«Пушкинскому» музею — 100 лет

28.04.2012 – 02.09.2012

Главное здание

ГМИИ им. А.С. Пушкина проводит опрос среди посетителей выставки

Открытие Музея изящных искусств имени Императора Александра III 31 мая (н.ст. 13 июня) 1912 года.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – один из крупнейших музеев России, широко известный во всем мире. Задуманный как университетский музей слепков, ГМИИ стал форпостом культурной жизни столицы. На разных этапах своей истории благодаря масштабным новаторским проектам ГМИИ выступал не только первопроходцем новых направлений в музейной работе, но и открывал своим зрителям новый взгляд на мир. Музей не только знакомил российскую публику с высшими достижениями мировой культуры, но активно способствовал включению событий отечественной культурной жизни в международный художественный процесс. Выставка «Пушкинскому музею» - 100 лет»  – беспрецедентный по масштабам исторический проект, призванный представить развитие Государственного музея изобразительных искусств в исторической перспективе. Изменение статуса Музея, рост его собраний, появление новых направлений деятельности, смена приоритетов – показаны через ключевые события и ключевые фигуры, в разное время определявшие лицо ГМИИ. Обширный архивный материал – документы и фотографии – в экспозиции соседствует с подлинными произведениями. Благодаря подлинным памятникам, а также общему решению экспозиции удалось добиться того, что архивный по сути своей проект стал полноценной художественной выставкой, достойной стен Музея, историю которого он представляет.   

Экспозиция Белого зала посвящен основным этапам его истории, Колоннады – главным направлениям деятельности, 19-й зал – перспективам развития, предполагающим создание на базе Музея масштабного культурного просветительского комплекса – музейного квартала или, как говорил И.В. Цветаев, «музейного городка» на основе проекта, разработанного архитектурным бюро Нормана Фостера и поддержанного специальным постановлением Правительства России. 20-й зал целиком посвящен истории Музея Нового западного искусства (1918-1948), ликвидированного декрет  И.Сталина и судьбе его коллекций в стенах ГМИИ, который стал преемником репрессированного музея. Здесь выставлен уникальный макет, реконструирующий экспозиции ГМНЗИ на 1930 –е годы

* * *

«Музей изящных искусств имени императора Александра III, организуемый при Императорском Московском университете с учебно-воспитательной целью, имеет своим назначением представить в историческом порядке судьбы скульптуры, зодчества и живописи у древних и новых народов и через это дать учащемуся юношеству и публике необходимые средства к изучению искусств, к облагорожению их вкусов и развитию в них эстетических понятий» (И.В.Цветаев).

Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете был создан по инициативе профессора Ивана Владимировича Цветаева на основе университетского Кабинета изящных искусств, образованного в 1851-1855 годах. В основе его первоначальной концепции лежала просветительская в своей основе идея музея копий, знакомящих с основополагающими шедеврами мирового искусства. В общих чертах эта идея была сформулирована еще в 1831 году, когда в журнале «Телеграф» будущими профессорами университета С.П. Шевырёвым и М.П.Погодиным за подписью княгини З.А.Волконской был опубликован «Проект Эстетического музея при Императорском Московском университете».

Музей появился благодаря активности И.В. Цветаева его сподвижников и широкой общественной поддержке, в том числе денежным пожертвованиям. В 1895 году – в тот год, когда Музей получил свое первое официальное название, поступило первое пожертвование на его создание (150 тысяч рублей). 1896–1897 годах Академией художеств провела архитектурный конкурс на здание Музея, который выиграл проект выдающегося московского архитектора Р.И.Клейна. 29 (17) августа 1898 года состоялась церемония торжественной закладки здания в присутствии императора и членов царской семьи. А полгода раньше  (28 февраля) было Высочайше утверждено «Положение о Комитете по устройству Музея изящных искусств» под председательством Великого князя Сергея Александровича. И.В. Цветаев – секретарь Комитета, заместитель Председателя – промышленник и придворный Ю.С. Нечаев -Мальцов. Его взнос – ок. 2 миллионов рублей – составил 2/3 стоимости строительства здания и заказа слепков и копий.

Торжественное открытие состоялось 13 июня (31 мая) 1912 года. Благодаря приобретению уникальной коллекции египетских и восточных древностей  В.С. Голенищева, поступлениям других коллекций и щедрым дарам Музей уже к открытию располагал уникальными коллекциями подлинников. С середины 1920-х годов после решения Наркомпроса РСФСР о создании на его базе крупнейшего музея западноевропейского искусства в Москве, собрания Государственного музея изящных искусств многократно преумножились. Основой созданной в 1924 году Картинной галереи и Графического кабинета стали коллекции Московского Публичного и Румянцевского Музеев. Позже Государственный музей изобразительных искусств (с 1932 года, с 1937 – имени А.С. Пушкина) пополняли произведения из московских национализированных собраний, петербургского Эрмитажа. В 1948 году Музей принял часть коллекции расформированного приказом Сталина Государственного музея нового западного искусства, который после своего учреждения несколько лет находился в административном подчинении ГМИИ. В стенах нашего музея в 1974 году была развернута полноценная экспозиция новаторских художественных направлений, обретшая новое и полное развитие в 2006 году с открытием Галереи искусства стан Европы и Америки XIX–XX веков. В развитие традиций,  заложенных при его основании, музей пополнялся дарами коллекционеров. Поэтому закономерно, что именно в ГМИИ в 1985 году на правах отдела был создан первый в России Музей личных коллекций, открывший экспозиции в 1994 году. В настоящее время музей обладает богатейшим художественным собранием. Здесь хранится более 670 тысяч произведений искусства – от Древнего Египта и Античной Греции до начала ХХI века.

С 1914 года – с экспозиции работ А.С. Голубкиной и «Выставки картин русских художников старой и новой школ» -  Музей ведет активную выставочную работу. Она не останавливалась даже в годы тотального идеологического контроля, когда между выставками конкурса проектов Дворца Советов и «Штурмом перекопа» Музею удалось осуществить широкомасштабную экспозицию произведений Рембрандта из собраний СССР (1936). В 1949 году, в Музее только что восстанавливающим работу после выставки подарков Сталину, была развернута экспозиция шедевров Дрезденской галереи. С этой выставки Музей ведет отсчет международных экспозиций, представивших вершины мирового искусства из знаменитых зарубежных и отечественных собраний. Среди самых памятных – незабываемый показ «Портрета Моны Лизы» (Джоконды) Леонардо да Винчи из собрания Лувра или же персональная выставка произведений Пикассо, ставшая важным знамением «оттепели». ГМИИ одним из первых отечественных музеев организовал в своих стенах масштабные экспозиции Леже, Матисса, Шагала и др.  В 1980 году в Музее были впервые в СССР представлены работы Уорхола, Раушенберга, Лихтенштейна, Джаспера Джонса. «Визитной карточкой» Пушкинского музея стали концептуальные выставки-диалоги, посвященные сопоставлению культурных традиций, среди которых «Москва–Париж»  и «Москва–Берлин».     

С 1981 года принцип «диалога»  был кардинальным образом расширен благодаря программе «Декабрьских вечеров» – уникального музыкального фестиваля, проходящего в стенах музея в созвучии со специальным выставочным проектом. Мемориальная квартира инициатора и многолетнего руководителя фестиваля выдающегося пианиста С.Т.Рихтера в 1999 году стала филиалом Музея.

Вся эта масштабная деятельность стала возможна благодаря сотрудникам музея, их компетенции и самоотверженной работе. В разные годы в ГМИИ, генетически связанным с университетом,  трудились практически все корифеи московской школы искусствознания. Имя одного из них – Б.Р. Виппера – носят ежегодные научные конференции, которые проходят в Музее с 1968 года, снискав репутацию авторитетнейшего международного интеллектуального форума. ГМИИ обладает уникальным научным архивом и библиотекой. Достижения его реставраторов признаны во всем мире. С 1927 года активно развиваются археологические изыскания, а создание в 1944 году специального Отдела раскопок и экспозиций способствовало развитию в стенах Музея авторитетной археологической школы. С первых шагов музеем ведется обширная работа по каталогизации и популяризации собрания. С 1994 года начата работа над изданием полного свода научных каталогов собрания Музея. Ежегодно в музее проводятся более 4 тысяч экскурсий, более 300 лекций. Уникален опыт ГМИИ в работе с детьми. С 2006 года работа творческих студий и клубов обрела новое качество в отдельном здании, где открылся «Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон». А открытие в 1997 году в статусе филиала ГМИИ «Цветаевского музея» в РГГУ стало новацией в работе со студенческой аудиторией и свидетельством верности Музея просветительским идеям его основателя. Отдел музыкальной культуры и связанный с ним Музей-квартира С.Т. Рихтера организует все музыкальные концерты как в зданиях ГМИИ, так и в мемориальной квартире великого музыканта, которая по традиции является концертной площадкой для молодых исполнителей. Здесь проходят экскурсии, концерты известных музыкантов, прослушивание редких аудиозаписей, постоянно проводятся выставки.

Ныне ГМИИ включает около 20 отделов и подразделений, расположенных в шести зданиях вокруг исторического здания Музея на Волхонке, построенного по проекту Р.И. Клейна, а также два филиала. ГМИИ имени А.С. Пушкина  имеет статус федерального учреждения культуры; а в 1991 году внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Вход на выставку - 300 руб.

Льготная категория - 150 руб. 

В разделе пресса о нас

Музей изобразительных искусств им. Пушкина празднует вековой юбилей

05.09.2012

Язык публикаций: Русский

ТВ Центр

Он широко отмечается не только в России: в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО открылась фотовыставка "100 лет на службе искусства и культурного сотрудничества", посетителям представлены около 100 архивных фотографий

Ирина Антонова: у Пушкинского музея много планов

31.08.2012

Язык публикаций: Русский

Россия 24

Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ирина Антонова в интервью телеканалу "Россия 24" рассказала о мероприятиях, приуроченных к столетнему юбилею музея.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.