из самых знаменитых частных собраний в мире, с которым, по мнению знатоков, может соперничать разве что королевская коллекция Великобритании.

Это не только богатейшее и разнообразное собрание, но еще одно из древнейших. Правители княжества, расположенного между Австрией и Швейцарией, собирают произведения искусства  с конца XVI века. Тогда князь Карл I Лихтенштейнский (1569-1627) явно перенял страсть к собирательству и изящным искусствам от своего патрона - императора Рудольфа II. Того самого, который устроил в своей резиденции в Праге "новые Афины" (правда, с неведомой древним грекам кунсткамерой). Его сын Карл Эвсебий, знаток живописи и страстный любитель лошадей, своих скакунов обменивал на картины. Рассказывают, что "Портрет Клары Серенс Рубенс" он именно так и заполучил.

Почти пять веков спустя традиция собирательства княжеского дома по-прежнему жива. На выставке, например,  можно увидеть эскиз Рубенса к картине "Марс и Рея Сильвия", купленный в 1977 на аукционе Сhristie’s, плюс шпалеру на ту же тему, сделанную еще при жизни Рубенса в 1620 году и приобретенную нынешнем правителем Лихтенштейна князем Хансом-Адамом II в 2005 году. Все три работы: эскиз, картину и шпалеру - можно увидеть на Волхонке. Они позволяют представить не только этапы работы художника, но и, выражаясь современным языком, жизнь произведения в разных медиа. В идеале не хватает только гравюры по этой картине, которая бы завершила бы цепочку и могла бы перекинуть мостик от роскоши княжеского двора к более скромной повседневности.

Кстати, о повседневном бытовании искусства во Фландрии времен католической Контрреформации. Некоторое представление о нем можно получить благодаря вошедшим тогда же в моду картинам, представлявшим интерьер кунсткамеры. Благо как раз в то время свои коллекции могли себе позволить и аристократы, и богатые купцы Антверпена. На выставке можно, в частности, увидеть замечательную работу Корнелиса I де Бальёра (Байё) этого жанра в небольшом, так называемом "кабинетном" формате. Относительно скромный размер полотна не может скрыть роскоши особняка, стены которого до потолка - в четыре ряда - украшены портретами, натюрмортами, жанровыми сценами и пейзажами. Сбору, на огромном столе - книги и роскошная посуда. Но на первом плане, по-видимому, хозяин коллекции, который демонстрирует своим гостям огромное полотно на мольберте. С сюжетом вполне назидательным - фигуры представляют аллегорию земной суеты. Надо ли упоминать, что портреты и хозяина, и благородной компании выписаны тщательнейшим образом? Трудно отделаться от мысли, что в этом жанре "три в одном", соединившем камерный вроде бы интерьер, портрет, назидательную аллегорию, можно почувствовать всю странную противоречивость "золотого века". Аллегория о суете сует подается как роскошное блюдо, своего рода интеллектуальный аттракцион для гостей. Искусство, которое, как всегда, вечно, в отличие от своих создателей и владельцев, становится способом преодоления границ земного времени, но одновременно - символом статуса и власти.

Центральные герои нынешней экспозиции - утонченный интеллектуал  Питер Пауль Рубенс, его ученик Антонис Ван Дейк и Жак Йорданс. В Белом зале ГМИИ им. А.С.Пушкина можно увидеть 19 шедевров кисти Рубенса: от известнейшего "Портрета Клары Серены Рубенс", старшей дочери художника,  умершей в 12 лет, до раритета раннего "римского" периода - "Обращение Савла" (1602). Среди 17 картин Антониса  Ван Дейка, прибывших в Москву, -  "Святой Иероним", написанный 16-летним художником, и утонченные портреты Марии де Тассис и ее отца - 1630, 1634 годов…  Жан Йорданс, ставший после смерти Рубенса художником номер один в Антверпене, представлен  несколькими работами. В том числе шедевром раннего периода "Поклонением волхвов" (1615) и огромным полотном "Дары моря".

Впрочем, "золотой век" фламандской живописи потому и был золотым, что и в мастерах, и в заказчиках недостатка не было. Спрос и жесткая конкуренция привели к специализации: художники предпочитали работать в тех жанрах, что удавались лучше всего. Неудивительно, что порой им приходилось объединять свои усилия, как, например, Жаку Йордансу и Франсу Снейдерсу в работе над "Дарами моры" (1640/50). За морскую живность отвечал Снейдерс - мастер монументального изображения изобилия рыбных рынков. А Нептуна с наядами взял на себя Жак Йорданс. В результате получилось удивительное смешение жанров. Натюрморт выглядит эпицентром страстей. А мифологический сюжет обретает витальность неожиданного рода. Обнаженная наяда в центре протягивает рыбину так, словно предлагает ее покупателю, а монументальный старец Нептун похож на хозяина рыбного рынка. В общем, "Дары моря" - равно гимн Нептуну и Меркурию, исполненный двумя виртуозами Фландрии.

Нынешняя выставка приурочена к двадцатилетию установления дипломатических отношений между Россией и княжеством Лихтенштейн. Очевидно изящество замысла в том, что в этой "дипмиссии" участвуют работы Питера Пауля Рубенса. Знаток античности, писавший свои исследования на латыни, а письма - по-итальянски, он выступал не единожды как посредник в сложных переговорах о мире между Испанией и Англией, например. Так, одна из жемчужин привезенной в Москву выставки - "Вознесение Психеи на Олимп" (1621) -  была написана в связи с переговорами между Мадридом и Лондоном по поводу бракосочетания будущего Карла I с испанской инфантой Марией. Брак расстроился из-за религиозных разногласий, но работа Рубенса осталась "свидетельством о намерениях".

Сегодня язык аллегорий может показаться кому-то "темным" или велеречивым. Но для фламандских мастеров XVII века истории из овидиевых "Метаморфоз" служили общей канвой, на основе которой они создавали собственные живописные сюжеты. В них символы обретали чувственность плоти.  В них видение Святого Франциска перед распятием оборачивалось реальной встречей со Спасителем на Голгофе, а вознесение Психеи предвосхищало парение в невесомости. Из монументального охотничьего "эпоса" с участием богов и смертных со временем вырастали пейзажи, где главной тайной становились леса, а охотники превращались в крохотные фигурки, едва заметные среди зарослей. Но уж совершенно предвосхищением  будущего смотрится "Пейзаж с металлоплавильней" (1535), написанный  Херри Мет де Блесом (Чиветтой). Среди привычной иерархии мира: небо, горы, замок, пристань, море - возникает на первом плане прапрапрадедушка металлургических заводов.

Фактически перед нами мир, в котором среди сложносочиненных аллегорий, античных сюжетов и рыцарских романов, "золотой век" переплавляется в век железный.

http://www.rg.ru/2014/06/23/flamandia.html

SATELLITE WEBSITES
 Pictures
 List

Portal Homepage

www.arts-museum.ru

Japanese prints of the 18th-19th century

www.japaneseprints.ru

Patrons of the New Art

www.artmaecenas.ru

Gallery of 19th and 20th century European and American Art

www.newpaintart.ru

German Prints: Albrecht Dürer and his Teachers

www.germanprints.ru

Official online shop

www.artsmuseumshop.ru

Department of Private Collections

www.artprivatecollections.ru

Ivan Tsvetaev Educational Art Museum at Russian State University for the Humanities

Site under development

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Coins And Medals Department

www.coins-and-medals.ru

Sviatoslav Richter Memorial Apartment

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Museum Restoration and Conservation Department

www.museumconservation.ru

Italian Painting in 8th-20th centuries

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Museyon Center for Aesthetic Education

www.museyon.ru

Masterpieces of Ancient Art

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

18th-19th Century British Engraving

www.britishprints.ru

Restoration of Egyptian burial shroud. II-nd c. AD.

www.shroud.arts-museum.ru

The State Museum of the Modern Western Art

www.newestmuseum.ru

Engraving in Russia in 18th and Early 19th Centuries

www.russianprints.ru

Museum Quarter

www.quarter.arts-museum.ru

Each satellite website contains this icon, which lets you go to any satellite from the museum's website system.