Польский плакат. Из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина

ГМИИ им. А. С. Пушкина проводит опрос среди посетителей выставки


ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает знакомить публику с коллекций иллюстрированной рекламы. В музее уже были представлены плакаты знаменитого Альфонса Мухи, произведения мастеров французской афиши, выставка английского рекламного постера. Впервые в Музее демонстрируются работы графических дизайнеров Польши.

Первые художественные плакаты в Польше появились в середине девяностых годов XIX столетия, став своеобразным откликом на французскую афишу, слава которой разлеталась по всему миру благодаря мобильности и демократичности нового «языка улиц». Поляки, получавшие образование в Академиях художеств Вены, Мюнхена и Парижа испытывали сильное влияние западного искусства. Развиваясь под гипнотическим воздействием немецкого и французского символизма, польские художники жадно впитывали изысканность франко-бельгийского Ар нуво и мюнхенского Сецессиона, ценили актуальность эстетики английских дизайнеров Уильяма Морриса и Уолтера Крейна. Последние новинки в виде альбомов эстампов и плакатов французских художников, выпускаемые в Париже огромными тиражами, были хорошо знакомы полякам. Хорошая техническая база – современное оснащение и многолетний опыт печатников мастерских Кракова и Львова, и высокий профессионализм художников способствовали стремительному развитию искусства плаката в Польше. Кроме того, местная школа и Академия изящных искусств поощряли увлечение молодых художников литографией.

Одной из главных особенностей польского плаката была его особая светская миссия: он являлся отражением культурно-исторической стороны польской жизни. Плакаты зазывали на выставки, сообщали о предстоящих спектаклях и благотворительных лотереях, знакомили с поэтическими сборниками и периодические издания.

Одним из первых польских живописцев, обратившихся к плакату, был выпускник Мюнхенской академии, ученик Каролюс-Дюрана и член французского Национального общества изящных искусств – Теодор Аксентович. Как представитель стиля Ар Нуво, Нового европейского стиля, и проводник Венского Сецессиона в Польше, он был главным организатором и идеологом краковского Товарищества художников Польши «Sztuka» («Штука»). Главной целью Товарищества, организованного профессурой Краковской школы изящных искусств в 1897 году в поддержку декларации художников Венского Сецессиона, были проведение художественных экспозиций и утверждение качественно новых форм современного искусства. Первые плакаты выставок «Штуки» (1898-1900) проектировал Т. Аксентович, используя в их композициях эффектные женские образы. Одна из характерных тем его живописных произведений – дева в венке с разметавшимися по ветру рыжими прядями волос, в литографическом исполнении лишена сентиментальности и аллегоричности, и приобретает иную выразительность, отличаясь обобщенностью и простотой цветовых решений.

Многочисленными вариациями живописных композиций, переведенных в технику гравюры на камне, Ян Станиславский, известный пейзажист, возглавлявший в 90-е годы XIX века кафедру пейзажа Краковской Академии, доказывал, что литография, не ограничивая выразительные возможности художника, дисциплинирует глаз, учит обобщению формы и выразительности линий. Бег облаков и цветение деревьев – каштанов, яблонь, вишен были любимыми сюжетами художника, он часто варьировавшего их. Для плаката посмертной выставки мастера его учениками была выбрана композиция, выполненная Я. Станиславским в 1905 году - яблоневая ветвь в цвету.

Кондитерская Яна Михалика была любимым местом сбора художественной богемы Кракова. В начале ХХ века она приютила художественное кабаре «Zieleny Balonik» («Зеленый шарик»). Кароль Фрыч, Казимеж Сихульский, Витольд Войткевич, Антоний Процайлович были авторами литографированного в 1904 году «Альбома Мельпомены», посвященного национальному театру. В альбоме были представлены шаржи на известных краковских актеров, а также сцены из драматических произведений Н. Ожешко и Ст. Выспяньского.

Источником вдохновения для художников Юзефа Мехоффера и Казимежа Бжозовского было народное искусство, а именно, промыслы польских горцев – гуралов. Бжозовский, организатор и директор художественного кооператива «Kilim» в городке Закопане, у подножия Татр, собрал уникальные образцы старых килимов (тканный гладкий двусторонний ковер ручной работы) и наладил производство ковров, используя фольклор как материал для современных творческих решений. Его яркие, орнаментальные композиции плакатов выполнены в так называемом «закопаньском стиле».

Плакат образно и эмоционально отразил важные события в жизни страны, особенности характера ее народа, послужил рупором национальной идеи. Независимо от того, чему посвящены польские плакаты – выставке, книге или концерту, – их основная тема – национальное самоопределение и демонстрация народного самосознания. Каждая рекламная композиция художников «Молодой Польши» – Кароля Фрыча, Хенрыка Узембло или Юзефа Мехоффера – была связана с идеей национального возрождения и несла настроение гимна «Jeszcze Polska nie zginęła», существовавшего в самые лихие для народа годы как доказательство противостояния драматическим событиям и политическим обстоятельствам в истории страны.

Собрание польского плаката является частью коллекции зарубежного плаката ГМИИ им. А.С. Пушкина, которую Музей наследовал от Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ). После ликвидации ГМНЗИ в 1948 году две тысячи листов зарубежной иллюстрированной рекламы конца XIX – начала XX века были переданы в Отдел гравюры и рисунка Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. С тех пор количество экспонатов музейной коллекции прикладной графики выросло во много раз, и сегодня ГМИИ им. А.С. Пушкина располагает самым значительным в России собранием польского плаката, включая произведения 1950-х и 1960-х годов.

На выставке представлено более 100 плакатов периода расцвета польского графического дизайна. Это и произведения, созданных в конце XIX столетия членами краковского художественного объединения «Sztuka», среди которых Теодор Аксентович, Кароль Фрыч, Казимеж Сихульский и Юзеф Мехоффер; работы варшавских художников Станислава Ноаковского и Станислава Остои –Хростовского, а также композиций рекламных дизайнеров Польши ХХ века.

Образный язык символов и метафор, происходивший из народных легенд, произведений национальной музыки и литературы, был близок и понятен каждому поляку. Старые плакаты Кракова, Львова и Варшавы, причудливо сочетающие лиризм и меланхолию с жесткой иронией и сатирой, великолепно отражают эпоху и для современного российского зрителя являются уникальным источником сведений об истории, быте и культурной жизни польского народа.

Проект подготовлен при содействии Института Адама Мицкевича в рамках культурной программы Года председательства Польши в Европейском союзе.

В разделе пресса о нас

Выставка польского плаката в Пушкинском музее

20.12.2011

Язык публикаций: Русский

Телеканал Культура (Россия К)

Более сотни произведений польского, как сказали бы сегодня, дизайна. Выставка «Польский плакат XIX – XX веков» открылась в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Музей обладает самым значительным в России собранием польского плаката – эту коллекцию Пушкинский унаследовал в 1948, после ликвидации Государственного музея нового западного искусства. По этим листам зарубежной иллюстрированной рекламы можно проследить, как проводили выходные и чем жили в будни жители польских городов. Рассказывают «Новости культуры».

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru