Реальная экспозиция в воображаемом музее

03.07.2012

Language of publication: Русский

В год столетия Музей изобразительных искусств имени Пушкина получил немало заслуженных комплиментов, но, пожалуй, самых восторженных откликов удостоилась масштабная юбилейная выставка. Знаковые памятники древнего мира и великие полотна XV – XX веков, 46 предметов из 27 крупнейших государственных и частных собраний мира – в том числе Лувра, Прадо, Британского музея – деликатно встроились в постоянную экспозицию Пушкинского, создав идеальное хранилище шедевров. «Воображаемый музей» для Ирины Антоновой – ожившая мечта, для публики – энциклопедия всего мирового искусства. На ее изучение осталось чуть меньше месяца. Рассказывают «Новости культуры».

Музей изобразительных искусств имени Пушкина известен своими громкими международными проектами еще с начала 1970-х, когда здесь побывала «Мона Лиза» – визитная карточка Лувра. С тех пор здесь выставлялись полотна Тициана, Матиса, Караваджо. Но в год своего столетнего юбилея Пушкинский предпочел выставкам одного шедевра – шедевральный по масштабам проект.

В зале испанских мастеров – статусные гости из мадридского музея «Прадо». «Христос с крестом» Эль Греко – одна из лучших поздних работ мастера – и «Конный портрет принца Бальтасара Карлоса» кисти Диего Веласкеса. Наследник престола на коне и с жезлом в руке – картина, написанная в год гибели инфанта, стала самым ценным экспонатом, переданным на временное хранение Пушкинскому. Страховки, гарантии – только переговорами и урегулированием формальностей здесь занимались больше двух лет. Все для того, чтобы постоянные экспозиции музея в соседстве с заморскими собратьями зазвучали по-новому.

«Я думаю, что такой случай повторится очень нескоро, потому что это очень специальный жест зарубежных музеев в сторону Пушкинского», – полагает заместитель директора ГМИИ имени А.С. Пушкина по международным связям и выставкам Зинаида Бонами.

«Воображаемый музей»: здесь портреты, созданные Гольбейном-младшим и Дюрером, из берлинских собраний соседствуют с мадридской гостьей – легендарной картиной Босха «Извлечение камня глупости». А «Возвращение с крестин» братьев Ленен из Лувра висит бок о бок с «Портретом Альфонса Лероя» Жака-Луи Давида из музея Фабра и «Праздником любви» Ватто из Дрезденской галереи. Географию Европы здесь можно изучать по живописным подлинникам.

«Эта выставка позволила не только укрепить связи с нашими постоянными партнерами, но и завязать новые связи. Например, с музеем Эшмолиан в Оксфорде – это университетский музей, один из известных и старейших музеев такого уровня в Великобритании», – подчеркивает заместитель директора ГМИИ имени А.С. Пушкина по научной деятельности Андрей Толстой.

Благодаря этому проекту в Галерее искусства Европы и Америки XIX и XX веков столичным музейщикам удалось создать уникальную экспозицию. В одном зале собрать мастеров, которых в стенах Пушкинского еще никогда не было – ярких представителей сюрреализма: Рене Магрита с его «Ключом полей», Поля Дельво с «Пленницей», Ива Танги с инопланетным ландшафтом и экспериментатора Макса Эрнста с картиной «Осквернение весны».

«Это работа, где используются экспериментальные техники, и эти техники придумывались часто самим Максом Эрнстом. Это, например, техника гротажа: на какой-нибудь предмет – например, на кусок коры древесной – клалась тонкая бумага и протиралась. Получался отпечаток этой коры на бумаге, но без участия кисти и красок», – продолжает Андрей Толстой.

В стиле сюрреалистичной мозаики созданы и скульптурные композиции: «Обнаженная» Джакоммети и гигантская голова Роя Лихтенштейна. А в соседнем зале рядом с романтичным «Завтраком на траве» Клода Моне из собрания Пушкинского музея появился «Завтрак» скандальный – кисти Эдуарда Мане из Галереи Лондона. Такой музей непременно должен существовать в воображении каждого человека, считал министр культуры Франции Андре Мальро. Собственно, и название проекта Пушкинский позаимствовал у книги известного культуролога. Вот только экспозиция получилась не воображаемой, а вполне реальной.

http://www.tvkultura.ru/news.html?id=1041168&cid=46

Exhibition

«Воображаемый музей»

28.04.2012 – 29.07.2012

Main Building
SATELLITE WEBSITES
 Pictures
 List

Portal Homepage

www.arts-museum.ru

Japanese prints of the 18th-19th century

www.japaneseprints.ru

Patrons of the New Art

www.artmaecenas.ru

Gallery of 19th and 20th century European and American Art

www.newpaintart.ru

German Prints: Albrecht Dürer and his Teachers

www.germanprints.ru

Official online shop

www.artsmuseumshop.ru

Department of Private Collections

www.artprivatecollections.ru

Ivan Tsvetaev Educational Art Museum at Russian State University for the Humanities

Site under development

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Coins And Medals Department

www.coins-and-medals.ru

Sviatoslav Richter Memorial Apartment

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Museum Restoration and Conservation Department

www.museumconservation.ru

Italian Painting in 8th-20th centuries

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Museyon Center for Aesthetic Education

www.museyon.ru

Masterpieces of Ancient Art

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

18th-19th Century British Engraving

www.britishprints.ru

Restoration of Egyptian burial shroud. II-nd c. AD.

www.shroud.arts-museum.ru

The State Museum of the Modern Western Art

www.newestmuseum.ru

Engraving in Russia in 18th and Early 19th Centuries

www.russianprints.ru

Museum Quarter

www.quarter.arts-museum.ru

Each satellite website contains this icon, which lets you go to any satellite from the museum's website system.