Архив выставок

Джованни Лоренцо Бернини. «Голова медузы». Из собрания Капитолийских музеев (Рим, Италия)

04.06.2011 – 30.06.2011

Главное здание

ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает показ шедевров итальянского искусства в рамках Года Италии в России.  Вслед за произведениями эпохи Возрождения - полотном «Дама с единорогом» Рафаэля Санти из собрания Галереи Боргезе и картиной «Паллада и кентавр» Сандро Боттичелли из Галереи Уффици -  в музее представлена одна из жемчужин итальянского барокко - скульптура Джованни Лоренцо Бернини «Голова медузы» из Капитолийских музеев (Рим).

Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680) -  один из величайших гениев XVII века. Скульптор, создатель городских ансамблей, сценограф, но, в первую очередь, архитектор. Никто из художников не повлиял в такой мере на облик Рима, как это сделал Бернини: именно он создал перед собором Св. Петра обширную площадь с колоннадой, подобной «распростертым объятиям» и многочисленные произведения, украшающие интерьер базилики, Палаццо Барберини, церковь Сант Андреа аль Квиринале, Фонтан Тритона и Фонтан Четырех рек на знаменитой Пьяцца Навона. И это лишь некоторые из наиболее знаменитых его творений. Слава мастера была столь громкой, что в 1665 году Людовик XIV пригласил его в Париж для перестройки дворца Лувр.

Скульптура Джованни Лоренцо Бернини «Голова Медузы» (1630), представленная в ГМИИ им. А.С. Пушкина, по праву считается одной из жемчужин, созданных великим скульптором. Основой для произведения Бернини послужил сюжет из греческой мифологии о Медузе Горгоне, архаическом существе. В отличие от двух других сестер, Медуза стала смертной после того, как Афина наказала ее за осквернение храма, в котором горгона была лишена невинности Посейдоном. По одной из версий, Горгона Медуза была девушкой с красивыми волосами и хотела состязаться с Афиной в красоте. Но за осквернение храма богиня мудрости превратила ее волосы в змей и сделала смертной. Каждый, кто осмеливался посмотреть на Медузу, превращался в камень. Победить горгону удалось только герою Персею, пользовавшемуся покровительством Афины. Богиня мудрости и посоветовала герою, которому предстояло сразиться с Медузой, смотреть не на саму Горгону, а на ее отражение на блестящей поверхности щита. Воспользовавшись крылатыми сандалиями Меркурия, Персей, пережив множество приключений, обезглавил спящую Медузу Горгону. После этого Афина Паллада поместила ее голову на своей эгиде, а затем на щите, как грозное оружие, помогающее превращать в камень врагов мудрости и справедливости - добродетелей, которые воплощает собой эта богиня. 

Первоначально Горгона изображалась уродливым чудовищем, с вьющимися вокруг головы змеями, похожими на волосы, выпученными глазами, высунутым языком и торчащими изо рта клыками. Ужасная гримаса Горгоны должна была внушать страх и вызывать мгновенное окаменение и смерть, к чему приводил даже беглый взгляд на нее. Позже, в классическом искусстве, образ Медузы поэтизируется, она превращается в необыкновенное  создание, отважившееся соперничать с Афиной и ставшее жертвой неожиданного превращения. Гордившаяся своей красотой, и, в особенности, великолепной шевелюрой, Медуза была наказана целомудренной богиней, превратившей ее волосы в змей, которые в древности символизировали сладострастие. 

Джованни Лоренцо Бернини изваял в полном смысле слова бюст-портрет самой прекрасной и смертной Горгоны, запечатленной в переходный момент ее превращения. Игра ясна: плоть превращается в камень, волосы - в змей, счастье - в ужас, и эта трансформация окончательная, не оставляющая надежды. Бернини без сомнения, был знаком с текстом «Метаморфоз» Овидия, а также со стихами своего современника поэта Джованни Батиста Марино, в поэме которого Медуза разглядывает свой отраженный облик в воображаемом зеркале, будучи застигнутой в тот момент, когда с болью и тревогой она осознает свое превращение в мрамор и жестокая усмешка искажает ее черты. Марино и Бернини, стремясь раскрыть замечательные подражательные качества скульптуры, переосмысляют античный  миф: не Горгона своим взглядом обращает врагов в камень, но сама Медуза, которая по роковой ошибке ловит свой образ в воображаемом зеркале, в буквальном смысле на наших глазах превращается в мрамор. Для Бернини  Медуза - это рафинированная барочная метафора скульптуры, ее высоких достоинств, скульптуры, которая обладает властью заставить окаменеть от удивления тех, кто способен приходить в восторг от необычайной искусности его резца. 

«Голова Медузы» Джованни Лоренцо Бернини – один из шедевров искусства барокко, которое по своей  жизненной наполненности и эстетическим принципам во многом близко нашему времени.

В разделе пресса о нас

Визит Горгоны. Знаменитая скульптура Бернини прибыла в Москву

06.06.2011

Язык публикаций: Русский

Российская газета

Выставка одной картины, которую культивирует ГМИИ им. А.С. Пушкина, теперь дополнена показом одной скульптуры.

«Голова Медузы» в Пушкинском музее

06.06.2011

Язык публикаций: Русский

Телеканал Культура (Россия К)

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет одно из самых загадочных произведений искусства – «Голову Медузы», творение Джованни Лоренцо Бернини. Это показ в рамках Года Италии в России, и в ряду выставок одного шедевра. Образец итальянского барокко выставлен вслед за творениями эпохи Возрождения - «Дамой с единорогом» Рафаэля Санти и «Палладой и кентавром» Сандро Боттичелли. Рассказывают «Новости культуры».

Плод ревности. Сергей Ходнев о «Голове медузы» Джанлоренцо Бернини в ГМИИ

03.06.2011

Язык публикаций: Русский

Коммерсантъ

В одно прекрасное римское утро 1638 года Джанлоренцо Бернини собрался нанести визит своей любовнице Констанце Бонарелли, хорошенькой жене одного из своих подмастерьев...

В Москве впервые представлена работа итальянского скульптора Джованни Бернини "Голова Медузы"

25.05.2011

Язык публикаций: Русский

Первый канал

Первыми "Голову Медузы" увидели журналисты и гости посольства Италии в Москве. Там скульптура будет находиться до 1 июня, а затем в течение месяца ее смогут увидеть посетители Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

"Голову Медузы" Джан-Лоренцо Бернини представили в итальянском посольстве в Москве

25.05.2011

Язык публикаций: Русский

Российская газета

"Голову Медузы" прославленного барочного скульптора и архитектора Джан-Лоренцо Бернини представили в посольстве Италии в Москве в рамках перекрестного года Италии-России.

В итальянском посольстве продемонстрировали «Голову медузы» Бернини

25.05.2011

Язык публикаций: Русский

Телеканал Культура (Россия К)

В Москву прибыла «Голова Медузы» Бернини. Шедевр итальянского Барокко в нашей стране впервые. Этот показ – часть культурной программы перекрестного Года России-Италии. Пока скульптура находится в итальянском Посольстве. Но с 3-го июня «Голову Медузы» смогут увидеть посетители Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Рассказывают «Новости культуры».

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru