Архив выставок

«Исповедь Арлекина» Живопись и графика Моисея Фейгина

Моисей Фейгин родился в 1903 году в Варшаве, с 10 лет учился рисованию в студии итальянского мастера. После переезда с семьёй в Москву продолжил обучение живописи с частными педагогами. В 1921 году Фейгин поступает в ВХУТЕМАС, где преподавали самые талантливые представители российского авангарда: Владимир Татлин, Александр Родченко, Эль Лисицкий, Владимир Фаворский, Давид Штеренберг и др. Среда творческого общения во ВХУТЕМАСе способствовала осуществлению поисков новых выразительных форм в искусстве. Фейгин учился в мастерской живописи у Александра Осмёркина, великолепного педагога, эстета, колориста, участника легендарной художественной группы «Бубновый валет». Впоследствии учитель и ученик на долгие годы сохранили отношения творческих единомышленников.

Большую роль в 1920-е годы играли различные художественные сообщества. Фейгин вошел в ОМХ – объединение московских художников. Участники, а среди них Аристарх Лентулов, Артур Фонвизин, Роберт Фальк, Надежда Удальцова, расписывали клубы и стадионы, выпускали плакаты и открытки, писали картины на производствах, портреты, проводили отчетные выставки, одна из которых состоялась в 1929 в Нью-Йорке. В 1932 году ОМХ, как и другие художественные объединения, был ликвидирован. Единой художественной организацией с единым для всех методом «соцреализма» стал МОСХ. Как многие художники поколения Фейгин не смог приспособиться к правилам официальной художественной жизни. Долгие годы его творчество делилось на две части. С одной стороны, работа в «портретном цеху» над образами И.В. Сталина и других вождей для заработка, а с другой, - живопись «для души». К сожалению, произведения тех лет не сохранились. В 1942 году художник ушел на фронт, квартира была разграблена, картины уничтожены.

Кардинальный поворот в творческой судьбе Моисея Фейгина произошел в конце 1956 года, после посещения одной из первых в нашей стране выставок американской живописи: художник, по его словам, «словно проснулся». Резко изменился живописный почерк Фейгина, стал возникать круг новых тем. Он пишет абстрактные полотна, условные композиции, автопортреты. Работая с натурой, освобождает ее от деталей, превращает композицию в изобразительную формулу. Пишет много, словно наверстывая тот путь, который прошла за половину столетия западноевропейская живопись. Уже в конце 1960-х в его работах появляется человек в цветном трико – то ли шут, то ли арлекин, то ли клоун. Бестелесные, ломкие, очень подвижные куклы-марионетки, маски вселенского карнавала, - они лишены земного притяжения, как бы, парят в пространстве. Позже среди клоунов и арлекинов возникают Чарли Чаплин, Скрипач, Дон Кихот. Постепенно клоуны начнут разыгрывать пьесы на темы кинематографа, Сервантеса, Шекспира. А дальше - евангельские притчи, ветхозаветные истории. Возвращение блудного сына, Тайная вечеря, защита крепости Масада – и вплоть до Голгофы...

Драматичная тональность холстов Фейгина отражает горький опыт тяжёлых личных потерь художника, память исторических и социальных катаклизмов… Фейгин признавался: «Я очень хотел бы написать веселую картину, но у меня ничего не получается». Внимательно вглядываясь в картины, то и дело сталкиваясь с автопортретом художника, либо с его автопортретной маской, понимаешь, что он мыслит себя среди своих героев, «рыцарей печального образа», безумных мудрецов, одиноких поэтов.

Красота холстов «Хоровод в ночи», «Песнь солнцу», «Диалог», «Возвращение», «Скрипач» в напряженном энергетическом потенциале. Их следует рассматривать длительно, они открываются постепенно. Безупречное владение формой отражено в полотнах «Черная лошадь», «Шут», «Пирамида цирка». Согласно искусствоведческим дефинициям манеру Фейгина следовало бы назвать «экспрессионистской», ведь именно «экспрессионизм» есть предельное состояние формы. «Предельное» в цвете, в линии, в композиции.

Первая за много десятилетий персональная выставка художника состоялась в 1978 году. В 1990 г. была организована ретроспектива его работ в Лондоне. В Музее современного искусства на Петровке выставка проходила в 2003 году. В Третьяковской галерее, уже посмертная, - в 2008.

Показывая сегодня выставку произведений Моисея Фейгина, часть которых выставляется впервые, мы вновь возвращаем его в контекст изобразительного искусства ХХ столетия.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru