Архив выставок

«Сотканный мир египетских христиан». Коптские ткани III–XII веков

21.12.2010 – 27.03.2011

Главное здание

Собрание произведений древнеегипетского искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина – одно из наиболее значительных среди мировых музеев.  В нем представлены все этапы развития культуры Египта, начиная с додинастического периода (IV тысячелетие до н.э.) вплоть до коптского (IV-VII вв. н.э.).  Самая известная область коптской культуры –  это ткачество.

На выставке «Сотканный мир египетских христиан» впервые будут представлены памятники из коллекции коптских тканей, поступивших в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1946 году из послевоенной Германии. Ранее они хранились в собраниях Государственных музеев Берлина и Музея прикладного искусства в Лейпциге. Также в  экспозицию войдут несколько памятников из  коллекций  В.С. Голенищева и А.В. Прахова, принадлежащих ГМИИ.

В течение семи лет сотрудники Отдела реставрации музея совместно со специалистами НИИ культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва проводили кропотливую работу по изучению и восстановлению коптских тканей. Теперь коллекция полностью изучена и отреставрирована.

Выставка приурочена к выходу систематического каталога. Автор каталога и куратор выставки – научный сотрудник Отдела Древнего Востока ГМИИ Ольга Владимировна  Лечицкая.

Коптский текстиль является уникальным источником, содержащим важную информацию о бытовании тканей и той значительной роли, которую они играли в позднеантичном и средневековом Египте. Большинство тканей было найдено в погребениях, где они хорошо сохранились благодаря сухому климату и песчаной почве. Назначение сотканных изделий разнообразно. Главным образом это льняные одежды и предметы домашнего обихода – занавесы, покрывала, ковры, скатерти, салфетки, чехлы для подушек, а также церковные завесы и алтарные покровы. Все они были украшены орнаментальными вставками, как правило, выполненными льняными и шерстяными нитями в традиционной для коптов гобеленовой технике. Именно такие вставки привлекали особое внимание собирателей со времени первых открытий коптских памятников в 1880-е годы. Часто их вырезали из изделий, чтобы продать по отдельности, и в таком виде они попадали в частные и музейные коллекции. Поэтому целиком сохранившиеся памятники встречаются в них гораздо реже, чем отдельных фрагменты..

Коптский текстиль датируют III–XII веками и выделяют три периода: позднеантичный (раннехристианский), ранневизантийский и исламский. После завоевания Египта арабами в середине VII века христианство не прекратило своего существования; христианские памятники продолжали создаваться вплоть до XII века. И только в середине XIII века насильственная массовая исламизация населения привела к заметному упадку христианской культуры и искусства.

Коптский текстиль является своеобразной «энциклопедией» мотивов, образов, а также орнаментов, имеющих древнеегипетское, греко-римское, а также ближневосточное происхождение. В позднеантичном и христианском искусстве особое внимание уделялось темам благоденствия, удачливой человеческой судьбы, циклического обновления природы и возрождения. В связи с этим на тканях часто появляются персонификации земли, воды, месяцев, сезонов и так называемые «нильские сцены»; близкими им по значению являются изображения охоты, отдельные образы всадников-охотников и мотив «населенной лозы» с фигурами бегущих животных.

Важное место среди ранних изображений занимали также образы и сюжеты, заимствованные из греко-римской мифологии и литературы. В них христиане видели глубокий символический подтекст, который позволял воспринимать древние мифологические сюжеты в качестве прообразов Новозаветной истории. Особое значение в эллинистическом Египте приобрел культ умирающего и воскресающего бога Диониса, выступавшего гарантом плодородия и даровавшего спасение; этим он уподоблялся Осирису, а в христианский период Христу.

В IV–V веках на тканях появляются новые, христианские символы и сюжеты, количество которых возрастает в VI–VIII веках. В этот период в коптском текстиле, как и во всем византийском искусстве, находят отражение идеи и образы, соответствующие новым духовным ценностям. Крест и Хризма (монограмма имени Христа) считались главными христианскими символами защиты и спасения. Особый вид креста с петлей являлся заимствованием древнеегипетского иероглифа «анх» – «жизнь». Христианские сюжеты в коптском текстиле представлены сценами из Ветхого и Нового Заветов. Наибольшей популярностью в Египте пользовался цикл с эпизодами «Истории патриарха Иосифа», многие из которых воспринимались как прообраз земной жизни Христа. Eвангельским сценам в целом, подобно амулетам, приписывали охранительные свойства.

В первые годы правления арабского Халифата в текстильном производстве не наблюдалось значительных изменений. В ткацких мастерских под государственным контролем по-прежнему работали опытные и искусные ткачи-копты. При Аббасидах (750–1258) коптское искусство начинает испытывать все возрастающее влияние исламского искусства, тяготевшего к абстракции. Особенно важным новшеством, привнесенным исламом в украшение тканей, стало применение арабских надписей, выполненных шелковой вышивкой или вытканных в гобеленовой технике. Украшенная таким образом ткань или одежда называлась «тирāз». При Фатимидах (969–1171), которые были шиитами (шииты, в отличие от суннитов, допускали изображения живых существ),  ткани начинают украшать широкими цветными гобеленовыми полосами с миниатюрными стилизованными фигурками животных и птиц, которые сочетались с надписями. В таких орнаментах изображения животных превращаются в чисто декоративные элементы. После периода правления Фатимидов традиция гобеленового ткачества исчезает. Новая мода проникает в Египет при Айюбидах, султанах курдского происхождения (1171–1250), а затем Мамлюках, тюрках (1250–1382), и приносит с собой материалы, техники и орнаменты, известные, главным образом, в Восточной и Центральной Азии.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru