Под знаком Рембрандта

09.10.2012

Language of publication: Русский

В Государственном музее изобразительного искусства имени Пушкина представлены офорты Рембрандта из собрания семьи коллекционеров Мосоловых. После смерти Николая Мосола в соответствии с его завещанием коллекция была передана в Румянцевский музей, а в 1924 году офорты были переданы в музей Изящных искусств.

С виду это обычный рисунок, но в руках у Рембрандта Харменса ван Рейна ни карандаша, ни туши не было — на время создания работ живописец превращался в гравера-химика. Он покрывал металлическую плиту лаком, выцарапывал рисунок, погружал плиту в смесь азотной и серной кислот, заливал краской выжженные места и сам делал отпечаток на тончайшей бумаге.

В ГМИИ имени Пушкина коллекция оригинальных рембрантовских оттисков — офортов — даже больше, чем в Голландии, и все потому, что собрание создавалось стараниями трех поколений семьи Мосоловых — дедом, отцом и, самое главное, сыном Николаем Семеновичем. За каждым из офортов Мосолов-младший буквально охотился. За границей он соревновался с финансовым магнатом бароном Эдмондом Ротшильдом, который покупал все, что хотел, и когда хотел, в России – с петербургским сенатором Дмитрием Ровинским, чья коллекция теперь находится в Эрмитаже.

Особую зависть у чиновника вызывала работа "Портрет старого Харинга" 1655 года. "Мосолов очень хотел заполучить в коллекцию этот лист, и долгое время у него это не получалось. Наконец, на аукционе 1898 года на распродаже немецкой коллекции вышло! Возникновение этой работы для Рембрандта связано с драматическими событиями: после банкротство он попал в тюрьму за долги, и Томас Хартинг был смотрителем камеры несостоятельных должников", — рассказывает куратор выставки Наталья Маркова.

На дорогостоящее производство офортов денег Рембрандт не жалел даже тогда, когда был на грани разорения. Позже копии стали приносить художнику неплохой доход, а тиражировать отпечатки можно было до бесконечности. Благодаря их огромному количеству в Европе XVII века Рембрандта знали именно как гравера, и особенно ценились его так называемые "офорты первой стадии", такие, как представленный на выставке "Христос перед народом". После первого отпечатка художник мог менять рисунок на доске, затирая ненужные элементы. А это значит, что воссоздать прежний рисунок было уже невозможно. "В первой композиции много народу перед помостом. Некоторое время спустя Рембрандт меняет ее, перерабатывает. В позднем состоянии он просто убирает толпу", — поясняет куратор выставки.

Работать над офортом Рембрандт мог несколько лет. Он изменял макеты до неузнаваемости, любил экспериментировать не только с сюжетами, но и с размерами. Некоторые офорты могли быть по десять сантиметров в длину, а некоторые — всего пару сантиметров. И в миниатюрах заметен почерк художника – внимание к деталям и мягкость линий, живое выражение лица. Подражать технике Рембрандта стремился и сам коллекционер.

Николай Семенович Мосолов-младший мечтал, чтобы его увлечение – создание офортов – стало профессией. Он учился в Париже, Лондоне и Дрездене, день и ночь изучал книги по искусству, даже получил звание академика. Хотя известным художником Мосолов не стал, зато в репродуцировании работ Рембрандта ему не было равных.

Искусствоведы говорят, что художника в Мосолове убило создание фотоаппарата. Тиражирование изображений с его помощью он считал занятием удобным и совсем не трудоемким. До конца жизни он продолжал пополнять коллекцию оттисками Рембрандта, но создание собственных офортов со временем забросил.

http://www.vesti.ru/only_video.html?vid=452978

SATELLITE WEBSITES
 Pictures
 List

Portal Homepage

www.arts-museum.ru

Japanese prints of the 18th-19th century

www.japaneseprints.ru

Patrons of the New Art

www.artmaecenas.ru

Gallery of 19th and 20th century European and American Art

www.newpaintart.ru

German Prints: Albrecht Dürer and his Teachers

www.germanprints.ru

Official online shop

www.artsmuseumshop.ru

Department of Private Collections

www.artprivatecollections.ru

Ivan Tsvetaev Educational Art Museum at Russian State University for the Humanities

Site under development

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Coins And Medals Department

www.coins-and-medals.ru

Sviatoslav Richter Memorial Apartment

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Museum Restoration and Conservation Department

www.museumconservation.ru

Italian Painting in 8th-20th centuries

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Museyon Center for Aesthetic Education

www.museyon.ru

Masterpieces of Ancient Art

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

18th-19th Century British Engraving

www.britishprints.ru

Restoration of Egyptian burial shroud. II-nd c. AD.

www.shroud.arts-museum.ru

The State Museum of the Modern Western Art

www.newestmuseum.ru

Engraving in Russia in 18th and Early 19th Centuries

www.russianprints.ru

Museum Quarter

www.quarter.arts-museum.ru

Each satellite website contains this icon, which lets you go to any satellite from the museum's website system.