Архив выставок

К 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина. «Французский рисунок конца XIX-XX веков из собрания ГМИИ». В рамках 30–го музыкального фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»

30.11.2010 – 23.01.2011

Главное здание

С 30 ноября 2010  года по 23 января 2011 года в рамках «Года России-Франции 2010» и XXX музыкального фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» пройдёт выставка «Французский рисунок конца XIX-XX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина».

Это первый масштабный показ музейной коллекции французского рисунка конца XIX-XX века - времени напряженных поисков нового пластического языка и творческих открытий. 200 листов, отборанные из 570 произведений, составляющих собрание данного раздела ГМИИ, охватывают весь спектр развития искусства графики ведущей в ту пору художественной школы и  знакомят с графическими работами ее лучших мастеров от Пюви де Шаванна до Анри Матисса, Фернана Леже и Робера Делоне. В экспозицию включены и работы художников нефранцузского просхождения, работавших в Париже: Пабло Пикассо, Амадео Модильяни, Осипа Цадкина, Марка Шагала.

Ядром коллекции французского рисунка конца XIX-XX века ГМИИ стали произведения из собраний С.И. Щукина и И.А. Морозова, листы приобретенные в 1920-1930-х гг. Музеем нового западного искусства, дары послевоенного времени, среди которых наиболее значительные поступления связаны с именами Лидии Делекторской, Нади Леже, Жоржа Бокье и Иды Шагал. Уступая по полноте коллекциям Лувра и Центра Помпиду, этот раздел собрания музея занимает достойное место среди аналогичных собраний мира, а изучение творчества таких мастеров, как Стейнлен, Пикассо, Матисс, Леже, Шагал немыслимо без обращения к фондам Отдела графики ГМИИ.

Выставка приурочена к выходу в свет подробного каталога французского рисунка конца XIX – XX века в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Автор каталога и куратор выставки - ведущий научный сотрудник музея Виталий Александрович Мишин.

История коллекции

Коллекция французского рисунка  ГМИИ им. А.С. Пушкина состоит из трех разделов: один охватывает XVII-XVIII века, второй - первую половину и середину XIX века, третий – конец XIX и XX век. Именно эта третья часть собрания французских рисунков (насчитывающая в общей сложности около 570 произведений) представлена на выставке.

Коллекция формировалась на протяжении многих десятилетий из самых разных источников. Часть произведений происходит из старых дореволюционных собраний – С.М. Третьякова, П.И. Щукина, С.И. Щукина, М.А. Морозова, И.А. Морозова, И.С. Остроухова, В.П., Н.П. и М.П. Рябушинских и др. В большинстве случаев эти работы поступили в ГМИИ из Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) после его закрытия в 1948 году. Собрания С.И. Щукина и И.А. Морозова, ставшие основой будущего ГМНЗИ, послужили после их национализации в конце 1918 года тем ядром, вокруг которого продолжало формироваться собрание западного искусства (и в том числе рисунков) последней трети XIX и XX века. Благодаря концентрации материала в стенах одного музея – ГМНЗИ – небольшие группы рисунков и отдельные листы, происходящие из частных собраний, в совокупности составили весомое целое. Со второй половины 1920-х годов главным источником пополнения коллекции становятся приобретения и дары. Перед ГМНЗИ стояла задача не только восстановить историческую преемственность в коллекционировании образцов «нового западного искусства» в прежних временных рамках, но и продолжить, после многолетнего перерыва, сбор произведений, отражающих текущий художественный процесс в странах Запада.

В этом отношении большое значение имели командировки сотрудников ГМНЗИ во Францию. Даже в трудных условиях того времени музею, которым руководил Б.Н. Терновец, удалось обогатить коллекцию работами ведущих французских художников 1920-1930-х годов. Хотя при ликвидации ГМНЗИ собрание живописи было поделено между ГМИИ и Эрмитажем, графический фонд (в том числе около 170 рисунков французской школы) был оставлен в музее на Волхонке. Произведения, унаследованные Музеем изобразительных искусств от ГМНЗИ, объединились с работами, к тому времени уже хранившимися в ГМИИ. В совокупности эти материалы составили фундамент, на основе которого происходил дальнейший рост коллекции. После 1948 года большая часть произведений попала в ГМИИ в качестве дара, – будь то дар самого художника, наследников, помощников, коллекционеров или просто частных лиц. Некоторые художники продавали свои работы – из мастерской или с выставки. Сравнительно небольшое число рисунков поступило в результате закупки у коллекционеров и лиц, оказавшихся обладателями произведений в силу разных обстоятельств.

Наиболее значительные поступления французских рисунков в ГМИИ за последние шестьдесят лет связаны с тремя крупнейшими мастерами XX века – Анри Матиссом (дары Лидии Делекторской), Фернаном Леже (дары Нади Леже и Жоржа Бокье) и Марком Шагалом (дары Иды Шагал). Эти поступления не были единовременными, но осуществлялись на протяжении целого ряда лет.

Экспозиция

Рисунки, размещенные по сторонам колоннады и в следующем за ней зале, охватывают период с конца 1860-х до Первой мировой войны включительно. Здесь представлены работы мастеров академического направления (Кабанель, Бонна, Пюви де Шаванн, Бенар, Гиге), произведения, принадлежащие реалистической традиции (Бастьен-Лепаж, Лермитт, Симон, Мильсандо, Детай, Раффаэлли). О творчестве ведущих мастеров импрессионизма в коллекции ГМИИ можно судить по рисункам Ренуара, Дега и Писсарро; поколение постимпрессионистов представляют в первую очередь ван Гог и Тулуз-Лотрек. Символистские тенденции в искусстве этого времени ярко обнаружились в творчестве Гюстава Моро, Редона, Дени, одного из участников группы Наби; затронули Леграна и Лакоста. Стилистика модерна проявляется в работах Бертона и Манзана-Писсарро; ее отголоски заметны и в ранних рисунках Эжена Зака. Элегантный и чувственный аспект «Прекрасной эпохи» (Belle Époque) нашел отражение в женских образах, увековеченных Эллё, Шере, Роллем. В особую группу можно выделить рисунки скульпторов – Родена и его последователя Бернара. Одна из двух работ Руо в собрании ГМИИ – «Голова клоуна» –  дает основание говорить об экспрессионистских тенденциях во французском искусстве начала XX века; это относится и к двум рисункам Рувейра.

На противоположной стороне колоннады размещаются рисунки сатирического характера на темы «быта и нравов», карикатуры, предназначавшиеся для газет и журналов. К этому жанру относятся работы Каран д'Аша, Гирана де Севола, Сэма, а также часть рисунков Форена и Стейнлена. Многогранное творчество Стейнлена представлено также эскизами и этюдами для книжных обложек, литографий, плакатов; портретными зарисовками, самостоятельными сюжетными композициями, изображениями аллегорического характера.

Экспозиция следующего зала охватывает период с середины 1910-х до 1970-х годов.       Здесь выделяется небольшая группа рисунков, созданных в короткий период между 1916 и 1922 годами; каждый из них представляет какую-то одну грань эстетики кубизма (Грис, Лоранс, Глез). Рисунок Озанфана, датируемый 1918 годом, предвосхищает рождение новой концепции – пуризма. Некоторые художники, прошедшие кубистическую школу в 1910-х годах, в первой половине или в середине 1920-х годов отходят от жесткой стилистики кубизма, возвращаются к «классическим» традициям в изображении человеческой фигуры, в пейзажах и натюрмортах (Сюрваж, Метценже, Цадкин, Пареше). Напротив, акварель Робера Делоне, сохранившего верность идеям авангарда довоенного времени, свидетельствует о неприятии художником «неоклассических» тенденций в искусстве начала 1920-х годов. Серия коллажей Дельтора (1929) обнаруживает знакомство автора как с итальянским футуризмом, так и с русским конструктивизмом.

В некоторых рисунках, исполненных между концом 1910-х и началом 1930-х годов, проявляются – у каждого художника по-своему – экспрессионистские тенденции (Ле Фоконье, Громер, Адан, Лафорж). В гуашах Люрса чувствуются отголоски сюрреализма.

Из произведений других художников межвоенных десятилетий стоит особо выделить акварели Дюфи и Марке, акварель и сепию Синьяка, гуашь Лапрада, работы Дюнуайе де Сегонзака и Кокто.

 Среди экспонатов выставки многие произведения, относящиеся к первой трети XX века, созданы художниками нефранцузского происхождения, причисляемыми к так называемой «Парижской школе» (Шагал, Пикассо, Грис, Модильяни, Пареше, Бранкузи, Фужита, Коянаги, Паскин, Э.Зак, Цадкин, Орлова, Инденбаум, Сюрваж, Пуни). Мастера, стекавшиеся в Париж из разных концов мира, приобщались к новейшим течениям во французском искусстве и в то же время привносили в него традиции своих стран.

В коллекции французских рисунков, созданных после 1941 года, можно отметить работы Боннара, Пиньона, Масри, Жансема, Жераняна, Таслицкого и других художников.

«Белый зал» целиком посвящен творчеству четырех крупнейших мастеров XX века – Пабло Пикассо, Анри Матисса, Фернана Леже и Марка Шагала.

Шесть из семи произведений Пикассо в собрании Музея исполнены за короткое время между 1905 и 1908 годами, однако именно в эти годы изобразительный язык художника меняется разительным образом – от стилистики «розового периода» к раннему кубизму. Пять гуашей представляют собой эскизы картин, которые относятся к числу важнейших достижений мастера («Семейство бродячих комедиантов», «Дружба», «Три женщины», «Композиция с черепом»).

Коллекция рисунков другого основоположника искусства XX века, Матисса, – одна из самых весомых составляющих московского собрания – в общей сложности 112 листов (включая наброски и зарисовки в альбомах). Шесть из них относятся к сравнительно ранней поре творчества (1905–1912), когда Матисс поддерживал деловые контакты с С.И. Щукиным; остальные созданы в более поздний период, между 1933 и 1952 годами. Для экспозиции были отобраны образцы разного рода – эскизы картин; штудии модели, самоценные «артистические» рисунки, зарисовки и записки с рисунками «на случай». Преобладают портреты и натюрморты. В женских лицах чаще всего узнаются черты Л.Н. Делекторской. В творческой системе Матисса тщательные этюды углем и свободные «импровизации» тушью пером составляли две стороны единой эстетики рисунка, выработанной мастером в конце 1930-х – начале 1940-х годов.

Собрание рисунков Леже в ГМИИ также весьма обширно – 63 листа (не считая блокнота, содержащего 64 наброска); оно разнообразно по своему составу и отражает почти все основные этапы творчества мастера – от ранних ученических этюдов (конец 1900-х) до произведений, относящихся к последним годам жизни художника; оно позволяет проследить, какие эстетические проблемы занимали мастера на той или иной стадии его творческой эволюции. Листы, отобранные для экспозиции, призваны дать представление об этом многообразии наследия Леже-рисовальщика.

Коллекция рисунков Шагала, насчитывающая 58 листов, охватывает период от самых первых его опытов в искусстве (около 1907) до 1953 года. Но акварель, датируемая 1953 годом, – единственный пример позднего творчества мастера, другие работы относятся к более раннему времени: подавляющая их часть была создана до 1922 года, то есть до окончательного отъезда художника из России. Некоторые рисунки возникли во время пребывания Шагала в Париже в 1911–1914 годах; три листа связаны с поездкой Шагала в Вильно в 1935 году. Эти работы дают возможность прикоснуться к началам и истокам творчества Шагала. Многие листы имеют автобиографический характер, связаны с реалиями жизни художника, с людьми из его ближайшего окружения.

Выставка проводится в рамках Года России-Франции 2010 под патронатом Министерства культуры Российской Федерации

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru