«Портрет коллекционеров» в Пушкинском музее: впечатляющие итоги быстрого собирательства

19.04.2012

Language of publication: Русский

Ольга Кабанова

Первая картина, бросающаяся в глаза вошедшему в атриум Отдела личных коллекций, напрасно смущает. Сладкописаная богоматерь с младенцем на большом красочном эскизе Кузьмы Петрова-Водкина мало похожа на его знаменитых рабоче-крестьянских мадонн. Вещь эта значимая в биографии художника, но немного неловкая, и неопытный зритель, глядя на нее, может подумать: лучшее давно в музеях, не на рынке.

Висящие рядом две великолепные картины Аристарха Лентулова, дерзкая «Испанка» и сложносочиненный «Верстак» Петра Кончаловского, а также изысканные в своей живописной скупости работы Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой не оставляют сомнений: можно и сейчас собрать великолепную коллекцию, было бы желание, деньги, художественное чутье или азартный консультант.

Чему, собственно, и служит свидетельством вся выставка, начатая вещами из коллекции Петра Авена, члена попечительского совета музея, обладателя достойных быть выставленными в Третьяковке (в паре случаев даже в постоянной экспозиции) произведений известных русских художников первой трети прошлого века.

Название большого представления новых коллекционеров (старых тут меньшинство), как объяснила директор Пушкинского музея Ирина Антонова, соответствует задаче выставки — создать портрет человека, показав, чем он владеет. Портретирование, будем честны, не во всех случаях удалось.

Некоторые коллекционеры написаны парадно, тот же Авен или Валерий Дудаков (его продуманная коллекция с ярким Мартиросом Сарьяном хорошо известна). А вот изображение успешного собирателя Константина Григоришина, имеющего много всего разного и очень хорошего (от Эль Греко до Герхарда Рихтера), состоит всего из двух фрагментов, можно сказать, из кусочка глаза и части бедра: «Счастливого квартета» наивного гения Анри Руссо и вычурной «Обнаженной» Тамары Лемпицкой. Коллекционер почему-то поскромничал — или с музеем поссорился.

Отменно эстетский вышел портрет Ильи Глазунова, чуткого к прекрасному собирателя (что же — художник, академик). Кроме ожидаемо превосходных портретов русских художников начала XIX века он показал икону и складень, изготовленные в мастерской Ивана Хлебникова, нарядные и гармоничные, они являются примерами высокого новорусского стиля.

Воинственным вышел портрет знатного коллекционера Владимира Логвиненко, в основном за счет многофигурной композиции Джулио Романо «Битва Константина и Максенция».

Если судить по аккуратной коллекции парижан Инны Баженовой — Одилон Редон, Альбер Марке, Утрилло и близкие им, то ее владелица должна быть дамой мечтательной и нежной. А супруги Панченко, также любители французов, энергичными жизнелюбами.

Но, как бы ни выглядели участники выставки, что бы они ни покупали — иконы, старых голландцев, академических итальянцев, европейских постимпрессионистов или русских авангардистов, — все они составили незаурядные собрания, органично смотрящиеся в залах крупнейшего отечественного музея. А если у кого-то будут сомнения в подлинности выставленного, так в каталоге можно прочесть подробное досье на каждый экспонат.

До 26 августа

http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/1659353/sobrali_bystro

SATELLITE WEBSITES
 Pictures
 List

Portal Homepage

www.arts-museum.ru

Japanese prints of the 18th-19th century

www.japaneseprints.ru

Patrons of the New Art

www.artmaecenas.ru

Gallery of 19th and 20th century European and American Art

www.newpaintart.ru

German Prints: Albrecht Dürer and his Teachers

www.germanprints.ru

Official online shop

www.artsmuseumshop.ru

Department of Private Collections

www.artprivatecollections.ru

Ivan Tsvetaev Educational Art Museum at Russian State University for the Humanities

Site under development

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Coins And Medals Department

www.coins-and-medals.ru

Sviatoslav Richter Memorial Apartment

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Museum Restoration and Conservation Department

www.museumconservation.ru

Italian Painting in 8th-20th centuries

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Museyon Center for Aesthetic Education

www.museyon.ru

Masterpieces of Ancient Art

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

18th-19th Century British Engraving

www.britishprints.ru

Restoration of Egyptian burial shroud. II-nd c. AD.

www.shroud.arts-museum.ru

The State Museum of the Modern Western Art

www.newestmuseum.ru

Engraving in Russia in 18th and Early 19th Centuries

www.russianprints.ru

Museum Quarter

www.quarter.arts-museum.ru

Each satellite website contains this icon, which lets you go to any satellite from the museum's website system.