Архив выставок

«ЗОЛОТОЙ ВЕК АРХИТЕКТУРНОЙ ГРАФИКИ» Рисунки европейских мастеров XVIII-XIX вв. из коллекции Сергея Чобана

16.10.2010 – 12.12.2010

Главное здание

            На выставке «Золотой век архитектурной графики», открывающейся в ГМИИ им. А.С.Пушкина 15 октября 2010 года, будут представлены около 50 рисунков и акварелей западноевропейских архитекторов, живописцев и рисовальщиков  XVIII - первой половины XIX века из частной коллекции известного современного архитектора Сергея Чобана. Среди отобранных для показа произведений посетители музея смогут увидеть первоклассные образцы творчества выдающихся и менее знакомых широкой аудитории мастеров Италии, Франции и Германии, отдельные из которых долго и плодотворно работали в России. Среди итальянцев – это знаменитый архитектор и театральный декоратор Филиппо Юварра (1678-1780), Джованни Батиста Пиранези (1720-1778), выдающийся гравер и «первый в истории мастер бумажной архитектуры»; прославленный венецианский живописец Каналетто (1697-1768), чьи рисунки с архитектурными «ведутами» ценятся едва ли не более чем его картины; представители династии блистательных театральных декораторов Галли Бибиена; работавший в Риме мастер пейзажей с видами Рима и античных руин Джованни Паоло Панини (1691-1765). Францию представляют живописцы Шарль-Жозеф Натуар (1700-1777) и Шарль Мишель-Анж Шалль (1718-1777), Гюбер Роббер (1733-1808) и Жак-Луи Давид (1748-1825), архитекторы Жан-Лорен Ле Жей (1710-1786), Жермен Суфло (1713-1780), Шарль-Луи Клериссо (1721-1820), и Клод Леду (1736-1806); Германию – живописец Якоб Филипп Хаккерт (1737-1807) и архитектор Лео фон Кленце (1784-1864). Наконец, важное место в экспозиции занимают представители так называемой «Россики», западноевропейские мастера, работавшие в России – Джакомо Кваренги (1744-1817), Винченцо Бренна (1747-1820), Пьетро ди Готтардо Гонзага (1751-1831), Жан-Франсуа Тома де Томон (1759-1813),  Огюст Ришар Монферран (1786-1858) и другие мастера.

         В ГМИИ им. А.С. Пушкина уже давно сложилась традиция знакомить свою аудиторию с частными коллекциями. Ограничившись примерами из области рисунка, упомянем выставки лучших листов из собраний западноевропейских мастеров член-корреспондента Академии наук СССР профессора А.А.Сидорова (1969), одной из создательниц Тимирязевского музея биолога Е.В.Полосатовой (1985), известного журналиста И.А.Полонского (1986); наконец, две выставки художественных произведений, сначала западных (1973), а затем русских (1985), из собрания доктора искусствоведения И.С.Зильберштейна. Все названные коллекции, впоследствии подаренные их владельцами музею, любовно собирались замечательными людьми самых разных профессий, составляя в их жизни особую сферу интересов, часто не связанную с основными занятиями.

        На этот раз нам предстоит познакомиться с коллекцией особенного типа. Сергей Чобан, профессиональный архитектор и к тому же сам превосходный рисовальщик, собирает коллекцию архитектурной графики осознанно, с глубоким знанием дела и тонким пониманием «предмета» своего собирательства. Это придает выставке дополнительный интерес и одновременно объясняет ее специфический характер, широту ее содержания, ее хронологические рамки, а самое главное - высочайший художественный уровень экспонируемых произведений.

        Архитектурная графика – понятие многозначное. Это не только рисунки и чертежи, связанные с творческой лабораторией архитектора и отражающие на бумаге все этапы  работы от рождения первоначального замысла и его последующего развития до обретения им законченного образного решения в визуализированной форме. К архитектурной графике относят также и видовой рисунок, к которому обращаются живописцы, граверы и сами архитекторы и где главной темой изображения является архитектурный образ. Реальный или фантастический, дошедший до нашего времени в руинах или сохранившийся только в описаниях старых источников и потому дающий богатейшую пищу для воображения художника. Отдельную главу в архитектурной графике занимают эскизы театральных декораций, приобретающих особую пышность в эпоху барокко и изображавших архитектуру несуществующую, а также проекты оформления всевозможных празднеств, церковных и светских, в том числе пышных фейерверков и торжественных церемоний. На первых порах не выходивший за рамки вспомогательного средства, неброский и скромный, архитектурный рисунок со временем обретает самостоятельное значение и собственный изобразительный язык, исключительно богатый и разнообразный, изощренную стилистику и техническое совершенство. XVIII век становится временем расцвета архитектурного рисунка и архитектурной графики в целом. Он занимает равноправное положение в иерархии искусства рисования, у него появляются ценители и собиратели.            

           В коллекции Чобана это время представлено очень широко, что открывает перед зрителем возможность проследить и понять на примере первоклассных рисунков и чертежей самые разные аспекты архитектурной графики. Богатство приемов и техник, используемых художниками. Разнообразие изображаемых ими сюжетов. Стилистическую эволюцию самого рисунка - от безудержной фантазии и свободы искусства эпохи барокко до строгой и утонченной красоты неоклассицизма или суховатой сдержанности архитектурных листов начала XIX столетия.  

          Сам Чобан в одном из интервью, рассказывая о своем собрании, подчеркнул, что коллекционирование архитектурной графики, «отдельного вида искусства и абсолютно ни на что не похожего явления», - редкая область, которой занимаются немногие. А в качестве самого ценного среди принадлежащих ему произведений он выделил действительно редкий рисунок Джованни Баттисты Пиранези, ведущий происхождение  из коллекции князя В.Н. Аргутинского-Долгорукова (1874-1941), хранителя Отделения рисунков и гравюр Эрмитажа в первые годы советской власти, а в 1922 году эмигрировавшего во Францию.

Еще в одном интервью в ответ на вопрос о путях достижения успеха, Чобан отметил, что, по его мнению, «талант архитектора – это в большой степени такт и выбор правильных средств для реализации своей идеи». Во многом именно этому архитектор научился у своих исторических предшественников, в том числе на примере рисунков из собственной коллекции.  

 Справка о коллекционере:

Сергей Чобан родился в 1962 году в Ленинграде, окончил Институт им. Репина Академии художеств. С 1992 года, уехав в Германию, где начал работать в Архитектурном бюро NPS в Гамбурге, в 1995-м стал одним из его партнеров и возглавил берлинский офис «NPS Tchoban Voss». Среди самых известных построек Чобана в Берлине – комплекс пятизвездного отеля «Домакваре» с гигантским аквариумом в атриуме, кинотеатр «Кубикс», синагога в Вильмерсдорфе. В 2004 году открыл свой офис в России, спроектировал – совместно с Петером Швегером - небоскреб «Федерация» в «Москва-Сити». В настоящее время совместно с Сергеем Кузнецовым возглавляет бюро «SPEECH Чобан Кузнецов». В берлинском и московском офисах сегодня разрабатываются десятки проектов – от комплексов «Набережная Европы» и «Невская ратуша» в Санкт-Петербурге (совместно с Евгением Герасимовым), гостиниц сети «Кемпински» в Киеве, Минске и Нижнем Новгороде до массового жилья в Митине. Сергей Чобан – член Американского общества архитектурных графиков (ASAI).  В 2009 году основал Фонд для организации музея архитектурной графики в Берлине. В начале 2010 в Немецком Музее Архитектуры (DAM), Франкфурт-на-Майне, организовал выставку «Архитектурные миры», на которой экспонировались рисунки Чобана и архитектурная графика из его собрания. Один из кураторов павильона России на архитектурной биеннале Венеции 2010 года (проект   реконструкции Вышнего Волочка).

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru