Архив выставок

«Вокруг рельефа» Древнеегипетские памятники и абстрактный рельеф ХХ века из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина и частных коллекций

28.05.2010 – 18.07.2010

Главное здание

Идея выставить в одном пространстве каменные жертвенники эпохи Древнего Египта и абстрактные рельефы современных художников изначально возникла в качестве парадокса - настолько несопоставимы обстоятельства, в которых эти произведения были созданы. Если египетский мастер был подчинен строгим нормам, которые диктовалась традицией, каноном, наконец, функцией данного ритуального предмета, то современный художник абсолютно свободен в своем поиске, в выборе правил творческой стратегии. Парадоксальность этой идеи побудила к проведению выставки-эксперимента. Ее цель – не вынося за скобки ни знания об историческом контексте, ни о сегодняшней художественной ситуации – сконцентрировать внимание на «прямом видении» произведений.

 

Из хронологического ряда были выбраны крайние звенья – древнейший тип египетского рельефа и эксперименты наших современников. Смысл этого сопоставления – в стремлении ответить на вопрос: существуют ли некие общие формальные законы архитектоники поверхности , организованной с помощью пустот и объемов и, если существуют, то как выявляются: в степени условности изображения, или в изначальной логике конструкции.

 

Жертвенный столик – предмет ритуальный, которому предназначена строго определенная роль в древнем погребальном обряде. Этот предмет вовсе не предназначался для рассматривания. Он был функционален: на нем полагалось размещать продукты, на его поверхность - лить молоко или воду. Хлеб, как расположенный на нем, так и изображенный, являлся пищей для невидимой сущности усопшего, которая, как считали древние египтяне, воплощалась через собственное изображение. Таким образом, изображение хлеба на жертвеннике становилось самим хлебом.

 

Овеянные исторической аурой, три египетских алтарика, размещённые в центре экспозиции, намеренно перенесены в совершенно иной контекст. Допуская, что древнеегипетский жертвенник может существовать среди пластических экспериментов последних десятилетий, мы тестируем свое восприятие. Что представляют для нас эти древние камни? И выдерживают ли это соседство произведения, перенесенные из мастерских художников?

 

Каждый из десяти представленных художников, обретая свою индивидуальную форму отношения с миром, искал некие вневременные пластические закономерности. Все испытали на себе влияние предметов, созданных мастерами давних эпох – или шумерской архаикой, или чукотскими предметами быта, или русской иконописью... Рельеф, по словам Андрея Красулина, осознается сегодня как «поразительно надежное и емкое устройство для хранения информации обо всем круге человеческих знаний и представлений». Сама форма рельефа словно нагружается, отягощается тысячелетней традицией. И обращение к нему требует освобождения от поверхностного, сиюминутного, требует «погружения» в глубокие слои восприятия реальности.

 

Мария Эльконина с осторожностью употребляет термин «рельеф», предпочитая называть свои произведения живописью. Она начала усложнять поверхность своих живописных произведений в середине 1950-х годов и сегодня продолжает последовательно работать в этом направлении. Связь с материалом – деревом – осознается художницей как некое духовное родство.

В деревянных рельефах Игоря Шелковского читаемы натурные мотивы – пейзаж, дерево, букет, переведенные на отвлеченный язык пластики. Пространственные построения Шелковского кардинальным образом отличаются от глобальной геометрического проекта Олега Кудряшова, переводящего весь универсум на язык абстрактной графики. С середины 1970-х годов Олег Кудряшов усложняет поверхность своих грандиозных по размеру гравюр, превращая их в трехмерные структуры.

Для Михаила Рогинского обращение к рельефу в течение 1988 года было кратковременным, но важным этапом перед созданием его поздних живописных циклов. А рельефы Бориса Турецкого, созданные приблизительно в это же время - в 1988-1989 годах – представляют собой окончательный, пространственный вариант его беспредметной графики.

В 1988 году Валерий Орлов начал свои эксперименты с бумагой ручного отлива и продолжает их в течение десятилетий, создавая собственный лаконичный вариант абстрактного языка. Контраст бумажным листам Орлова составляют рельефы Виктора Лукина, созданные в 1993 году из металла, со скупым использованием цвета. Эти работы прекрасно иллюстрируют глобальную стратегию художника - выход из картинной плоскости в трёхмерность, в физическое пространство. Для Лукина абстрактный рельеф – это самостоятельный вид искусства; и он планомерно исследует его экспрессивные возможности.

Валентина Апухтина поверхность своих рельефов осознает как «мембрану» – между внутренним и внешним, тяжестью и легкостью, пространством и плоскостью. Однако ее последняя работа – результат отстраненности от собственного творчества: материалом рельефа стала не бумага, но собственные акварели художницы, свернутые и упакованные в пленку.

Возможно, само обращение к форме абстрактного рельефа является результатом склонности личности к отказу от лишнего, сдержанности, аскетизму в выражении и в самом существовании. Это этическое начало играет роль единой экзистенциальной матрицы, определяющей и образ жизни, и творчество художника. Андрей Красулин и Кирилл Александров в полном смысле слова осуществляют программу «экологического существования» в мире. Оба виртуозно используют самые разные материалы – дерево, металл, глину - но изначальный импульс исходит не от материла, но от некоего внутреннего пантеистического чувства. И целью поисков является не абстрактное формотворчество, но обретение единой пластической формулы, приводящей знания о живом и мертвом к общему знаменателю.

Министерство культуры Российской Федерации

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru