Архив выставок

Два портрета Лоренцо Лотто: «Фебо да Брешиа» и «Лаура да Пола». Из собрания Пинакотеки Брера, Милан.

01.10.2011 – 02.11.2011

Главное здание

Внимание! Выставка продлена до 2 ноября 2011 года.

ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает показ шедевров итальянского искусства в рамках Года Италии в России. Вслед за картинами «Дама с единорогом» Рафаэля Санти из Галереи Боргезе (Рим), «Паллада и кентавр» Сандро Боттичелли из Галереи Уффици (Флоренция) и скульптурой «Голова медузы» Джованни Лоренцо Бернини из Капитолийских музеев (Рим), Музей представляет парные портреты супругов Фебо да Брешиа и Лауры да Пола выдающегося художника XVI века Лоренцо Лотто из собрания Пинакотеки Брера (Милан).

Лоренцо Лотто (1480-1556)—один из выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения. Его судьба складывалась драматично. Лотто родился в Венеции, но был вынужден покинуть этот город в достаточно юном возрасте. Впоследствии его жизнь, беспокойная и неустроенная, была связана с Ломбардией, Венето, Марке.

Искусство Лотто не принимали в родной Венеции во многом потому, что он не стремился следовать принципам своих современников Джорджоне и Тициана. Художник был верен самому себе и с годами все сильнее ощущал отстраненность своего творчества от формировавшейся венецианской традиции. В этом заключалась драма одного из гениев XVI столетия—эпохи, когда венецианская живопись переживала свой «золотой век». Мироощущение Лоренцо Лотто, лишенное спокойной ясности, во многом определило его особое положение в искусстве того времени. Его произведения нарушают гармонию, присущую венецианскому Ренессансу, противопоставляя ей мир образов, призванных волновать людей, тревожить душу и будоражить сознание. Острым чувством драматизма отмечено все искусство Лотто, его монументальные росписи и религиозные композиции, а также многочисленные созданные им портреты.

В религиозных композициях мастера главенствует идея сострадания, объединяющая небесное сообщество—Мадонну, Младенца Христа и святых. Прямое зрительное воплощение сострадание получает в алтарной картине, созданной Лоренцо Лотто в 1505-1506 годах для приходской церкви Санта Кристина аль Тивероне (Тревизо), а также во многих других работах в церквях городов Ломбардии, Марке, Венето.

Творчество художника во многом было созвучно настроениям Реформации, которые получили широкое распространение в Северной Европе, но находили сочувствие и в Италии. Известно, с каким глубоким уважением Лотто относился к личности реформатора Мартина Лютера. Он постоянно возил с собой его портрет работы А. Дюрера, с которым был знаком лично. Неудивительно, что многие произведения Лотто окрашены глубоким религиозным чувством и передают драматизм мировосприятия художника.

Лоренцо Лотто много работал в жанре портрета. К началу XVI столетия в портретной живописи Италии происходят значительные перемены. Еще в 1470-1480 годах на смену господствующему типу профильного портрета, унаследованному от медальерного искусства, приходит поясное изображение модели в трехчетвертном повороте на фоне пейзажа, либо интерьера. Все чаще помимо лица художники дают изображение рук, жест которых, в сочетании с использованием дополнительных атрибутов, усиливает выразительность образа. Новые принципы портрета Высокого Возрождения были сформулированы Леонардо да Винчи в его прославленном «Портрете Моны Лизы» (Париж, Лувр), который стал своего рода поворотным моментом в развитии этого жанра. В Италии блестящий расцвет портрета приходится именно на XVI век, тогда как в других странах своей высшей точки этот жанр достиг только в XVII-XVIII веках.

Лоренцо Лотто создал более сорока портретов, в которых отразились особенности духовной жизни Италии. Представленные на выставке парные портреты Фебо да Брешиа и Лауры да Пола написаны в 1543-1544 годах и принадлежат к числу наиболее известных произведений художника. Супруги изображены лицом к зрителю, с которым они находятся в своеобразном диалоге. Известно, что заказчику портрета, Фебо да Брешия, к моменту написания было около сорока лет, его жене—около двадцати. Семья Фебо, обосновавшаяся в Тревизо еще в XIV столетии, принадлежала к провинциальному дворянству. Выбор художественного решения этой работы заставляет вспомнить портреты знати, написанные Тицианом: это и формат изображения, и изящество поз, выразительность немногих аксессуаров, подчеркивающих социальное положение моделей, изысканность палитры, построенной на тонких тональных переходах.

Портреты Фебо да Брешиа и Лауры да Пола, представленные в ГМИИ им. А.С. Пушкина, принадлежат собранию Пинакотеки Брера в Милане, одного из крупнейших музеев Италии. Она была учреждена в 1809 году по инициативе Наполеона как учебный корпус для студентов Академии художеств, где они оттачивали свое мастерство. В 1882 году Пинакотека была отделена от Академии и преобразована в художественную галерею, в которой сегодня представлены произведения мастеров XV-начала XX веков.

Творчество Лоренцо Лотто—это уникальное явление не только на фоне венецианского, но и всего итальянского искусства эпохи Возрождения, вобравшее в себя наиболее существенные черты художественной культуры Северной Италии первой половины ХVI века.

В разделе пресса о нас

Семейный вопрос

04.10.2011

Язык публикаций: Русский

Новые Известия

В Пушкинский музей продолжают поступать шедевры из итальянских музеев, чей привоз приурочен к Году Италии. Москвичам предстоит оценить два портрета кисти Лоренцо Лотто, современника Рафаэля и Тициана. Этот художник Высокого Возрождения куда как меньше известен широкой публике, хотя и заслуживает самого высокого положения. Правда, привезенные в столицу портреты не слишком эффектны для первого знакомства с мастером.

Два портрета Лоренцо Лотто на выставке в Москве

03.10.2011

Язык публикаций: Русский

Телеканал Культура (Россия К)

Римская монументальность, венецианский свет и ломбардская строгость – это сказано о произведениях Лоренцо Лотто, одного из гениев Возрождения. В Музее Изобразительных искусств имени Пушкина в рамках перекрестного года Россия – Италия открыта выставка двух шедевров мастера, они предоставлены миланской Пинакотекой Брера. Рассказывают «Новости культуры»

Неразлучные портреты Лоренцо Лотто воспоют любовь в ГМИИ им. Пушкина

30.09.2011

Язык публикаций: Русский

РИА Новости

Выставка двух картин-неразлучников "Портрет Фебо де Брешиа" и "Портрет Лауры да Пола" итальянского живописца Лоренцо Лотто откроется в пятницу в ГМИИ им. Пушкина, сообщили в пресс-службе музея

Портрет кисти Лоренцо Лотто выставлен в Итальянском посольстве

27.09.2011

Язык публикаций: Русский

Телеканал Культура (Россия К)

Портрет семейной четы Фебо да Брешиа и Лауры да Поло кисти мастера шестнадцатого века Лоренцо Лотто выставлен в Итальянском посольстве в Москве в преддверии выставки в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Рассказывают «Новости культуры».

В Россию привезли работы итальянского живописца Лоренцо Лотто

27.09.2011

Язык публикаций: Русский

Россия 24

На несколько дней итальянское посольство в Москве сменило свой функциональный профиль - в резиденции принимали любителей искусства. Публике представили две картины живописца Лоренцо Лотто. Посмотреть на них можно бесплатно, но по записи. Затем их переместят в Пушкинский музей.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru