Архив выставок

Современная скульптура в усадьбе на Волхонке – 2011. «Абстракция: от плоскости к объему»

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет пятую выставку в рамках проекта «Современная скульптура в усадьбе на Волхонке», который стал традиционным событием для летней Москвы. Экспозиция размещена в культурном пространстве старой Москвы: она располагается в Центре эстетического воспитания «Мусейон», занимающем старинную усадьбу Глебовых-Пастуховых XVIII-XIX веков, и на территории прилегающего небольшого парка, относящегося к усадьбе. 
В этом году темой выставки стала абстракция. Термин «абстракция» вопреки мнению многих искусствоведов не означает нефигуративное искусство. Латинское слово «abstraction», как считают кураторы выставки,  можно перевести как «отвлечение». В данном случае это -  «искусство, отвлеченное от реальности». Абстракция символизирует переход на более высокий уровень осмысления окружающего мира. Поэтому абстрактное искусство, появившееся в начале ХХ века, изначально было связано с философскими концепциями того времени. Оно стремилось к отвлечению в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их сущностных, закономерных признаков.
Абстракционизм играет особую роль в истории русского искусства, ибо у его истоков стояли отечественные мастера – Василий Кандинский и Казимир Малевич. Их произведения и теоретические труды определили два основных направления абстракционизма: чувственную абстракцию и абстракцию рациональную. Чувственная абстракция предполагает постижение реальности путем эмоциональных ассоциаций, которые у художника вызывает тема, и которые он стремится передать зрителю. Этот путь был предложен Василием Кандинским. И рациональная абстракция, искусство утверждавшее, что высшее значение постигается мыслью. Произведения Казимира Малевича – это не просто обращение к абстрактным формам, за ними кроется глубокое символическое содержание. 
С развитием абстрактного искусства в XX столетии можно ознакомиться на примере постоянной экспозиции ГМИИ им. А.С. Пушкина, где представлены произведения В. Кандинского, А. Родченко, Ф. Леже, Х. Арпа, А. Архипенко,  В. Вейсберга и др.
Произведения представленные на выставке «Абстракция: от плоскости к объему» предлагают несколько иную постановку проблемы, актуальной  в наши дни. Подзаголовок выставке указывает на то, что зрителю предлагается рассмотреть развитие абстрактного образа на плоскости и в объеме. Традиционно абстракционизм в большей степени тяготел к искусству живописи. Переведение объекта на двумерную плоскость уже само по себе подразумевает процесс абстрагирования от реальности. И в этом году на выставке помимо произведений скульптуры представлены живописные работы Натальи Ситниковой – яркого мастера абстракции в современной России. Творчество Н. Ситниковой принадлежит к направлению чувственного абстракционизма, но художник старается совместить его с символическим содержанием. Ее панно из серии «Утро и Вечер», как и другие работы, представленные на выставке, это эмоциональная передача определенного состояния, человека, природы и человечества в целом. Вместе с тем она строит свои произведения не только на цветовых сочетаниях и их эмоциональном воздействии, но и экспериментирует с фактурой, используя в панно шероховатую поверхность песка, грубый цемент.
Кроме того, на выставке представлены скульптуры Георгия Франгуляна, которые знакомят зрителя с развитием абстракции в объеме. В искусстве скульптуры сложнее отвлечься от реального объекта, т.к. оно работает с формой. Может быть, поэтому пластические работы в истории ХХ столетия, за редким исключением, в большей степени являлись декоративными элементами, зачастую принадлежа к сфере дизайна нежели искусства. Но для Г. Франгуляна интересно исследовать именно развитие пластической формы в отвлечении от реального объекта. Его произведения в ряде случаев фиксируют становление новой формы. При взгляде на них возникает ощущение, что еще мгновение и появится в мире что-то новое, живое, чего еще не было. В других же случаях его произведения - это подвергнутое рациональному анализу столкновение пластов пространства. Для проекта «Современная скульптура в усадьбе на Волхонке» Георгий Франгулян предложил специальную серию работ. Это скульптурные «Композиции», рассматривающие различные аспекты бытования абстракции в объеме. И если для Г. Франгуляна абстракционизм является одним из ведущих направлений в творчестве, то для таких скульпторов, как Михаил Дронов, Лазарь Гадаев, чьи работы также представлены на выставке, обращение к абстракции является интересным экспериментом, попыткой выразить то, что не удалось сказать более традиционным языком.


Кураторы проекта: Наталия Бочарова, Александра Степина

В разделе пресса о нас

الفن التجريدي.. من سطوح اللوحات إلى أشكال المنحوتات

12.07.2011

Язык публикаций: Арабский

RT

Сюжет телеканала RT (Russia Today) на арабском языке о пятой выставке в рамках проекта «Современная скульптура в усадьбе на Волхонке» - «Абстракция: от плоскости к объему».

В Москве открылась выставка «Абстракция. От плоскости к объему»

08.07.2011

Язык публикаций: Русский

Телеканал Культура (Россия К)

Когда фоном для современной скульптуры служит архитектурная классика, скульптура от этого скорее только выигрывает. Да и классику функция фона нисколько не снижает. Кураторы Музея изобразительных искусств имени Пушкина никакого риска в этом не видят и уже пятый год собирают на Волхонке тематические выставки с участием известных скульпторов. На этот раз предпочтение отдано абстракции, предлагается проследить её движение от плоскости к объему. Произведения демонстрируются под открытым небом и в центре эстетического воспитания «Мусейон». Рассказывают «Новости культуры».

Абстракция на выставке проекта «Современная скульптура в усадьбе на Волхонке»

07.07.2011

Язык публикаций: Русский

Телеканал Культура (Россия К)

Ежегодная выставка «Современная скульптура в усадьбе на Волхонке» стала традиционным событием для летней Москвы. Пятая по счёту экспозиция «специального» проекта Музея изобразительных искусств имени Пушкина открывается сегодня. В этом сезоне современная скульптура на территории старинной усадьбы Глебовых-Пастуховых соседствует с живописью, «иллюстрируя» название выставки: «Абстракция: от плоскости к объёму». Рассказывают «Новости культуры»

Сегодня на "Худсовете". 7 июля 2011 года

07.07.2011

Язык публикаций: Русский

Телеканал Культура (Россия К)

Сегодня гостем ночного выпуска программы «Новости культуры» будет скульптор Георгий Франгулян.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru