Архив выставок

«Живопись Павла Леонова из собрания К.Г. Богемской»

На выставке в Отделе личных коллекций зрителям будут представлены около 43 работ Павла Леонова: искусство, рождённое из опыта жизни бродяги и разнорабочего, духовно пронизанное идеями, звучавшими в полуночных беседах художников московского андерграунда 1970-х. К художникам московского андерграунда   принадлежал  и Михаил Рогинский, педагог Павла Леонова в ЗНУИ (Заочный народный университет искусств). 

Как всякое настоящее искусство, произведения Леонова сообщают зрителю больше того, что знал художник. Его картины изображают улучшенное прошлое – с фонтанами, порталами клуба и пр., они повествуют о замечательном «будующем», но как явление художественное – они свидетельство своего времени – 1970-1990-х годов. В них отражена сюжетно и эмоционально вся та смесь привычек, надежд, устремлений, новаций, которая будоражила российское общество в этот период. Воплощён типично крестьянский, с хитрецой и недоверчивостью, взгляд на мир и новых его героев, и типично советское простодушие с верой в могущество великих вождей. Здесь есть смекалка и готовность меняться: в сюжетах, подсказанных заказчиками, где появляются и ангелы, и кентавры, и их жены, и «денизабры» (динозавры).

В картинах Леонова заключена такая жизненная сила, что они покоряют каждое сердце, открытое художественным впечатлениям и не испорченное стандартами потребления музейных образцов. В самом размере его картин, в их многоярусных конструкциях, в убедительности энергичного рисунка фигур, то прорастающих через несколько этажей окружающего мира, то распространяющихся в беге и танце по всей плоскости холста, чувствуется размах и удаль сказочного русского героя, младшего брата, увальня и простеца, в итоге побеждающего всех и проходящего через все испытания.

Ранние работы Леонова написаны в сумрачной неяркой гамме. В них сохраняются элементы «правильной» прямой перспективы. К середине и второй половине 1990-х годов живопись становится богаче. Картины уже совершенно плоскостные. Фигуры людей чаще всего черные – будто все они, как зэки в лагере, одеты в черные бушлаты. Но иногда они одеваются в белое. Мелкие черные птички, галочками видневшиеся в бледном небе ранних картин, становятся мясистыми черными грачами в синеве более поздних, а затем сюда прилетают и белые птицы.

Искрометная смесь государственной и собственной фантазии, воспоминаний и изобретений формируют свой стиль и способ живописи, непохожий ни на какой другой. Торжество мечты над жизнью, замысла над воплощением, столь присущее Леонову, является характерной чертой национального русского характера.

Для наивного искусства характерно пафосное утверждение этических ценностей – вера в будущее, уважительное отношение к прошлому. Это искусство бескорыстно. "В Рай воров и мошенников не пускают" – один из любимых дидактических сюжетов художника. Процветание Меховиц и прочих населенных пунктов, военные победы, подвиги, технические достижения и их носители, спорт, праздники – весь набор сюжетов советского социалистического реализма. Примитивная манера исполнения, вызывающая у зрителей ощущение иронии, переносит лозунговые ценности в мир наивной фантазии, выдавая именно их нереалистическую сущность. Но сами произведения – не карикатура, не пародия. Их художественное воздействие таково, что зритель получает заряд позитивной энергии. Воздействие на чувства человека, на его бессознательное напрямую, вне правил живописи, придает огромную силу и обаяние наивному искусству.

Леонов создал свой образ России, какого еще не было. Он создал стиль, который принадлежал ему самому. Наследие художника, состоящее из полутора тысяч больших холстов, как и наследие других великих художников, огромный собственный мир, в гранях которого отражаются и преломляются различные грани мира окружающего.

К выставке подготовлен иллюстрированный каталог.

Связанные с событием издания:

Листать

Живопись Павла Леонова из собрания Ксении Богемской

Москва, 2011

Язык издания: Русский

Живопись Павла Леонова из собрания Ксении Богемской.

В разделе пресса о нас

Скончался художник-примитивист Павел Леонов

28.03.2011

Язык публикаций: Русский

Телеканал Культура (Россия К)

Пришло печальное известие – скончался один из крупнейших российских художников-примитивистов Павел Леонов. Его произведения хранятся в музеях Великобритании, Франции, Швейцарии, Нидерландов и в многочисленных частных коллекциях разных стран. Рассказывают «Новости культуры».

Высокий примитив. В музее личных коллекций открылась выставка «Живопись Павла Леонова из собрания Ксении Богемской»

15.03.2011

Язык публикаций: Русский

Газета.ru

На выставке «Живопись Павла Леонова из собрания Ксении Богемской», открывшейся в Музее личных коллекций, фигурируют десятки полотен, которые неподготовленному зрителю трудновато увязать с музейным контекстом. Творчеством художников-примитивистов интересуются в основном интеллектуалы, хотя дорожка эта никому не заказана.

Рай культуры и отдыха. Павел Леонов и Ксения Богемская в Музее личных коллекций

15.03.2011

Язык публикаций: Русский

Коммерсантъ

В Музее личных коллекций ГМИИ имени Пушкина открылась выставка "Живопись Павла Леонова из собрания К. Г. Богемской". Около сорока картин знаменитого ивановского примитивиста из коллекции известного московского искусствоведа, скончавшейся в прошлом году, демонстрируют результаты культурного обмена между художником и заказчиком.

Наивное зазеркалье

14.03.2011

Язык публикаций: Русский

«Голос России»

В Москве, в ГМИИ им. А.С.Пушкина до 3 апреля проходит выставка Павла Леонова, одного из самых известных наивных художников

«Рай земной» Павла Леонова

11.03.2011

Язык публикаций: Русский

Телеканал Культура (Россия К)

«Наивное искусство» – термин отчасти условный. В образах, созданных непрофессиональными художниками, прячется – «коллективное сознание» народа. Еще один повод задуматься над этим – выставка живописи Павла Леонова. Для экспозиции, которая открывается в Музее личных коллекций, из полутора тысяч работ «наивного» художника отобрано около сорока холстов. Все эти вещи – из собрания искусствоведа Ксении Богемской. Заместитель директора по науке Музея изобразительных искусств имени Пушкина много лет посвятила исследованию феномена «примитива». В минувшем году Ксения Богемская ушла из жизни. И эта выставка – дань её памяти. Рассказывают «Новости культуры».

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru