Архив выставок

«Датские мастера. 1800-1850 годы». Из собраний Государственного художественного музея Дании, Музея Торвальдсена (Копенгаген) и ГМИИ им. А.С. Пушкина

07.09.2011 – 06.11.2011

Главное здание

Выставка, приуроченная к государственному визиту в РФ Королевы Дании Маргрете II и Принца-консорта Хенрика, в сопровождении крон-принца Фредерика, посвящена датскому искусству первой половины XIX века.

В истории датской культуры эта эпоха получила название Золотого века. Именно в это время Дания подарила миру выдающихся деятелей, среди которых писатель Ханс Кристиан Андерсен, философ Сёрен Кьеркегор, скульптор Бертель Торвальдсен. К сожалению, имена датских живописцев этого периода не получили столь широкой международной известности. И, если говорить о российских музеях, то их коллекции не дают полного представления об искусстве этой скандинавской страны. Единственная выставка, посвященная датской живописи XIX века, прошла в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 1989. Новый проект музея «Датские мастера 1800–1850» существенно расширит представление российских зрителей о творчестве художников этого интереснейшего периода в истории искусства Дании.

Именно в первой половине XIX века в Копенгагенской Академии художеств, основанной в 1754 году королем Фредериком V, сформировалась самобытная датская художественная школа. Ее создателем по праву считается Кристофер Вильхельм Экерсберг (1783–1853). Получив художественное образование в Копенгагене, Экерсберг в 1810 году приехал в Париж, где стал учеником Жака-Луи Давида, самого видного представителя французского неоклассицизма. Уроки Давида имели большое значение для молодого датского живописца; в эти годы его композиции приобрели более строгий, классический характер. Однако окончательно как художник Экерсберг сформировался в Риме. Находясь под впечатлением от архитектурных памятников Вечного города, Экерсберг с особенным увлечением писал городские виды. Он изыскивал неожиданные ракурсы изображения, заботясь о передаче освещения в разное время суток. Пристальное внимание к деталям сочеталось с тщательным отбором элементов изображения и продуманной, рационально построенной композицией. В Риме художник освоил практику живописных этюдов на пленэре. Принято считать, что именно римские пейзажи Экерсберга заложили основу датской живописи Золотого века.

Экерсберг вернулся на родину в 1816 году, а через два года занял должность профессора в копенгагенской Академии художеств. Обязательной составляющей его педагогической системы были этюды с натуры. Основная заповедь большинства художников Золотого века гласила: «Не важно, какой объект вы изображаете, главное, что вы работаете с натуры». Вскоре мастеру удалось собрать вокруг себя группу молодых талантливых учеников; уже в 1824 году критики заговорили о «школе Экерсберга». В последующие два-три десятилетия Экерсберг – самый видный художник Дании. Он пишет по заказу множество портретов, а также исторические полотна, работает в жанре марины.

Ученики Экерсберга пошли по стопам своего учителя. Путешествуя по Италии, они писали картины с видами античных и средневековых построек. Это относится к таким художникам, как Мартинус Рёрбю, Константин Хансен, Йорген Рёд и Кристен Кёбке. Правда, они не ограничивались изображением Рима и его окрестностей, некоторые из них выезжали в Неаполь, Помпеи или в Пестум, а Рёрбю путешествовал также по Норвегии, бывал в Париже, Стокгольме, Афинах и Константинополе. В противоположность Рёрбю, Кёбке жил и работал большей частью в пригородах датской столицы, находя сюжеты для своих картин поблизости от дома, с любовью изображая «незначительное» и «повседневное».

Но не все художники, учившиеся у Экерсберга, стали его прямыми последователями. Вильхельм Марстран (1810–1873) работал, в основном, в сфере жанровой живописи; в его полотнах более, чем в произведениях других учеников Экерсберга, присутствует повествовательно-иллюстративное начало. Творчество Марстрана в датской художественной жизни стояло несколько особняком.

Кристиан Альбрехт Йенсен (1792–1870), ученик другого преподавателя Академии, К.А. Лоренцена, стал ведущим портретистом Дании. Во время экономической депрессии 1820-х годов небольшие скромные портреты Йенсена, в большей степени соответствовали запросам датчан, чем крупномасштабные работы Экерсберга.

Около 1840 года в Дании произошли перемены, которые не могли не отразиться на культурной жизни. В герцогствах Шлезвиг и Гольштейн набирали силу настроения, направленные на отделение этих территорий от Дании. В обществе делалось все для того, чтобы вызвать у населения патриотические чувства и поддержать датское меньшинство, проживавшее в герцогствах. Национальный вопрос способствовал объединению художников, в первую очередь, пейзажистов: молодые художники – Йохан Томас Лундбю (1818–1848), Данкварт Драйер (1816–1852), Питер Кристиан Скоугор (1817–1875) и Вильхельм Кюн (1819–1903) - увлеченно изображали датскую природу. Рассудочная эстетика Экерсберга, основанная на критерии «объективности», была чужда новому поколению живописцев, восприимчивых к романтическим веяниям эпохи. Лундбю, Драйер и Скоугор возглавили национально-романтическое движение. У Лундбю неотъемлемым элементом национально-романтического пейзажа стало изображение старинной архитектуры Дании.

Золотой век датского искусства закончился в 1848 году. Это произошло не только из-за изменений политической ситуации (отмена абсолютной монархии и начало первой шлезвиг-голштинской войны). В эти годы ушли из жизни многие из самых значительных мастеров (Рёрбю, Кёбке и Лундбю), в то время как другие прекратили или почти прекратили работать (Экерсберг, Йенсен, Сёдринг и Драйер). К тому же в эти годы прервались связи с большинством голштинских художников. Почти все художники, остававшиеся в Копенгагене, стали работать в другой манере (Хансен, Рёд, и отчасти Скоугор и Марстран). Наконец, появились молодые живописцы с новыми художественными идеалами, изображавшие народную жизнь.

Выставка «Датские мастера. 1800–1850» дает зрителям возможность не только проследить эволюцию датской живописи в первой половине XIX века, но и выявить жанровые предпочтения художников, устойчивые мотивы, к которым датские мастера были особенно привержены. Соответственно в экспозиции различаются следующие разделы: «Мастерская художника», «Портреты и сцены семейной жизни», «Датские пейзажи и марины», «Город и окрестности», «Итальянские мотивы».

Особый раздел выставки посвящен скульптору Бертелю Торвальдсену (1770-1844) – одному из выдающихся мастеров европейского неоклассицизма и единственному из датских художников того времени, кто удостоился мировой славы. Он получал заказы из разных стран, в том числе из России. Прославленным ваятелем были созданы знаменитый бюст российского императора Александра I, портреты других представителей русской знати. Большую часть своей жизни, почти сорок лет, Торвальдсен провел в Риме. Его творчество опиралось на классическое античное искусство, а сюжеты для своих скульптур он чаще всего черпал из греко-римской мифологии, реже – из мира христианских образов. В 1838 году Торвальдсен с триумфом вернулся в Копенгаген.

На выставке «Датские мастера. 1800–1850» творчество Торвальдсена представлено одной скульптурой и ранними рисунками. Рисование было неотъемлемой частью его творческого процесса; мастер делал рисунки карандашом, чернилами или черным мелом, работая над скульптурами и барельефами. Беглые наброски чередуются с тщательно проработанными эскизами. Единственный лист Торвальдсена в собрании ГМИИ – «Мадонна с Младенцем» – экспонируется в одном ряду с несколькими рисунками из Музея Торвальдсена, которые также навеяны композициями Рафаэля. Другие рисунки из Копенгагена основаны на античных сюжетах. Так, например, мастер довольно часто обращался к мотивам «Илиады» Гомера. В частности, к образу Гектора, которого мастер изображал неоднократно - одного и в сложных многофигурных композициях. Создавая скульптурные портреты, Торвальдсен обходился без графических этюдов, работая непосредственно «в материале». Это относится и к портретной статуе княгини М.Ф. Барятинской. В 1818 году мастер заключил договор с князем И.И. Барятинским, мужем княгини, известным российским дипломатом, подтверждающий заказ на создание статуи. Гипсовый оригинал, а также выполненная самим Торвальдсеном мраморная статуя находятся в музее Торвальдсена. Эта скульптура не была вовремя отправлена в Россию. Много лет спустя наследники М.Ф. Барятинской получили мраморную копию статуи, исполненную в 1847 году учеником Торвальдсена, Херманом Вильхельмом Биссеном. Именно это произведение, принадлежащее ГМИИ им. А.С. Пушкина, экспонируется на выставке.

На выставке «Датские мастера. 1800–1850» представлено 48 картин из собрания Государственного художественного музея (Копенгаген), а также 11 рисунков Бертеля Торвальдсена и живописный портрет скульптора из Музея Торвальдсена (Копенгаген). Экспозиция дополнена двумя произведениями (рисунок и скульптура), принадлежащими ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка позволит российской публике познакомиться с великолепными работами датских мастеров первой половины XIX века, которые работали в разных жанрах, и открыть для себя удивительный мир Золотого века датского искусства.

Связанные с событием издания:

Листать

Датские Мастера. 1800-1850

Москва, 2011

Язык издания: Русский

Датские Мастера. 1800-1850

В разделе пресса о нас

Отзывчивые художники

09.09.2011

Язык публикаций: Русский

Ведомости

Выставка «Датские мастера. 1800-1850» в Пушкинском музее показала лучших датских художников первой половины позапрошлого века. Они, как и их русские современники и коллеги, очень любили Италию

Амур с бабочкой

08.09.2011

Язык публикаций: Русский

Российская газета

Выставка "Датские мастера. 1800-1850", которая открылась в ГМИИ им. А.С. Пушкина, приурочена к государственному визиту королевы Дании Маргрете II и принца-консорта Хенрика. В открытии экспозиции, в которой собрано около 60 работ из Государственного художественного музея в Копенгагене, Музея Торвальдсена, а также ГМИИ им. А.С. Пушкина, принимала участие супруга президента РФ Светлана Медведева. Несмотря на трожественную официальность повода, выставка получилась камерной, почти интимной.

Золотистый век

08.09.2011

Язык публикаций: Русский

Коммерсантъ

Королева Дании Маргрете II прибыла в Россию с супругом, наследником и выставкой "Датские мастера. 1800-1850". Работы из коллекций двух знаменитых копенгагенских музеев, Государственного художественного и Музея Торвальдсена, показывают в ГМИИ имени Пушкина. Дипломатическую экспозицию посетила АННА ТОЛСТОВА.

Золотой век датской живописи в музее имени Пушкина

08.09.2011

Язык публикаций: Русский

Россия 24

Скульптор Бертель Торвальдсен для датского искусства – то же, что Андерсен для литературы. И без первого, возможно, не было бы второго.

Светлана Медведева и королевская чета Дании открыли уникальную выставку датских мастеров в Москве

07.09.2011

Язык публикаций: Русский

Первый канал

Уникальная выставка датских мастеров Золотого века в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Экспозицию открыли супруга Президента Светлана Медведева и королевская чета Дании - выставка была подготовлена специально к визиту Маргрете II в Россию. Особый раздел экспозиции посвящен знаменитому художнику и скульптору Торвальдсену. Он был одной из ключевых фигур европейского классицизма и удостоился мировой славы.

В Москве торжественно открылась выставка произведений датских мастеров XIX века

07.09.2011

Язык публикаций: Русский

Телеканал Культура (Россия К)

Москва ещё под впечатлением от того, что до ноября в Музее изобразительных искусств имени Пушкина гостит коллекция работ Сальвадора Дали из испанского Фигераса, а Пушкинский уже принимает новую выставку – «Датские мастера» первой половины XIX столетия. Она приурочена к официальному визиту в Москву Ее Величества Королевы Дании Маргрете Второй. На открытии экспозиции, посвященной золотому веку датской живописи, присутствовали высокие гости с обеих сторон. Рассказывают «Новости культуры».

Выставка в Пушкинском музее приглашает в золотой век датской живописи

06.09.2011

Язык публикаций: Русский

Телеканал Культура (Россия К)

На фоне многих европейских соседей вклад маленькой Дании в сокровищницу мировой художественной культуры выглядит скромным. Но это классический случай «малого золотника», который дорог своей неповторимостью. Убедиться в этом можно на выставке, которая открывается завтра в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Экспозиция «Датские мастера. 1800 -1850 годы» представляет работы 48 художников из коллекции Государственного художественного музея Копенгагена. Рассказывают «Новости культуры».

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru