Голенищев Владимир Семенович

17 января 1856 (Петербург) — 1947 (Ницца)

Историю коллекции Отдела Востока Государственного музея изобразительных искусств имени Александра Пушкина обычно начинают с 10 мая 1909 г.. В этот день в Петербурге Государственная Дума приняла закон о приобретении в государственную собственность коллекции египетских древностей статского советника Владимира Семеновича Голенищева.

В.С. Голенищев родился 17 января 1856 г. в Петербурге в семье царскосельского купца. В 1875 г. он окончил 1-ю Санкт-Петербургскую гимназию и поступил на факультет восточных языков Петербургского университета. Арабский язык Голенищев изучал у профессора Розена.

Еще будучи студентом, Голенищев прочел на конгрессе востоковедов доклад. Блестящее выступление сразу сделало его известным среди русских и зарубежных ученых. По окончании университета в 1879 г. Голенищев был принят в Эрмитаж на должность хранителя древнеегипетских памятников сверх штата, то есть денег за работу не платили. Он был хорошо образован, владел греческим языком, латынью, арабским, французским и немецким. Но больше всего его интересовали искусство и культура древнего Египта.

↓ Показать полный текст

В конце XIX – начале XX вв. в России работала целая плеяда ученых, чьи имена вошли не только в историю русской, но и мировой науки. Среди них Голенищеву принадлежит одно из главных мест.

Свое первое путешествие в Египет В.С. Голенищев совершил в 1879 г. и затем бывал там в течение многих лет. Направляясь вверх по Нилу, он изучал архитектуру и покупал древнеегипетские и коптские памятники. Блестящая эрудиция, знание арабского языка позволяли общаться с продавцами без посредника, а широкие финансовые возможности позволили Голенищеву собрать прекрасную коллекцию, состоящую из почти восьми тысяч предметов. В нее входили все виды египетской культуры и искусства: архитектурные детали, рельефы, стелы, статуи и статуэтки, сосуды, ювелирные украшения, блестящее собрание папирусов. К сожалению, далеко не о каждом из них Голенищев оставил указание о его происхождении. Лишь в начале своей собирательской деятельности Голенищев ежегодно помещал отчеты в журнале Восточного отделения Русского Археологического общества.

В сезон 1888 – 1889 г. у торговца Графа Голенищев купил десять фаюмских портретов. Он был в числе первых ученых, оценивших значение этих памятников в искусстве Египта римского времени.

В 1890 г. на парусной лодке, дагабии, Голенищев отправился вверх по Нилу в Асьют и Ахмим. Во время этой поездки им были приобретены деревянный прямоугольный саркофаг Антефа XI династии, мраморная женская голова времени Птолемеев, коллекция коптских тканей, среди которых был фрагмент с изображением бога Нила.

В Луксоре Голенищев купил наконечник копья, захваченного Яхмосом I – освободителем Египта от гиксосов в XVI в. до н.э. Там была куплена косметическая ложечка в виде плывущей девушки времени Аменхотепа III.

В 1891 г. у Каирского антиквара Голенищев купил три папируса, найденных в глиняном кувшине в деревне эль-Хибе: «Иератический папирус с письмом жреца», «Папирус с рассказом Уну-Амона», «Словарик «Ономастикон».

Голенищев не ограничивал свою собирательскую деятельность Египтом. Он посещал антикварные лавки Парижа, Берлина, Санкт-Петербурга. На аукционе в Париже в 1895 г. при распродаже коллекции Хофмана он купил деревянный сосуд XIX династии со сценой охоты на львов.

В.С.Голенищев был удивительно удачливым собирателем. Так, однажды, идя по главной улице Санкт-Петербурга – Невскому проспекту, он зашел в антикварный магазин и купил папирус с «Гимном царским диадемам». Свои сокровища Голенищев хранил в Петербурге. Для коллекции были заказаны прекрасные витрины из дерева, металла и полированного стекла.

Не прекращая собирательской деятельности, Голенищев приступил к систематизации, изучению и подготовке публикации своей коллекции. В Отделе Востока ГМИИ имеется картотека, составленная ученым, с фотографиями предметов и их названиями на французском языке. Имеется также напечатанный на машинке Инвентарь с номерами, присвоенными Голенищевым своим предметам. Все было подготовлено для серьезной и тщательной научной обработки собрания.

Но неожиданно в начале 1908 г. среди петербургских ученых распространились известия о продаже коллекции. По Петербургу поползли самые невероятные слухи о причинах, по которым Голенищев пожелал расстаться со своими сокровищами. Говорили даже, что ученого преследовал взгляд мужчины, изображенного на пелене с богом Осирисом и Анубисом II века. Однако причина оказалась гораздо более прозаичной, а именно крах Среднеуральского золотопромышленного акционерного общества, пайщиком которого был Голенищев. Желая покрыть убытки и спасти семью от разорения, Владимир Семенович решил продать коллекцию. Когда стало известно о продаже, ученому поступили предложения от многих зарубежных музеев и частных лиц. Но Голенищев считал невозможным вывоз своего собрания за пределы России. 24 февраля 1908 г. в доме Голенищева состоялось экстренное заседание Русского Археологического общества. С докладом выступил знаменитый ученый-востоковед, автор двухтомной истории Древнего Востока, профессор Б.А.Тураев. Он дал высокую оценку коллекции, подчеркнул, что ее продажа за пределы России была бы огромной утратой для русской науки и просвещения.

10 мая 1909 г. был принят закон о приобретении в государственную собственность коллекции В.С. Голенищева. В эти годы в Москве по инициативе профессора И.В. Цветаева строился Музей изящных искусств. Для него были заказаны слепки с наиболее известных статуй и рельефов, начиная с Древнего Египта и кончая Высоким Возрождением. Архитектор музея Р.И. Клейн, вдохновленный гипостильным залом в Луксоре, спроектировал Древнеегипетский зал с расписным потолком и папирусообразными колоннами.

4 апреля 1911 г. двести двадцать четыре ящика с египетскими памятниками прибыли в Москву. С тех пор Голенищев больше никогда не видел своей коллекции. Он даже не приехал на открытие Музея 31 мая 1912 г. В частном письме к Тураеву он писал, что не стоит менять прекрасную весну в Ницце на несколько минут официальной церемонии.

Таким образом, московский Музей изящных искусств стал обладателем превосходной коллекции из восьми тысяч экспонатов, включающей круглую скульптуру, рельефы, изделия художественного ремесла, предметы быта и погребального культа, собрание папирусов. Эта коллекция дает представление о всех периодах развития египетского искусства, начиная с Додинастического и кончая памятниками коптского Египта. В ней много произведений, снискавших мировую известность: комплекс рельефов из гробницы Иси, стела с изображением вельможи Хенену, статуя фараона Аменемхета III, статуэтки жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи, знаменитая косметическая ложечка в виде плывущей девушки с лотосом, богатое собрание фаюмских портретов и коптских тканей. В ней были и золотые художественные изделия последних веков I тыс. до н.э., которые, к сожалению, были похищены в начале 1920-х гг.

После Октябрьской революции условия, на которых была продана коллекция (ежегодная пенсия), утратили силу, и Голенищев оказался без средств к существованию. Он обращался в несколько университетов и, в конце концов, получил место в Каирском университете Фуада I. Многие из египетских ученых старшего поколения с гордостью называли себя учениками Голенищева.

Выдающийся ученый умер в Ницце в 1947 г. и похоронен там на русском кладбище. Весь его архив хранится в Голенищевском центре в Париже.

Работа над изучением предметов из собрания Голенищева велась с момента поступления его коллекции в Музей изящных искусств. Уже к открытию Музея в 1912 г. на отдельных листах с прекрасными цветными воспроизведениями было издано несколько наиболее интересных памятников. В 1936 г. вышел каталог фаюмских портретов и пелен (автор А.С.Стрелков), затем выходили книги профессора В.В.Павлова, изучавшего произведения мелкой пластики, скульптуру, маски римского времени. В 1982 г. вышел прекрасный каталог стел и рельефов (С.И.Ходжаш, О.Д.Берлев). Последовательно издавались каталоги скарабеев, ювелирных украшений, изображений бога Бэса (автор С.И.Ходжаш). Результатом многолетнего труда стало издание статуй (авторы О.Д.Берлев, С.И.Ходжаш)

Что касается очень ценной части коллекции, египетских, коптских и греческих папирусов, то наиболее выдающиеся из них – «Математический папирус», «Ономастикон», «Путешествие Уну Амона», коптские папирусы - были изданы крупнейшими русскими и европейскими учеными Церетели, Гардинером, Каминосом, Коростовцевым, Еланской.

В год, когда отмечали сто пятьдесят лет со дня рождения В.С.Голенищева, в Каире, около Национального музея, был открыт памятник ученому.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Сосуд с ручками и изображением лодок

Додинастический период, IV тыс. до н.э., культура Нагада II

Палетка в форме страуса

Додинастический период. IV тыс. до н.э.

Палетка в форме слона

Додинастический период. IV тыс. до н.э.

Палетка в форме рыбы

Додинастический период. IV тыс. до н.э.

Миска с изображением охоты

Додинастический период, IV тыс. до н.э., культура Нагада I

Палетка в виде лодки

Додинастический период, IV тыс. до н.э.

Палетка в виде черепахи

Додинастический период, IV тыс. до н.э.

Палетка с головами двух птиц

Додинастический период, IV тыс. до н.э.

Сосуд

Додинастический период, IV тыс. до н.э., культура Нагада III

Сосуд с геометрическим орнаментом

Додинастический период, IV тыс. до н.э., культура Нагада I

Сосуд с изображением крокодилов

Додинастический период, IV тыс. до н.э., культура Нагада I

Сосуд с ручками

Додинастический период, IV тыс. до н.э., культура Нагада III

Сосуд с ручками и геометрическим орнаментом

Додинастический период, IV тыс. до н.э., культура Нагада II

Сосуд с ручками и изображением лодок

Додинастический период, IV тыс. до н.э., культура Нагада II

Статуэтка лягушки

Додинастический период, IV тыс. до н.э.

Ярлык от сосуда с именем царя Хора Аха (Менеса)

Раннее царство, 1 династия, ок. 3030-3000 до н.э.

Сосуд

Раннее царство, ок. 3000-2700 до н.э.

Сосуд

Раннее царство, ок. 3000-2700 до н.э.

изображение временно отсутствует

Фрагмент сосуда с именем царя Хора Аджиба

Раннее царство, 1 династия, ок. 2890-2880 до н.э.

Фрагмент статуи женщины

Древнее царство, 4 династия (?), ок. 2600-2500 до н.э.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru