Архив выставок

Образ природы в искусстве Японии: живопись, графика, бонсай

Выставка, представленная в ЦЭВ «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина,  посвящена образам природы в таких видах традиционного искусства Японии, как живопись, графика, бонсай и суйсэки.

На выставке представлены японские гравюры из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Это работы крупнейших мастеров укиё-э, таких как Кацусика  Хокусай (суримоно «Бонсай и веер» и «Бонсай и шахматные фигуры») , Утагава Кунисада («Красавицы, любующиеся бонсай»), Каванабэ Кёсай («Бонсай»).

Традиционной японской гравюрой, с её образами, темами и художественными приемами продолжают увлекаться современные художники Японии: Кавати Сэйко, Китамура Коити, Мияяма Хироаки, Хаманиси Кацунори. Произведения этих авторов знакомят зрителя с различными путями обращения к традиционному искусству. Китамура и Мияяма бережно сохраняют традиции прошлого, ища пути технического совершенствования традиционных техник печати и живописи, а современной трактовки классических тем изобразительного искусства, тогда как Кавати и Хаманиси ищут точки соприкосновения японской традиции и  современного мирового искусства.
Важную часть экспозиции составляют работы Андрея Дарусенкова – современного российского мастера искусства бонсай. Хотя многие виды и жанры искусства, в которых запечатлены образы природы, имеют свои корни в искусстве Китая, в Японии они обрели самостоятельность и философскую завершенность, зачастую отличную от первоисточника.

Искусство бонсай, так же как и многие традиционные виды искусства Японии, имеет китайское происхождение. Согласно преданиям, более двух тысяч лет тому назад первый император Китая Цинь Шихуанди пожелал, чтобы ко двору доставили миниатюрные пейзажи всех провинций его державы, получившие название «пенжин» – пейзаж на подносе. Создание рукотворных миниатюрных пейзажей вошло в моду. В VII веке китайское посольство преподнесло несколько пенжинов в дар японской императрице Суйко. В Японии эти пейзажи получили название бонкэй. По мере своего развития это искусство разделилось на несколько направлений — бонсэки, суйсэки, сайкэй, бонсай.

Бонсэки и суйсэки обращались к неживой природе (камни, песок, глина), подразумевая тем самым размышление об основополагающих принципах бытия, в живописи подобным аналогом были пейзажи жанра «горы-воды». Искусство суйсэки (букв. перевод иероглифов «вода» и «камень») изначально получило распространение в придворных кругах. Суйсэки ценили не за высокую стоимость минералов, из которых они произведены. Бесконечно ценным и уникальным мог стать простой камень. Главное, чтобы своей формой, цветом, текстурой он напоминал зрителю о чем-то подчас трудноуловимом, но тревожащем память и чувства. На выставке представлено несколько примеров суйсэки, выполненных Михаилом Благовещенским.

Бонсай и сайкэй подразумевают обращение мастера к живой природе, а, следовательно, к темам смен времен года (соответственно, жизненных циклов человеческой жизни), изменчивости мира. Бонсай подразумевает сосредоточение на одном объекте, сайкэй же – это искусство создания живого ландшафта в миниатюре. В отличие от цветочных композиций икэбана,  в силу ее недолговечности, где основополагающей является тема сиюминутности и бренности бытия, бонсай и сайкэй, напротив, скорее говорят о стойкости, возрождении и бессмертии.  Наибольшей популярности искусство бонсай, подобно суйсэки, достигло в эпоху расцвета сёгуната в XVIII — XIX веках в кругах воинского сословия. Следующий важный этап развития бонсай приходится на предвоенные годы, между 1926-м и 1940-ми годами. После Второй мировой войны это искусство постепенно получает распространение за пределами Японии. В экспозиции представлены работы современного русского мастера бонсай Андрея Дарусенкова. Они знакомят с основными стилями этого искусства. В своих работах художник следует не только формальным принципам, но и символико-поэтической традиции. Интересны его произведения сайкэй,  где предпринята попытка поэтически осмыслить традиционный японский пейзаж и пейзаж русский.

Кураторы проекта: Александра Степина, Андрей Мартынов, Айнура Юсупова.

В разделе пресса о нас

Образ природы в искусстве Японии: живопись, графика, бонсай

05.09.2012

Язык публикаций: Арабский

RT

فتح مركز التربية الجمالية للأطفال "موسيون"، التابع لمتحف بوشكين للفنون الجميلة في موسكو، أحضانه لمعرض فني، يسلط الضوء على كيفية تجسيد صورة الطبيعة في الفن الياباني بمختلف أنواعه وأشكاله بدءا من الرسوم المطبوعة واللوحات التشكيلية وانتهاء بالأشجار المنمنمة "بونساي".

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru