«Воображаемый музей»

28.04.2012 – 29.07.2012

Главное здание

ГМИИ им. А.С. Пушкина проводит опрос среди посетителей выставки

ВНИМАНИЕ. Картина Густава Климта «Адам и Ева» (1917-1918) покидает здание Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв. раньше окончания выставки «Воображаемый музей». Последний день экспонирования картины – 1 июля 2012 года.

Выставка  «Воображаемый музей» -  самый масштабный и необычный проект   ГМИИ имени А.С. Пушкина в год его столетнего юбилея. Позаимствовав   для названия выставки заглавие одноименной работы французского писателя и культуролога XX века Андре Мальро, музей обогатил свою постоянную экспозицию недостающими шедеврами из собраний крупнейших государственных музеев мира и частных коллекций, с которыми ГМИИ имени А.С. Пушкина связывают давние дружеские и партнерские отношения. Это

Художественные собрания Дрездена и Государственные музеи  Берлина, музей Лувр, музей Орсэ и Центр Помпиду, Галерея Тейт и Королевская Академия в Лондоне, Музеи Прадо и Тиссена-Борнемисса, Государственный Эрмитаж. Это также музеи, с которыми относительно недавно были установлены партнерские отношения: Музей Лихтенштейна в Вене, Музей Ашмолеан в Оксфорде, Академия Каррара в Бергамо, Национальный музей в Стокгольме, Национальный музей в Варшаве, Королевский музей изящных искусств в Брюсселедругие музеи и частные собрания.  

Как подчеркнула  И.А. Антонова, директор ГМИИ имени А.С. Пушкина, «приглашая наших коллег к участию в выставке, мы хотели, в первуюочередь, представить наш Музей как собрание памятников мирового искусства, как место встречи и диалога культур. Поэтому мы разместили прибывшие к нам памятники не в едином пространстве, а в залах Музея, соответствующих им по времени и происхождению. Особые усилия были направлены на возможность показать эпохи и мастеров, отсутствующих в наших коллекциях».

Впервые зрители увидят в Москве картины Босха и Морони.  Отсутствующие в постоянной экспозиции Музея произведения Веласкеса, Гейнсборо, Гольбейна, Дельво и Дикса, Дюрера и Карпаччо.  Большая редкость – полотно Климта, прибывшее в ГМИИ имени А.С. Пушкина  из Вены. Интересны скульптуры Джакометти и Колдера. Полотна Франса Халса, Эль Греко, Мемлинга, братьев Ленен, Рене Магритта. Всего в рамках проекта «Воображаемый музей» представлено 46 шедевров из 27 государственных и частных собраний мира. Эти произведения обогащают постоянную экспозицию двух зданий  Музея и позволяют зрителю оценить собрание ГМИИ имени А.С. Пушкина в мировом контексте, по-новому взглянуть на историю изобразительного искусства, представленную в Музее.

Так, новую постоянную экспозицию Древнего Египта дополняет статуя писца Хети, созданная в XXIV в. до н.э., из собрания Музея Рёмера - Пелицеуса (Хильдесхайм, Германия).  Судья и начальник писцов  Хети был царским вельможей в конце 5-ой – начале 6-ой династий (ок. 2367-2337  гг. до н.э.). Он повелел изготовить статую в позе писца для своей гробницы в Гизе. Несомненный интерес публики вызовет голова Аменемхета III, легендарного шестого царя 12 династии, одного из самых могущественных правителей Египта эпохи Среднего царства.  Памятник датирован 1853-1806 годами до н.э. и принадлежит Египетскому музею в Берлине. Целые и фрагментарные статуй Аменемхета III хранятся в лучших музеях мира: в Каире, Берлине, Мюнхене, Париже, Копенгагене, Риме, Санкт -Петербурге и Москве, в собрании ГМИИ имени А.С. Пушкина. В нашем музее он оказался благодаря собирательской деятельности русского египтолога В.С. Голенищева, чья коллекция была приобретена еще при И.В. Цветаеве, основателе Музея. Берлинский памятник представляет Аменемхета III как зрелого правителя, в «Белом венце» Верхнего Египта.

Экспозицию Древнего Ближнего Востока дополняет, например, статуя Гудеа, правителя  шумерского города-государства Лагаша (XXII в. до н.э.) из собрания музея Лувр (Париж, Франция). Этот правитель известен в истории своим благочестием и строительством многочисленных храмов, посвященных различным богам. Гудеа был обожествлен и в храмах его стауям приносили жертвы. Зал украшает знаменитая Золотая лира из гробницы царицы Пуаби (2- я половина III тыс до н.э.). Этот шедевр шумерского искусства находится в собрании Британского музея (Лондон). Лира инкрустирована вставками из красного песчаника, перламутра и лазурита, украшена изображениями традиционных шумерских мифологических персонажей:  львиноголового бога Имдугуда, героя Гильгамеша и мифологических животных.

В залах,  посвященных искусству античной Греции и Рима, будут показаны два произведения из Дрезденского художественного музея:Голова Афины, являющаяся римской копией с греческого оригинала, выполненного скульптором Мироном (V в. до н.э)  и  статуя танцующей менады,  римская копия с греческого оригинала Скопаса (IV в. до. н.э), а также  Портрет юноши, хранящийся  в Античном собранииГосударственных музеев Берлина, считающийся лучшим и наиболее выразительным портретным произведением середины и второй половины II века,  и портрет императора Каракаллы, выполненный в начале III в. из собрания Национального археологического музея Неаполя, который послужил основой для целой серии  портретов этого правителя. Экспозицию дополнят также несколько сосудов: килик (двуручная чаша для питья вина во время пира) с изображением Эос и Мемнона  из собрания музея Лувр, созданный в V в. до н.э. вазописцем Дурисом, сосуд из кургана Куль-Оба (под Керчью) с изображением скифов, выполненный греческим мастером  IV в. до. н. э. из собрания Эрмитажа и два серебряных блюда, украшенных рельефными медальонами с бюстами Геракла и менады второй четверти I в. из Античного собрания Государственных музеев Берлина. Из собрания Эрмитажа также представлен уникальный тканный медальон с фигурой богини Геи ифрагмент туники с изображением бога Нила в медальоне, датированные III-IV веками. Эти вещи происходят из некрополя в египетском городе Ахмиме (древнем Панополе),  известном  центре подзнеантичного и средневекового ткачества.

Среди произведений старых мастеров из собрания мадридского музея Прадо – картина Иеронима Босха «Извлечение камня глупости»,несомненно, принадлежит к числу самых сложных и многозначных по своему образно-художественному содержанию. Эта работа отражает своеобразие творческой натуры выдающегося нидерландского мастера.  Полотно создано около 1490 года и содержит морально-назидательный смысл. В Нидерландах странствующие лекари, фокусники, коробейники издавна считались олицетворением плутовства, а их пациенты олицетворяли человеческую глупость. В эпоху Позднего Средневековья было популярным суеверное представление о том, что можно сделать человека умным, вырезав жировые наросты глупости на его голове. Этим суеверием пользовались  шарлатаны, и их  деятельность высмеивалась  в народном фольклоре. Была широко известна легенда о простодушном Лубберте из Реймбуха, которому сделали операцию  по удалению камня глупости. Несомненно, эта история стала источником вдохновения и для Босха, снабдившего   изображение пояснительной надписью:  «Мастер вырезает камни / Моё имя – Лубберт».  Однако из раны на голове Лубберта вместо камня глупости появляется тюльпан - символ обмана.  В  чарующем своей красотой  пейзаже на заднем плане хорошо различимы колесо и виселица, напоминающие о неизбежных наказаниях за  земные  грехи.  Круглый формат  композиции  (Mundus - мир) также подчёркивает всеобщий масштаб  всего происходящего,  окружающий мир воспринимается как царство глупости и обмана. 

Один из крупнейших музеев Италии, в собрании которого находится большое число шедевров эпохи Возрождения и барокко, Академия Каррара (Бергамо), представила на выставку в ГМИИ имени А.С. Пушкина два уникальных произведения – «Рождество Марии» (1504)  Витторе Карпаччо и «Портрет старика сидящего в кресле»  (1575) Джованни Батиста Морони.

Видный венецианский живописец эпохи Возрождения, современник Джованни Беллини, Джорджоне и раннего Тициана, Витторе Карпаччо (1460- 1526)  занимает особое место в истории живописной школы Венеции. В картине «Рождество Марии», следуя традиции описательности и реализму в изображении деталей, Карпаччо подробно характеризует сцену, помещая ее в интерьер венецианского палаццо с уходящей вдаль анфиладой комнат, обстановка которых также детально описана художником. Царящая здесь атмосфера тишины и внутренней сосредоточенности отвечает торжественной значимости запечатленного в картине момента.

Выдающийся итальянский живописец  Джованни Баттиста Морони (1529-1578) работал преимущественно как портретист. Героями его полотен становились представители аристократии и буржуазии Бергамо и его окрестностей. На выставке представлен «Портрет старика, сидящего в кресле». Предположительно, на картине изображен нотариус Джованни Баттиста Серадобати из Альбино, родного города художника. Картина показательна для  портретного творчества мастера, тесно связанного с моралистическим духом учения святого Карла Борромейского. Строгая простота изображения и смелость, с какой художник запечатлел все приметы физического увядания, связаны с моралистической сущностью портрета и являются отличительной чертой позднего творчества художника, когда он отходит от аристократически-утонченной и интеллектуальной концепции портрета, которой придерживался в молодые и зрелые годы. 

Следы итальянских влияний заметны в искусстве немецких мастеров XV-XVI века. Так, например, «Портрет девушки в красном берете» Альбрехт  Дюрер создал в 1507 году в Венеции, куда он бежал, спасаясь от чумы.  В интерпретации образа обаятельной девушки присутствует характерное для произведений Дюрера подлинно ренессансное восхищение красотой человеческой природы.  В этом же разделе экспозиции представлен  «Портрет Антона Доброго, герцога Лотарингского» Ганса Гольбейна Младшего.  Это произведение создано около 1543 года и относится к позднему творчеству мастера. Именно в этом году художник умер от чумы. При внешнем лаконизме композиционного и живописного решения портрет отличается отточенным мастерством рисунка и выразительной моделировкой пластических форм. Творчество Гольбейна, великолепный образцом которого является портрет Антона Доброго, оказало огромное влияние на формирование жанра портрета в Западной Европе. Произведения Ганса Гольбейна Младшего, столь ценимые современниками, к, сожалению, отсутствуют в музеях России. Оба портрета – Альбрехта Дюрера и Ганса Гольбейна Младшего –  из Государственных музеев Берлина.

Испанское искусство XVII века представлено картинами таких выдающихся мастеров, как Эль Греко, Диего Веласкес, ФранцискоСурбаран. На полотне  «Страсти Христовы. Христос с крестом» из собрания музея Прадо, над которым Эль Греко работал в 1600-1605 годах, изображен Христос в момент шествия на Голгофу. Это произведение признано одной из лучших поздних работ мастера на тему страстей Христовых. Фигура Христа, обхватившего Крест, дана на фоне голубовато-серого неба с пронзительно яркими всполохами света. Сохраняя вытянутость композиции, Эль Греко строит ее на ритмическом созвучии линий и замкнутых форм, достигая впечатления единства. 

Из собрания музея Прадо предоставлено и полотно Диего Веласкеса, выдающегося художника не только испанского «золотого века», но и одного из лучших художников XVII века.  «Конный портрет принца Бальтасара Карлоса» был создан мастером в 1635 году для  Салона Гранде (Зала Королевств) во дворце Буэн Ретиро. Принц Бальтасар Карлос, наследник Филиппа IV и Изабеллы Бурбонской, путешествуя с отцом по северу Испании, заразился оспой и умер в возрасте 16 лет. Веласкес создал этот портрет наследника, когда ему исполнилось шесть лет.  Бальтасар Карлос изображен на коне, на фоне возвышенности Гуадаррамы. Гармонию фигуры и фона подчеркивает резкое диагональное движение справа налево. Жезл в его руке говорит о том, что изображен наследник престола, который, к сожалению, ему не суждено было занять.  

На выставке также представлена работа «Отрочество Богоматери» (1660) кисти Франциско Сурбарана, одного из ведущих живописцев «золотого века» испанского искусства из собрания Государственного Эрмитажа. Картина относится к поздним произведениям мастера. Это более строгая, чем в ранних творениях живописца, лишенная интерьерных деталей, композиция. Художник акцентирует внимание зрителя на  маленькой героине.  Ее образ наполнен наивным, детским, искренним чувством, сосредоточенностью и внутренней чистотой.

Экспозицию Главного здания Музея дополнят такие произведения, как «Мужской портрет»  художника XV века Ханса Мемлинга изсобрания Королевских Музеев изящных искусств (Брюссель) и полотно «Портрет Марии де Тассис» кисти выдающегося фламандского художника начала XVII века Антониса ван Дейка из собрания Музея Лихтенштейн в Вене«Мадонна с младенцем» художника XVI века Яна ванн Скорела из собрания Тамбовской картинной галереи и «Автопортрет» голландского художника XVII века Самюэла Диркса ван Хогстратена из собрания Воронежского областного музея им. И.Н. Крамского«Портрет Даниела ванн Акена» кисти блистательного голландского живописца Франса Халса Старшего из Национального музея Стокгольма и «Праздник любви» Антуана Ватто из МузеяАльбертинум (Художественные музеи Дрездена) и другие произведения.

Кроме экспозиции Главного здания Музея, выставка «Воображаемый музей» представлена в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. Среди произведений, которые здесь экспонируются такие шедевры, как «Анжелюс. Вечерняя молитва» (1857 -1859) одного из крупнейших мастеров середины XIX века Жана Франсуа Милле из Музея Д’ Орсэ. Рожденный в Нормандии, в крестьянской среде, Милле навсегда сохранил связь с землей. Возможно поэтому,  в отличие от других представителей Барбизонской школы, художник сосредоточил свое внимание не на жанре пейзажа, а на сценах крестьянского труда, иллюстрирующих главное, на его взгляд, предназначение человека на земле. Милле показал сельский труд как естественное состояние человека, как единственно возможную форму его бытия. Картина Милле  не сразу была принята, вызвав критику современников. Однако простота и благочестие сюжета так заворожили зрителей, что почти в каждом французском доме появилась ее репродукция. В ХХ веке полотно стало источником вдохновения для многих художников и писателей.

Здесь же представлена картина «Раненый» (1844-1854)  Густава Курбе, с именем которого связано становление реалистического направления в живописи  XIX века. В картине, представленной на выставке  также из собрания Музея Д' Орсэ, автор предлагает очень смелое, революционное для своего времени композиционное решение. Новаторство заключалось в выборе ракурса и расположении фигуры в пространстве, с помощью которых художник передает страдание героя и его обреченность.

Изобразительное искусство рубежа  первой четверти XX века  представлено произведением «Адам и Ева» (1917-1918) Густава Климта, известнейшего австрийского живописца, одного из самых ярких представителей стиля модерн, лидера венского авангарда. В произведении, представленном на выставке из собрания Галереи Бельведер, Вена, Климт создал композицию на библейскую тему, используя нежные, сочные цвета. Вечная тема трактуется Климтом весьма загадочно: вызывающе-откровенный взгляд Евы, скорбь и глубокие переживания Адама, цветы и звериная шкура, олицетворяют райский сад. Темно-красное тело героя оттеняет ярко выраженную белизну наготы Евы.   

Одной из ярких страниц искусства XX века является творчество Амедео Модильяни.  В «Портрете девушки» (1915) из собрания Галереи Брера, Милан, художник, используя холст небольшого размера, написал удивительно простой и лаконичный образ. Легкий поворот головы, изящная шея, длинный тонкий нос, ассиметричные глаза – характерные приемы мастера придают  женскому образу особую значительность и акцентируют внимание зрителя на внутреннем мире модели. В 1916 году, по окончании периода увлечения скульптурой, мастер вновь обращается к  ню и создает  «Обнаженную», предоставленную  для выставки  Галереей  Курто, Лондон. 

Творчество одного из уникальных художников XX века, мастера-сюрреалиста Рене Магритта представлено на выставке произведением «Ключ полей» (1936) из мадридского Музея Тиссена - Борнемисса.  Название «La clef des champs»  может быть переведено также как «Освобождение, бегство в поля», «Ключ к пространству». Эта работа написана в 1936 году, в тот период, когда художник находился под влиянием творчества Льюиса Кэрролла. Магритт изобразил пейзаж, обрамленный окном, разбитым в результате какого-то внешнего воздействия. Осколки стекла на полу сохраняют фрагменты пейзажа, идентичного тому, что открывается снаружи за окном. Как писал художник, бессмысленно искать ответ на вопрос, что означают его картины. Они, как волшебство, непознаваемы.

Из Музея Тиссена - Борнемисса предоставлено и единственное в этом собрании произведение американского художника Джексона Поллока,  одного из самых ярких представителей абстрактного  экспрессионизма, оказавшего значительное влияние на  искусство второй половины XX века. Его картина «Коричневое и серебряное I» (1951) принадлежит к серии «Черных картин», созданных между 1950 и 1953 годами с использованием черной эмалевой и серебряной красок.

Экспозицию  также украсят «Портрет женщины в шляпе» (1939)  Пабло Пикассо из собрания Фонда Бейелера (Базель) и картина «Дом Марты Пинтукко» (2001) Фернандо Ботеро (собрание художника) и картина «Без названия» (1933) Хоана Миро, а также «Пленница, Заброшенный город» (1942) Поля Дельво из частного собрания и другие произведения XX века.

Помимо живописных произведений в залах третьего этажа Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, представлены скульптуры выдающихся мастеров: «Стоящая обнаженная» (1954) Альберто Джакометти из коллекции Центра Помпиду (Париж);  «Пять углов/ Треугольники» (1957) Александра Колдера и «Экспрессионистская голова» (1980) Роя Лихтенштейна из частного собрания.     

Выставка  «Воображаемый музей» - уникальный проект, реализованный ГМИИ имени А.С. Пушкина, станет настоящим подарком для всех любителей искусства. Музей сердечно благодарит коллег-партнеров из музеев и частных собраний мира за благожелательность и проявленную щедрость  и желает своим зрителям радости  соприкосновения с творениями великих мастеров.

СКАЧАТЬ ГИД ПО ВЫСТАВКЕ

Часы работы выставки:

ежедневно с 10.00 – 19.00 (кассы до 18.00)

по четвергам с 10.00-21.00 (кассы до 20.00)

понедельник – выходной день

Стоимость билета на выставку:

Отдельный входной билет в Главное здание и здание Галереи - 300 руб.

Льготная категория - 150 руб.

Единый входной билет в Главное здание и здание Галереи - 450 руб.

Льготная категория - 200 руб.

 

Внимание!

Единый входной билет действителен в течение 2 дней

Предварительной продажи билетов на выставку не производится
Купленный билет не дает право на внеочередной проход
Заказ экскурсий по выставке тел (495) 697-74-12

Связанные с событием издания:

Листать

Воображаемый музей. К 100-летию Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

М., 2012. – 192 с., ил.

Язык издания: Русский

В разделе пресса о нас

Реальная экспозиция в воображаемом музее

03.07.2012

Язык публикаций: Русский

Телеканал Культура (Россия К)

В год столетия Музей изобразительных искусств имени Пушкина получил немало заслуженных комплиментов, но, пожалуй, самых восторженных откликов удостоилась масштабная юбилейная выставка. Знаковые памятники древнего мира и великие полотна XV – XX веков, 46 предметов из 27 крупнейших государственных и частных собраний мира – в том числе Лувра, Прадо, Британского музея – деликатно встроились в постоянную экспозицию Пушкинского, создав идеальное хранилище шедевров. «Воображаемый музей» для Ирины Антоновой – ожившая мечта, для публики – энциклопедия всего мирового искусства. На ее изучение осталось чуть меньше месяца. Рассказывают «Новости культуры».

Мечтать не вредно. Но в рамках приличия

15.05.2012

Язык публикаций: Русский

Журнал "Артхроника"

Дорогих гостей празднующий столетие Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина принял достойно. Все-таки отдадим должное какой-то феноменальной интуиции легендарной Ирины Антоновой. Все привезенные из разных музеев Европы и частных собраний опусы поддерживают баланс «шедевральности» на уровне именно московской коллекции.

Уникальную акцию проводит Музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве

28.04.2012

Язык публикаций: Русский

Первый канал

Лучшие музеи мира отправили свои шедевры на выставку в Москву. Такого собрания полотен не знал еще ни один музей планеты – под одной крышей выставлены величайшие из величайших. Можно позавтракать с Эдуардом Мане и вместе с Иеронимом Босхом "Удалить камни глупости".

Лувр и Прадо в гостях у юбиляра

28.04.2012

Язык публикаций: Русский

Россия 24

В Москве открывается "Воображаемый музей". Полсотни шедевров из крупнейших коллекций мира удалось собрать в рамках одной экспозиции. Так знаменитые европейские галереи решили поздравить Музей изобразительных искусств имени Пушкина с его столетием. Полотна выбирали тщательно - столичной публике покажут то, что в Москве никогда не выставлялось.

В российской столице открылся «Воображаемый музей». Посетителей ждут экспонаты из более чем 20 частных и государственных коллекций.

28.04.2012

Язык публикаций: Русский

Телекомпания НТВ

Сегодня москвичи, мечтающие воочию увидеть шедевры, выставленные в лучших галереях мира, получили возможность сделать это, не выезжая за границу. Достаточно прийти в только что открывшийся «Воображаемый музей». Так называется выставка во вполне настоящем Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Пушкинский музей готов к столетнему юбилею

27.04.2012

Язык публикаций: Русский

Телеканал Культура (Россия К)

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина всё готово к празднованию столетнего юбилея, которое будет отмечаться 31 мая на сцене Большого театра. Рассказывают «Новости культуры».

«Воображаемый музей» в подарок к вековому юбилею

27.04.2012

Язык публикаций: Русский

Телеканал Культура (Россия К)

К своему вековому юбилею Музей изобразительных искусств имени Пушкина подготовил масштабный неординарный проект «Воображаемый музей». Для названия выставки позаимствовали заглавие работы французского писателя и культуролога ХХ века Андре Мальро. 46 шедевров из 27 крупнейших музеев мира и частных коллекций украсили оба здания Пушкинского. Это не единая выставка. Произведения размещены в залах, соответствующих им по времени и происхождению. О диалоге культур в пространстве одной выставки – репортаж «Новостей культуры» из Музея изобразительных искусств.

"Воображаемый музей" в ГМИИ им. Пушкина

27.04.2012

Язык публикаций: Русский

ТВ Центр

Это виртуальные экскурсии по мировым сокровищницам искусства; в течение 3-х месяцев можно будет познакомиться с шедеврами из 27 музеев мира: Дрездена и Берлина, из Лувра и центра Помпиду, Королевской Академии Лондона, Эрмитажа и музея Прадо; выставка приурочена к 100-летию Пушкинского музея.

Сегодня на "Худсовете". 26 апреля 2012 года

26.04.2012

Язык публикаций: Русский

Телеканал Культура (Россия К)

Сегодня гостем ночного выпуска программы «Новости культуры» будет директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Ирина Антонова.

Воображаемое и реальное главного музея Москвы

17.04.2012

Язык публикаций: Русский

Афиша

Пушкинский музей — институция закрытая, почти режимная. Тут тайн не разглашают и своих не сдают. Узнать что-то в дополнение к официальной информации практически невозможно. Известно одно: музей накрыла мощная юбилейная волна. Внешне его белый портик выглядит, как обычно, незыблемо и высокопарно, но внутри, по слухам, все кипит и пенится.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru