К 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина. «Уильям Блейк и британские визионеры»

29.11.2011 – 26.02.2012

Главное здание

В одном мгновенье видеть Вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность,

И небо – в чашечке цветка.

У. Блейк. Из «Прорицаний невинности»

(пер. С.Я. Маршака)

Эти слова принадлежат великому британскому поэту и художнику Уильяму Блейку (1757–1827), творчество которого представляет одну из наиболее своеобразных и ярких страниц в истории западноевропейского искусства.

Вдохновленные экстатическими видениями произведения Блейка не были оценены современниками художника. В конце XVIII столетия его необычная графика привлекла внимание лишь нескольких заказчиков. Однако с течением времени сложился круг верных почитателей и последователей мастера. Благодаря их усилиям наследие Блейка не было забыто и его имя встало в один ряд с выдающимися деятелями британского искусства.

Поэтические и художественные труды Блейка стали неисчерпаемым источником вдохновения для представителей различных стилистических течений: прерафаэлитов, символистов, романтиков и сюрреалистов.

Творчество Блейка часто называют визионерским. Этим условным термином, происходящим от слова «visio» (лат. видение, явление), характеризуют искусство, вдохновленное видениями, снами и различного рода откровениями, полученными художником в момент создания произведения.

Многие поэтические и художественные образы Блейка рождены его мистическими видениями. Уже в детстве он утверждал, что видел ангелов. В последующие годы, воспевая своих необычных героев в поэзии и придавая им зримый облик, Блейк старался освободить свое воображение от всех условностей. Он не стремился к коммерческой выгоде, не боялся вступать в конфликт с традиционными английскими представлениями об искусстве и литературе, не искал меценатов, которые позволили бы ему достичь высокого общественного статуса, а главное, Блейк не желал подчиняться общепринятым правилам и нормам, царившим в официальных художественных кругах Лондона.

Стиль художественных произведений Блейка невозможно связать с каким-то определенным направлением в искусстве. Его удивительные композиции основывались на принципе главенства «Творческого Воображения» над подражанием природе. Блейк черпал вдохновение в легендах древних бриттов, искусстве готики, представленном в архитектуре и скульптурных памятниках Вестминстерского аббатства, картинах Рафаэля и монументальных фресках Микеланджело. С работами итальянских художников Блейк познакомился в годы обучения в мастерской гравера Джеймса Бэзайра.

В России Блейк был открыт поэтами-символистами. Его значение для нашей культуры подтверждается внушительным списком имен переводчиков его стихов, среди которых К. Бальмонт, С. Маршак, В. Топоров, С. Степанова, С. Нещеретова, Т. Стамова, В. Потапова и другие. Только переводов стихотворения «Тигр» из знаменитого цикла «Песни невинности и опыта» (1794) существует более десяти.

В 2010 году Британский Совет и Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино провели семинар переводчиков, итогом которого стала уникальная публикация: впервые в России «Песни невинности и опыта» появились в факсимильном воспроизведении и в новых переводах. Теперь читатели могут увидеть эту книгу такой, как ее задумал английский мастер, воскресивший традицию иллюминированных книг, а новые переводы помогут читателям, не владеющим английским языком, лучше понять смысл каждого стихотворения, каждой строки мастера.

ТИГР

Тигр! О Тигр! Ты взрыв огня,
В дебрях тьмы рожденье дня.
Что за мастер в мир принес
Грозный строй твоих полос?

Бездн каких, каких орбит
Жар в зрачках твоих горит?
Крыльев знак на лбу твоем –
Кто дерзнул владеть огнем?

Чьим рукам хватило сил
Свить пружину страшных жил?
Сердца стук в тиши ночей –
Поcтупи он вторит чьей?

Что за мощный молот мял
Злобной ярости металл?
В чьей печи, в каких цепях
Зрел, калился смертный страх?

Звездных копий круговерть,
Слезы оросили твердь...
Улыбался ли творец?
Он ли Агнцу был отец?

Тигр! О Тигр! Ты взрыв огня,
В дебрях тьмы рожденье дня.
Кто так дерзко в мир принес
Грозный строй твоих полос?

У. Блейк. «Песни невинности и опыта». (Пер. А. Круглова).

Искусство Блейка многогранно: проникновенные лирические стихи, «пророческие» поэмы, афористическая проза, комментарии к собственным произведениям и критика чужих сочинений. Его литературное творчество неотделимо от художественного наследия.

Книги, созданные Блейком, собственноручно проиллюстрированные, раскрашенные и отпечатанные, представляют собой уникальное явление в истории книгопечатания. Вот лишь один пример: иллюстрация к «Тигру», выполненная Блейком, прекрасно демонстрирует его художественный метод. Уподобляя свои книги средневековым манускриптам, где художественные миниатюры соединялись с текстом причудливой вязью, Блейк создавал произведения, в которых слова стали продолжением изображений, а иллюстрации – частью поэтических строф.

В 2012 году Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина празднует свой 100-летний юбилей. Выставка «Уильям Блейк и британские визионеры», организованная ГМИИ им. А.С. Пушкина и Галереей Тейт (Великобритания), при поддержке Британского Совета, является торжественным вступлением к юбилейному году.

Выставка позволит российским зрителям впервые познакомиться с художественными произведениями Уильяма Блейка, а также с творчеством таких значимых британских мастеров XIX–XX веков, как Данте Габриэль Россетти, Эдуард Коли Бёрн-Джонс, Сэмюэл Палмер, Обри Винсент Бёрдсли, Иоганн Генрих Фюсли, Фрэнсис Бейкон и Сесил Коллинз. Эти художники в той или иной мере восприняли духовный и художественный опыт Блейка и воплотили его в своих произведениях. Основу экспозиции составят гравюры, акварели и темперы Уильяма Блейка, в числе которых «Суд Париса», «Ньютон», «Апостол Павел и змея», «Братья, склонившиеся в поклоне перед Иосифом», «Проклятая душа», «Страшный суд», «Жалость», а также иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, к произведениям Уильяма Шекспира, Джона Милтона, Герберта Спенсера. Собранные в одном выставочном пространстве, эти работы позволят зрителям приблизиться к пониманию сложных замыслов мастера и оценить его вклад в историю изобразительного искусства.

Выставка организована Галереей Тейт (Великобритания) и Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в партнерстве с Британским Советом. В проекте также принимают участие Британский музей (Лондон), Музей Виктории и Альберта (Лондон), Национальная портретная галерея (Лондон), Музей Фицуильяма (Кембридж), Уитвортская художественная галерея (Манчестер), Петуорт-хаус (Западный Сассекс), Фонд Бриттена-Пирса (Олдборо).

ГМИИ им. А. С. Пушкина проводит опрос среди посетителей выставки


Стоимость билета:

300 рублей, для льготных категорий - 150 рублей.

Режим работы выставки:

ежедневно с 10.00 до 19.00 (кассы до 18.00)

четверг с 10.00 до 21.00 (кассы до 20.00)

выходной день - понедельник

Внимание!

Предварительной продажи билетов на выставку не производится

Билеты действительны только на день их приобретения

Купленный билет не дает право на внеочередной проход

Заказ экскурсий по выставке тел (495) 697-74-12

В разделе пресса о нас

Тропой Дракона

24.01.2012

Язык публикаций: Русский

Журнал "Артхроника"

СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ о выставке «Уильям Блейк и британские визионеры» в ГМИИ имени А.С. Пушкина Наступивший Год Дракона располагает к выбору сложных тернистых путей к неведомым эзотерическим знаниям, жить с которыми страшно интересно. А может, и просто страшно. Потому как носить их с собой – огромная ответственность. Добыча их – тяжкий труд.

Страсть привиделась

30.11.2011

Язык публикаций: Русский

Независимая газета

«Декабрьские вечера Святослава Рихтера», 31-е по счету, в Пушкинском музее сопровождаются выставкой видений. Из 150 работ две трети приходится на Уильяма Блейка и треть – на других визионеров, от его современника Генриха Фюсли до экзистенциалиста XX века Фрэнсиса Бэкона. Показ организован Галереей Тейт, откуда пришла львиная доля вещей, но также в нем поучаствовали Британский музей, Национальная портретная галерея, Уитвортская художественная галерея Манчестера и еще несколько британских собраний. И как бы ни относиться к Блейку, в практике Пушкинского показ завершает важнейший предъюбилейный год, в который публике показали и Диора, и Дали, и Анни Лейбовиц, и Парижскую школу, и «Синего всадника» с Кандинским, и выставки одного итальянского шедевра, и Караваджо.

Невинность опыту не помеха

29.11.2011

Язык публикаций: Русский

Газета.ru

Вслед за открытием выставки Караваджо ГМИИ им. А. С. Пушкина вывел на свою авансцену еще одного знаменитого автора. Гастрольная экспозиция «Уильям Блейк и британские визионеры» посвящена творчеству самого загадочного художника Туманного Альбиона.

Пушкинский музей открывает выставку Уильяма Блейка

29.11.2011

Язык публикаций: Русский

Телеканал Культура (Россия К)

Две новости пришли из Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Сегодня там было подписано соглашение с лондонской галереей «Тейт» о проведении в 2013 году в российской столице выставки прерафаэлитов. Прекрасным результатом сотрудничества музея с этой галереей и еще пятью британскими собраниями стала выставка известного английского поэта и художника Уильяма Блейка, представленная сегодня же, в день рождения этого мастера, чье творчество пришлось на конец XVIII – начало XIX веков. Рассказывают «Новости культуры».

Выставка пощечин

29.11.2011

Язык публикаций: Русский

Коммерсантъ

На этой неделе в ГМИИ имени Пушкина открывается выставка "Уильям Блейк и британские визионеры", которая обещает российскому зрителю много занимательных открытий.

Выставка «Уильям Блейк и британские визионеры»: девы, ангелы и пророки

29.11.2011

Язык публикаций: Русский

Ведомости

«Уильям Блейк и британские визионеры» — большой показ графики художника, поэта и духовидца. Английское визионерство представлено несколькими почти случайными вещами почитавших Блейка живописцев

В ГМИИ имени Пушкина открывается выставка Уильяма Блейка

29.11.2011

Язык публикаций: Русский

Россия 24

В ГМИИ имени Пушкина в Москве открывается выставка знаменитого британского художника Уильяма Блейка. Того самого, которого большинство образованных россиян знает прежде всего как поэта, автора "Песен невинности и опыта". Что неудивительно: ведь картины Блейка-живописца в России - впервые. Между тем, по специальности он был именно художником, и именно как художник оказал влияние на всю последующую британскую живопись.

Мистика и философия Блейка

29.11.2011

Язык публикаций: Русский

РБК daily

В ГМИИ им. Пушкина открывается выставка «Уильям Блейк и британские визионеры». Произведения поэта и художника из собрания галереи Тейт, музея Виктории и Альберта, Британского музея, Национальной портретной галереи представлены в музее в рамках традиционного музыкального фестиваля «Декабрьские вечера». У московской публики есть прекрасная возможность увидеть гравюры, акварели и темперы Блейка, а также произведения художников, которые вдохновлялись его творчеством.

Видения сыновей Альбиона

25.11.2011

Язык публикаций: Русский

Коммерсантъ

Анна Толстова о выставке «Уильям Блейк и британские визионеры» в ГМИИ имени Пушкина

Английский воображариум

22.11.2011

Язык публикаций: Русский

Афиша

«Тириэль», «Книга Тэль», «Видения дщерей Альбиона», «Первая книга Уризена», «Книга Ахании», «Книга Лоса» — вовсе не рассказы Говарда Филлипса Лавкрафта, хотя его мифический «Некрономикон», который «содержит нечестивые тайны истинной природы Земли и Вселенной, некогда управлявшейся старейшими ­могущественными существами из других миров (или вообще из других измерений)» неплохо бы вписался в этот ряд. Это названия книг Уильяма Блейка, которые он сочинял сам и сам же иллюстрировал. Конечно, Лавкрафт американец, живший в начале ХХ века, и довольно кощунственно сравнивать его с невероятно набожным англичанином Блейком из века XVIII, но природа их образов — которые держатся на наивном самопальном символизме и легком исполнительском дилетантстве, причем от этого впечатляют только больше, — одна и та же.

Отец детей цветов

02.11.2011

Язык публикаций: Русский

Коммерсантъ

Выставка «Уильям Блейк и британские визионеры» в ГМИИ представляет художника-поэта как величайшее национальное сокровище и, в частности, как пророка контркультуры, отца сексуальной и психоделической революций.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru