Кандинский и «Синий всадник»

Впервые в России экспозиция, представленная в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, знакомит российского зрителя с творчеством художественного объединения «Синий всадник», созданного в конце 1911 года в Мюнхене по инициативе Василия Кандинского и Франца Марка.

Василий Кандинский (1866-1944)—одна из ключевых фигур европейской культуры XX века. Его революционное стремление к абстрактной живописи и созданные труды по теории изобразительного искусства стали ориентиром для всего современного искусства. По окончании юридического факультета Московского университета Кандинский предпочел преподавательской и научной деятельности искусство и в 1896 году переехал в Мюнхен для того, чтобы научиться на живописца. В столице Баварии Кандинский посещал известную в то время художественную школу Антона Ашбе, словенца по происхождению, собравшего вокруг себя большое количество студентов, в первую очередь из России и стран Восточной Европы. В том же году в Мюнхен из России для изучения живописи прибыли художники Алексей Явленский и Марианна Веревкина. Начиная с 1900 года, все они проявляют большую заинтересованность в «лаборатории» технологии цвета, которую Явленский организовал в своей мастерской в Швабинге, одном из районов Мюнхена. Однако их по-настоящему тесная совместная работа началась лишь после того, как Кандинский и его спутница Габриэла Мюнтер вернулись в Мюнхен после долгих странствий, продолжавшихся с 1904 по 1908 год. Дата «1908 год, Мурнау» явилась переломной в творчестве художников. Именно в 1908 году, в Мурнау, небольшом городке на юге Баварии, художники совершили своеобразный художественный прорыв, который привел их к формированию нового, экспрессивного стиля и тем самым положил начало истории объединения «Синий всадник». Пейзажи, созданные художниками в 1908-1910 годах, отличаются большими плоскостями ярких, насыщенных цветов. Аналогично к этому времени развивалось только творчество французских фовистов, в частности, Анри Матисса, а также художников группы «Мост», образованной в Берлине и Дрездене—это Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Роттлуфф. Явленский, часто посещавший Францию, обратил внимание работавших с ним товарищей на новейшие достижения французского авангарда.

После первого сезона, проведенного вместе в Мурнау, в начале 1909 года художники основывают в баварской столице «Новое художественное общество Мюнхена» (сокр. НХОМ). В его состав, помимо Василия Кандинского, Габриэлы Мюнтер, Алексея Явленского и Марианны Веревкиной, вошли Владимир Бехтеев, Эрма Босси, Альфред Кубин и танцор Александр Сахаров. В 1910 году выставку объединения посетил немецкий художник Франц Марк (1880-1916), вскоре примкнувший к группе. Кандинский и Марк стали близкими друзьями. В то же время в НХОМ назревал конфликт между прогрессивно настроенными и более консервативными членами. В июне 1911 года Кандинский впервые предложил Францу Марку создать независимый художественный альманах, на страницах которого они могли бы выступать от имени европейских художников-авангардистов. Название «Синий всадник» появилось осенью 1911 года в акварельных набросках Кандинского к обложке альманаха. Существовало несколько вариаций изображения всадника. Но на последнем акварельном листе вооруженный всадник изображен в соответствии с иконографией святого Георгия, побеждающего дракона, который в христианской традиции считается воином, побеждающим зло. Художник вводит в изображение религиозный подтекст, создающий вокруг всадника ореол святости. Однако при этом он стилизует свое произведение и пишет его преимущественно в синей гамме. Как известно, еще со времен немецкого романтизма синий цвет считался символом духовных стремлений человека, духа в целом. Всадник в интерпретации Кандинского является носителем универсального смысла. Авторы альманаха «Синий всадник» не раз провозглашали на его страницах идею о грядущей «эпохе Великой Духовности», которая объединит все виды искусства и культуры. На это в преддверии Первой мировой войны с энтузиазмом надеялись Василий Кандинский и Франц Марк.

Альманах «Синий всадник» был выпущен в мае 1912 года после того, как публике были представлены две одноименные экспозиции: знаменитая первая выставка «Синего всадника», прошедшая зимой 1911-1912 годов в мюнхенской галерее Танхаузера, где была представлена живопись, в том числе некоторые произведения подстекольной живописи; и вторая, под названием «Синий всадник. Черно-белое», прошедшая весной 1912 года в салоне Гольтца, также в столице Баварии, в рамках которой экспонировались исключительно графические работы.

Круг художников группы «Синий всадник», сложившийся в Мюнхене и Мурнау около 1911года, наряду с основанной в Берлине и Дрездене в 1905 году группой «Мост», образует ядро движения, участники которого выступали за обновление искусства, сформировавшегося в Германии в начале XX века. В отличие от группы «Мост», которая представляла единый стиль фигуративного экспрессионизма, художникам объединения «Синий всадник» был свойственен абстрактный язык формы и цвета. «Синий всадник» объединил творцов разных национальностей. Их связывало стремление развивать новые формы искусства, независимые от какого бы то ни было канона, быть вне рамок «модернистской программы современного искусства, ориентированной на внешнее». Как писал Василий Кандинский в каталоге первой выставки «Синего всадника», в искусстве не должна пропагандироваться «особая, конкретная форма»: художники ставят целью «разнообразием представленных форм показать, как может воплощаться в жизнь внутренняя жажда творчества». В поиске формы, которая выразила бы «возникшее из необходимости» (это еще одно центральное понятие в теории Кандинского), было заложено стремление, которое впоследствии приведет Кандинского, а вместе с ним и других художников, к абстрактной живописи.

На выставке «Кандинский и «Синий всадник» представлены 60 произведений, среди которых 30 работ Василия Кандинского, созданных в 1902-1911годах, а также символистские полотна Франца Штука и Франца Ленбаха. Интересны и такие малоизвестные в России картины, как «Тигр» Франца Марка, «Портрет с яблоками» Августа Макке, «Портрет Марианны Веревкиной» Габриэлы Мюнтер, «Кактусы» Пауля Клее, «Испанки» и «Зрелость» Алексея Явленского, «Автопортрет» Марианны Веревкиной и другие произведения.

Все вещи, экспонируемые на выставке, являются частью собрания Городской галереи Ленбаххаус, которая распложена в Мюнхене в бывшем доме-мастерской живописца Франца фон Ленбаха, известного портретиста второй половины XIX века. В 1924 году, спустя двадцать лет после кончины художника, его вдова Лоло фон Ленбах передала в дар Мюнхену виллу и произведения искусства из наследия супруга. В 1957 году собрание галереи было пополнено коллекцией Габриэлы Мюнтер, которая преподнесла в дар музею богатейшее собрание произведений Василия Кандинского.

Впервые в России одном выставочном пространстве столь полно представлены произведения легендарного «Синего всадника», интернационального сообщества художников, объединенных под эгидой одноименного альманаха.

Связанные с событием новости:

В разделе пресса о нас

Из одного седла

21.11.2011

Язык публикаций: Русский

Новые Известия

Проходящая в ГМИИ имени Пушкина выставка «Кандинский и «Синий всадник» собрана из коллекции мюнхенского музея Lenbachhaus (Германия). Впервые российский зритель имеет возможность познакомиться в полной мере с творчеством одного из главных художественных объединений раннего авангарда и проследить путь формирования уникальной творческой индивидуальности его лидера – Василия Кандинского.

Сила — в цвете

06.10.2011

Язык публикаций: Русский

Ведомости

В Пушкинском музее опять большое событие. Тридцать картин Кандинского — только половина выставки мюнхенской галереи Ленбаххауз, второй интереснейший сюжет — экспрессионистская живопись его подруг и приятелей по «Синему всаднику»

"Эти вещи надо видеть любому человеку, который интересуется историей искусств"

05.10.2011

Язык публикаций: Русский

Коммерсантъ

Первые опыты Василия Кандинского в абстракционизме. Уникальная экспозиция открывается в среду в московском музее имени Пушкина. В Россию привезли три десятка картин художника, которые раньше никогда в стране не выставлялись. Арт-обозреватель "Коммерсантъ FM" Дмитрий Буткевич узнал детали.

Кандинский стал фастфудом

05.10.2011

Язык публикаций: Русский

Известия

Одна из самых красивых выставок сезона открылась в Музее личных коллекций на Волхонке. Группа «Синий всадник», Кандинский и малоизвестные в России экспрессионисты — это событие, хотя выставка не готовилась специально для Москвы.

«Кандинский и «Синий всадник» в Москве

04.10.2011

Язык публикаций: Русский

Телеканал Культура (Россия К)

Одно из лучших в мире собраний Василия Кандинского - так говорят о коллекции галереи Ленбаххаус в Мюнхене. Именно здесь была рождена передвижная выставка «Кандинский и «Синий всадник». Экспозиция уже побывала в разных городах Европы и Японии. Теперь ее можно увидеть в Москве. С сегодняшнего дня в Музее Изобразительных искусств имени Пушкина выставлены три десятка работ Кандинского и более шестидесяти первоклассных полотен экспрессионистов первой половины ХХ века. Предполагается, что эта экспозицию вызовет не меньший интерес, чем выставка Пикассо. Рассказывают «Новости культуры».

В Москву привезли одну из лучших коллекций Кандинского

04.10.2011

Язык публикаций: Русский

LENTA.RU

В Москву впервые привезли картины художников из объединения "Синий всадник", основанного Василием Кандинским и Францом Марком, из мюнхенской Галереи Ленбаххауз. Выставка экспрессионистов откроется 5 октября в Государственном изобразительном музее имени Пушкина.

Москвичам привезли одно из лучших собраний Кандинского

04.10.2011

Язык публикаций: Русский

Россия 24

В Москву привезли одно из лучших собраний Василия Кандинского. Полотна этого знаменитого художника смогут увидеть посетители выставки в музее имени Пушкина. В экспозиции представлены картины и других авангардистов начала XX века, которые ровно сто лет назад создали объединение "Синий всадник".

В столице открылась выставка экспрессионистов из творческого объединения "Синий всадник", основанного художником Василием Кандинским

04.10.2011

Язык публикаций: Русский

Россия 24

В Москву впервые привезли картины из коллекции мюнхенской галереи «Ленбаххауз»; по словам куратора выставки Натальи Автономовой, произведения отражают состояние общества перед Первой мировой войной

В Пушкинский музей привезли работы отца мирового абстракционизма Василия Кандинского.

04.10.2011

Язык публикаций: Русский

Телекомпания НТВ

Около сотни картин легендарного объединения художников во главе предоставила мюнхенская галерея Lenbachhaus. Пока в ней идет ремонт, полотна совершают мировое турне. В Россию коллекция попала впервые, хотя сам Кандинский надеялся выставить ее столетие назад.

Языком цвета

30.09.2011

Язык публикаций: Русский

Ведомости

В Музее личных коллекций покажут собрание мюнхенской галереи Ленбаххауз

Кандинский и его немецкие друзья

30.09.2011

Язык публикаций: Русский

Афиша

«Абстракция и чувства» — так можно было бы, слегка переиначив название труда Вильгельма Воррингера «Абстракция и вчувствование», озаглавить историю коллекции галереи Ленбаххаус.

«В Германии работы Кандинского сохранила покинутая им невеста»

29.09.2011

Язык публикаций: Русский

Известия

4 октября в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открывается выставка Василия Кандинского и объединения художников «Синий всадник». Будет представлено около 60 работ из уникального собрания мюнхенской галереи Lenbachhaus. «Известия» встретились с директором галереи Хельмутом Фриделем.

Хельмут Фридель: мы привезем в Москву тридцать картин Кандинского

16.07.2011

Язык публикаций: Русский

Россия 24

Уникальную коллекцию работ Василия Кандинского в октябре привезет в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина Галерея Lembachhouse. Свою коллекцию музей уже представлял в Париже и Нью-Йорке. Теперь поклонники творчества Кандинского получат возможность увидеть работы художника в Москве. С директором музея Хельмутом Фриделем встретилась Гуля Балтаева.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru