Ле Корбюзье. Тайны творчества. Между живописью и архитектурой.

25.09.2012 – 18.11.2012

Главное здание

Среди наиболее значимых фигур мировой культуры XX века Ле Корбюзье (1887-1965) занимает особое место. Создатель «мира, который жаждет родиться», автор радикальных архитектурных и градостроительных идей, он достиг подлинных высот совершенства во многих областях творческой деятельности и создал более 400 проектов, 75 из которых были осуществлены в двенадцати странах мира. Одновременно с этим Ле Корбюзье опубликовал около 40 книг и написал сотни статей, многие из которых по сей день остаются в числе наиболее важных и читаемых текстов современной эпохи.

Однако, без того, что сам мастер называл «тайной лабораторией», своей художественной мастерской, начатая им революция в архитектуре вряд ли могла свершиться. От строгой игры прямоугольных очертаний парижских вилл 1920-х годов до скульптурных форм капеллы в Роншане, в 1950-е годы, все его важнейшие архитектурные находки, так или иначе, являются отголосками открытий, сделанных им ранее в живописи и, позднее, в скульптурах. 

Выставка, беспрецедентная по масштабу и организованная специально для показа в ГМИИ им. А.С.Пушкина, исследует взаимодействие и взаимовлияние между самыми различными сферами интересов Ле Корбюзье за шестьдесят лет его творческой жизни: живописью и урбанизмом, архитектурой, дизайном мебели, издательской деятельностью.

Основные черты взаимовлияния разных видов искусства становятся более отчетливыми благодаря условному разделению творчества Ле Корбюзье на пять самостоятельных циклов, каждый из которых находит отражение в экспозиции.

Первый раздел выставки знакомит зрителя с основными этапами творческого пути Ле Корбюзье, интригующим аспектом которого является сочетание занятий живописью и скульптурой с архитектурным проектированием.

Поступив на обучение искусству гравировки и чеканки часовых корпусов в Школу искусств в Ля Шо-де-Фон, Ле Корбюзье (настоящее имя - Шарль-Эдуард Жаннере) все свободное время путешествует по Европе: от Праги до Бухареста, Стамбула, Афин и Рима, интересуясь античностью и Ренессансом, современным фольклором и новейшими достижениями техники и индустрии. Его взгляды сформировались под воздействием четырех главных учителей, которых он встретил в разные моменты жизни. Это - художник Шарль Леплатенье, который научил будущего зодчего рисовать и приобщил к чтению книг Джона Рёскина и Фридриха Ницше; парижский архитектор Огюст Пере, передавший ему свой интерес к такому материалу, как железобетон; писатель Вильгельм Риттер, который обучил литературному ремеслу; и, наконец, художник Амеде Озанфан - тот, кто вдохновил начинающего архитектора писать маслом и помог сформулировать и написать самые первые теоретические опусы. Едва достигнув двадцатилетнего возраста, Жаннере открывает для себя конструктивный потенциал железобетона и язык современной живописи.

Самое первое полотно, созданное Жаннере, La Cheminée (1918), стало отправной точкой в поисках простейших «типовых объектов» и геометрических форм, используемых в работах кубистической ориентации, в чем он явно следует Амеде Озанфану. Одновременно общественное мнение начинают будоражить его статьи, публикуемые на страницах Эспри Нуво, в которых автор использует такие необычные, но моментально становящиеся популярными, лозунги, как «дом – это машина для жилья». Знакомство с нидерландской группой Де Стиль в 1923 году приводит Ш.-Э. Жаннере/Ле Корбюзье к более абстрактной архитектуре с использованием крупных цветных панно и стеклянных стен. Одновременно он вводит в свои дома идею «архитектурной прогулки», навеянную видами афинского Акрополя. Параллельно созданию проектов-манифестов, подобных Дом-Ино или Дому Ситроен, Ле Корбюзье разрабатывает проекты модернизации городов, вроде Плана «Вуазен» для реконструкции исторического центра Парижа. Приобретя широкую известность, он начинает получать заказы на строительство особняков для парижской знати. Именно так появляются на свет вилла Штейн/Де Монзи или Вилла Савой, в которых явно ощутимы отголоски его пуристических натюрмортов.

На Осеннем Салоне 1929 года Ле Корбюзье, Шарлотта Перриан и Пьер Жаннере представили комплекты мебели для «внутреннего оборудования жилья». Это серия стульев, производство которых почти незамедлительно начала компания Thone. А предложенное кресло «Большой комфорт» (Шезлонг) выгодно отличалось от аскетизма первого поколения мебели из металлических трубок, изобретенной в Германии, тем, что было снабжено толстыми и мягкими подушками. Давно cтав классикой, эта мебель производится и сегодня компанией Cassina spa под контролем Фонда Ле Корбюзье. В 1940-е годы Ле Корбюзье уговаривает бретонского краснодеревщика Жозефа Савина изготовить скульптуры по мотивам некоторых своих картин. «Скульптура № 1» под названием «Маленький человек» представляет собой фигурку, изображенную на полотне 1931 года. Проект окончательно созревает к моменту превращения в 1946-1947 годах Жозефом Савина в скульптуру работы Ле Корбюзье 1942 года «Король Убю I» (Ubu I). Изготовленные из раскрашенного дерева, скульптуры с годами становятся все более крупными.

В тишине своей парижской мастерской Ле Корбюзье постоянно работает как живописец. Он преобразует прежние темы, внося изменения в композиционные решения вновь создаваемых полотен, все более сближаясь с творческой манерой своего давнего близкого друга Фернана Леже, а также сюрреалистов. На своих картинах он компонует многочисленные объекты и предметы, провоцирующие у него «поэтический отклик». Одним из постоянных мотивов полотен становятся легкие абрисы женских фигурок, обладавших для мастера особой притягательной силой. Распрощавшись с пуризмом, Ле Корбюзье вводит в свои натюрморты новые предметы, поглощающие все его внимание. Теперь растянутый почти до бесконечности панцирь краба может стать кровлей капеллы в Роншане или просто одним из мотивов его полотен, как, например, в работах из цикла «Быки» (« Taureaux »). 

В послевоенные годы зодчий сосредотачивает усилия на том, чтобы, опираясь на Модулор (систему гармонических пропорций, изобретенную им в 1940-е), достигнуть композиционного единства в архитектуре, а также уделяет особое внимание синтезу искусств, которому Ле Корбюзье следует как в своем собственном творчестве, так и в многочисленных музейных проектах.

Второй раздел выставки посвящен взаимоотношениям Ле Корбюзье с Россией. Благодаря своим теоретическим работам, ставшим известными в СССР после 1922 года, а также уже реализованным проектам, многочисленным контактам, завязанным во время трех поездок в Москву, в 1928, 1929 и 1930 годах, Ле Корбюзье становится одним из авторитетнейших мировых зодчих, образцом для архитекторов русского авангарда. В период между двумя мировыми войнами Москва представляется архитектору ареной кипучей созидательной деятельности. Именно в советской столице он строит здание Центросоюза, самое крупное из сооружений, спроектированных до создания жилого комплекса в Марселе. Именно в Москве Ле Корбюзье задумывает свой поразительный проект Дворца Советов и там же работает над одним из самых значительных в его карьере градостроительных замыслов. На протяжении двух десятилетий он ведет неустанный диалог с советской научной интеллигенцией, художниками, государственно-политическими деятелями, одновременно испытывая и их влияние. Так, здания, построенные в СССР Моисеем Гинзбургом, находят глубокий отклик в последующем творчестве Ле Корбюзье. В 1930 году московские власти обратились к мастеру с просьбой высказать мнение о проекте «Зеленого города», который планировалось построить к северо-востоку от столицы в качестве зоны отдыха для москвичей. Его проект трансформации Москвы был радикальным и предусматривал почти полное уничтожение исторического центра города. Во всем мире он получил известность под названием «Лучезарный город». В 1933 году проект был опубликован в Москве в качестве приложения к книге «Планировка города», представлявшей перевод на русский язык знаменитого труда «Градостроительство» (Urbanisme). 

Транспозиция форм, выработанных Ле Корбюзье, сыграла определяющую роль в выработке языка современной советской архитектуры: в проекте здания Наркомфина Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис используют некоторые элементы его парижских вилл. Подобным образом поступает и Иван Николаев в ходе работы над проектом дома-коммуны для студентов Московского текстильного института. В свою очередь, Ле Корбюзье привозит в Париж чертежи здания Наркомфина, пригодившиеся ему в дальнейшем при работе над «жилой единицей», а его работа «Три человеческих установления » во многом будет опираться на идеи, развитые в 1930 году в книге «Соцгород» Николаем Милютиным. В 1928 году Ле Корбюзье знакомится с Александром Весниным, которого он именует «основателем конструктивизма».

В третьем разделе выставки организаторы обращаются к теме музея в наследии Ле Корбюзье: в чем задачи современного музея, какова его программа, новые подходы к экспонированию произведений искусства.

Пути юношеских странствий неоднократно приводили Ле Корбюзье в музеи Вены, Мюнхена, Парижа и Берлина. Подтверждением тому служат многочисленные зарисовки, накопившиеся в его путевых дневниках. С начала 20-х годов и затем на протяжении всей своей жизни, присматриваясь к такому извечному и нестареющему медийному инструменту, как выставка, Ле Корбюзье работает над многочисленными проектами музеев. От первого проекта подобного рода под названием «Мунданеум», подготовленного им в 1928 году для бельгийского филантропа Поля Отле, до позднейших проектов 1960-х годов, архитектор разрабатывает два типа зданий: первый – с верхним освещением, представляющий в плане спираль, которая обеспечивала возможности «неограниченного роста». И второй тип, представленный павильоном, перекрытым крышей с изгибами и прогибами, чем-то напоминающими оригами. Оба типа находят воплощение в таких проектах, как «Центр синтеза искусств» в Париже, в неосуществленном проекте для Музея Аренберга в Стокгольме и в проекте Центра Ле Корбюзье в Цюрихе, построенном уже после кончины архитектора. Во всех этих замыслах мастерское использование естественного освещения сочетается с заботливым выстраиванием маршрута визита, образующего, при переходе из одной галереи в другую, единую «архитектурную прогулку».

В 1954 году Ле Корбюзье получает заказ на строительство в токийском парке Уэно музея для размещения в нем коллекции французского искусства из собрания Мацуката Кодзиро, конфискованной во время войны и возвращенной в Японию. Архитектор предложил «построить во взаимоудобной близости три основных элемента современного культурного центра»: музей, павильон временных выставок и объединенный блок для «волшебной шкатулки» (места для проведения занятий театром, музыкой, танцем, электронными презентациями и т.д.). Основное внимание при разработке данного проекта было уделено освещению, которое обеспечивалось системой «шедовых» (пилонообразных) остекленных стенных панелей, доставляющих дневной свет к «освещающим галереям» залов. Фасад музея отделан бетонными плитами с включением в массу бетона гальки. Оригинальный макет данного проекта представлен на нынешней выставке.

Четвертый раздел экспозиции посвящен поздним годам жизни и творчества Ле Корбюзье, которые запечатлены в фотографиях швейцарского фотографа Рене Бюрри, известного благодаря своим фотографиям Пикассо и Че Гевары. В 1955 году по заданию фотоагентства Магнум он приехал на съемку церемонии открытия капеллы в Роншане. С этого момента и вплоть до дня смерти архитектора десятью годами позднее, между Ле Корбюзье и Бюрри установились тесные дружеские отношения. Именно Бюрри запечатлел меланхолию безлюдной виллы Савой, оставленной в запустении ее владельцами, незадолго до того как она была включена ЮНЕСКО в перечень памятников истории. Став своим человеком в архитектурном бюро Ле Корбюзье, следуя за ним повсюду, словно тень, Бюрри был допущен к повседневной жизни великого зодчего. Он фотографировал его то на стройплощадке, то в разговоре с клиентами.

И, завершающий, пятый раздел выставки, представляет Ле Корбюзье как автора книг и издателя и автора многих журналов. Литературному творчеству в жизни Корбюзье отведено не менее важное место, чем художественному. Манифесты, опубликованные им в начале 20-х годов, в гораздо большей степени помогли ему занять видное место на европейской сцене, нежели его первые парижские архитектурные опыты. Публикуя книги «К архитектуре», «Градостроительство» и «Декоративное искусство сегодня», он не только заложил теоретические основы собственного творчества, но и выразил свое видение развития современной культуры и общества в целом. Выпущенный в 1930 году первый том Полного собрания творений стал началом серии книг, документирующих архитектурное творчество Ле Корбюзье. В 1935 году, отобрав свои статьи, ранее опубликованные в журнале Plans и Prélude , и добавив к ним урбанистические проекты, Ле Корбюзье самостоятельно осуществил издание книги «Лучезарный город». Двадцатью годами позже он посвятил эволюции своих урбанистических взглядов книгу «Планы Парижа» (Plans de Paris ). Повышенное внимание Ле Корбюзье уделял типографическому исполнению своих книг. Для подтверждения приводимых аргументов и позиций он использовал на их страницах все доступные ему иконографические источники, включая фотографии, чертежи, эскизы, газетные вырезки. Каждое издание обладает собственной драматургией и разворачивается подобно кинофильму. Кроме того, Ле Корбюзье известен как один из основателей журнала Эспри Нуво, а также автор статей в журналах по искусству.

После более чем восьмидесяти лет, прошедших со времени своего последнего посещения Москвы, Ле Корбюзье вновь возвращается в Россию в величии мировой славы, которую он обрел благодаря уникальности своего многообразного творчества, все грани которого нашли отражение на выставке в Пушкинском музее.

В рамках данного проекта представлено более 400 экспонатов, среди которых живопись, графика, гобелены, фотографии, скульптуры, книги, архитектурные чертежи, макеты зданий. Большая часть экспонатов предоставлена для выставки Фондом Ле Корбюзье (Париж), Музеем Архитектуры им. Щусева, Фондом AVC Charity, Стефаном Аренбергом и Музеем Бельрив (Цюрих). 

Куратор выставки – ЖАН – ЛУИ КОЭН (Jean – Louis Cohen) 

профессор Института изобразительных искусств Нью - Йоркского университета, знаменитый историк архитектуры, специалист по истории русской и советской архитектуры, крупнейший специалист в мире по творчеству Ле Корбюзье, автор нескольких книг, среди которых «Будущее архитектуры», «Ле Корбюзье и мистика СССР» и многих других.

Дизайнер выставки – НАТАЛИ КРИНЬЕР (Nathalie Crinière)

Натали Криньер – выпускница Школы им. Булля по специальности «Дизайн интерьеров» и Высшей национальной школы декоративных искусств Парижа по специальности «промышленный дизайн». Натали Криньер закончила Georgia Tech Institute of Technology, Атланта, штат Джорджия, США. Открыла собственную компанию - агентство NC Натали Криньер, которое стремится соединять сценографию и дизайн.

В области сценографии в активе агентства следующие проекты:

коллекция Yves Saint Laurent и Pierre Bergé для Christie's в нефе Большого дворца;«детский городок» для детей 5-12 лет в городке науки и индустрии Ла-Виллетт;«Дэннис Хоппер – новый Голливуд» во Французской синематеке; «Грейс Келли» в Монако, в Мэрии Парижа, затем в Фонде культуры «Екатерина» в Москве, «Oum Kalsoum» в Институте арабского мира; Выставка «Yves Saint Laurent, Love» в Музее изобразительных искусств Монреаля и De Young MOMA в Сан - Франциско; Рок-н-ролл 39/59 в Фонде современного искусства Картье и т.д.«Dior: под знаком искусства» в ГМИИ им. А.С. Пушкина и другие. «Ив-Сен Лоран», Museum of Contemporary Art, Денвер.

 

ГМИИ им. А.С. Пушкина проводит опрос среди посетителей выставки

Со-организатор выставки – Фонд AVC charity

Со-кураторами выступили Майя Авеличева и Наталья Отарашвили 

Выставка организована при финансовой поддержке Фонда AVC charity

 

Часы работы выставки:

ежедневно с 10.00 – 19.00 (кассы до 18.00)

по четвергам с 10.00 – 21.00 (кассы до 20.00)

понедельник – выходной день

Стоимость билета на выставку:

Для граждан РФ и СНГ - 300 руб.

Льготная категория - 150 руб.
 

Внимание! 

Предварительной продажи билетов на выставку не производится

 Купленный билет не дает право на внеочередной проход

Заказ экскурсий по выставке тел (495) 697-74-12

Участники выставки:

Фонд Ле Корбюзье (Франция)

Фонд AVC Charity (Россия)

Музей Бельрив (Швейцария)

Библиотека Шо-де-Фон (Швейцария)

Фонд Витра (Германия)

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры

имени А.В. Щусева (Россия)

Фернандо Марца (частная коллекция, Испания)

Стефан Аренберг (частная коллекция, Швейцария)

Жан Луи Коэн (частная коллекция, Франция)

Лаура Баринго и Анжела Гарсиа (частная коллекция, Испания)

Связанные с событием издания:

Листать

Тайны творчества Ле Корбюзье

М. 2012

Язык издания: Русский

В разделе пресса о нас

Машина для эстета

25.10.2012

Язык публикаций: Русский

Журнал "Артхроника"

Григорий Ревзин со свойственным ему радикализмом ясно определил контекст московской выставки великого француза: «Зачем нам выставка Ле Корбюзье, если мы живем на выставке Ле Корбюзье?». В области архитектуры я не такой уж и большой спец, посему придется мне ограничиться чисто обывательскими рассуждениями.

Гость из настоящего

26.09.2012

Язык публикаций: Русский

Коммерсантъ

Крупнейший специалист по урбанистике, профессор Нью-Йоркского университета Жан-Луи Коэн и его ученик Паскаль Мори сделали очень подробную, умную и неоднозначную выставку великого архитектора Ле Корбюзье. Рассказывает ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.

В Москве открылась выставка одного из творцов современной архитектуры - Ле Корбюзье

25.09.2012

Язык публикаций: Русский

Первый канал

Великий архитектор, пионер модернизма, издатель, художник, дизайнер. В Москве открылась выставка, посвящённая Ле Корбюзье, идеи которого во многом определили современную среду обитания человека. Он оказал огромное влияние на теорию и практику градостроительства. Его гений не знал границ.

Поэт прямого угла

25.09.2012

Язык публикаций: Русский

Газета.ru

В ГМИИ имени Пушкина открылась большая выставка «Ле Корбюзье. Тайны творчества: между живописью и архитектурой», представляющая художественные работы знаменитого архитектора – живопись, графику, скульптуру, мебель, гобелены и, конечно, зодческие проекты.

Все грани деятельности Ле Корбюзье на выставке в Москве

25.09.2012

Язык публикаций: Русский

Телеканал Культура (Россия К)

В Музее изобразительных искусств завершается монтаж экспозиции, впервые столь полно представляющей творчество знаменитого архитектора, пионера модернизма Ле Корбюзье. Его наследие разнообразно – это и реализованные проекты, и многочисленные эскизы, восемь тысяч рисунков, более четырёхсот живописных работ, десятки скульптур. Значительную часть этих произведений наследия московская публика увидит уже завтра. Рассказывают «Новости культуры».

«Ле Корбюзье. Тайны творчества: между живописью и архитектурой»: Пушкинский музей отметил 125-летие Корбюзье выставкой

25.09.2012

Язык публикаций: Русский

Ведомости

Пушкинский музей открыл большую выставку, представляющую разные проявления гения Ле Корбюзье. Ярче всего великий архитектор показан как мало известный художник

Многогранный Ле Корбюзье

25.09.2012

Язык публикаций: Русский

Россия 24

В Пушкинском музее открылась выставка "Тайны творчества Ле Корбюзье", которая готовилась около двух лет. Столичная публика сможет открыть пионера модернизма не только как архитектора, но и как художника, скульптора, графика и даже дизайнера мебели.

Ле Корбюзье посадили на шпагат

25.09.2012

Язык публикаций: Русский

Известия

В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка «Тайны творчества: между живописью и архитектурой». Она посвящена великому Ле Корбюзье (1887–1965, настоящее имя Шарль-Эдуар Жаннере-Гри).

Строитель чистого искусства

25.09.2012

Язык публикаций: Русский

Московский Комсомолец

Архитектор, художник, издатель, график, дизайнер — швейцарец Ле Корбюзье занимает особое место в галерее реформаторов культуры ХХ века. Автор радикальных архитектурных и градостроительных проектов, он создал больше 400 проектов и 75 из них воплотил в жизнь в разных странах мира. И в Москве его эстетика пуризма («чистого искусства») оставила свой след — здесь он построил здание Центросоюза, а мечтал возвести целый «Лучезарный город», но не удалось... К 125-летию со дня рождения пионера модернизма в Пушкинском музее открывается выставка «Ле Корбюзье. Тайны творчества: между живописью и архитектурой». На презентации беспрецедентного проекта, отразившего все грани личности мастера, побывал корр. «МК».

Ле Корбюзье Самые важные проекты самого важного архитектора XX века: от дома Центросоюза в Москве до города Чандигарх в Индии

25.09.2012

Язык публикаций: Русский

Афиша

В Музее им. Пушкина открывается большая выставка, посвященная пионеру современной архитектуры — Ле Корбюзье. «Афиша» вспомнила главные постройки классика и узнала, что с ними происходит сейчас.

Другая сторона архитектуры

25.09.2012

Язык публикаций: Русский

РБК daily

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка Ле Корбюзье, одного из самых значимых архитекторов XX века. В экспозиции, впрочем, речь идет не только об архитектуре: более 400 экспонатов представляют универсального гения, выражавшего свои идеи и в живописи, и в скульптуре, и в литературе.

В Москве открылась выставка работ знаменитого архитектора Ле Корбюзье

24.09.2012

Язык публикаций: Русский

Первый канал

В Пушкинском музее открылась экспозиция, посвященная творчеству пионера модернизма Ле Корбюзье. Архитектор, художник, автор книг и издатель журналов - организаторы выставки постарались максимально полно продемонстрировать все грани таланта несравненного маэстро

Тест на освобождение

24.09.2012

Язык публикаций: Русский

Коммерсантъ

Это первая большая выставка Ле Корбюзье в России. Можно сказать, что Корбюзье мы не видели, и поразиться этому факту. И восхититься, что Пушкинский музей предоставляет нам такую возможность. И, зная, как Ирина Антонова умеет делать большие выставки, заранее сказать, что мы откроем нового Ле Корбюзье и впечатление будет колоссальным. Нас ждет главное художественное событие года, ибо Корбюзье — мастер, чье значение измеряется столетиями, и таких на всю историю человечества штук десять.

В Москве открылась выставка работ архитектора и дизайнера Ле Корбюзье

24.09.2012

Язык публикаций: Русский

Россия 24

Приблизиться к разгадке тайны творчества Ле Корбюзье могут посетители выставки, открывшейся сегодня в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Столь насыщенная экспозиция в Москве представлена впервые. Живопись, графика, чертежи и макеты зданий — всего несколько сотен экспонатов — рассказывают о разных этапах творчества великого модерниста.

В Москве раскрывают тайны творчества отца современной архитектуры

24.09.2012

Язык публикаций: Русский

Радио "Вести-ФМ"

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается выставка выдающегося французского архитектора Ле Корбюзье. В экспозиции, разделенной на пять разделов, представлено более 400 экспонатов - живопись, графика, гобелены, фотографии, скульптуры, мебель, книги, чертежи и макеты зданий. Тайны творчества одного из самых значимых и плодовитых мастеров XX века, узнала корреспондент "Вестей ФМ" Анна Щербинина.

400 картин, макетов, фотографий и рисунков Ле Корбюзье

16.09.2012

Язык публикаций: Русский

Афиша

Если идти по правой стороне проспекта Сахарова от «Чистых прудов» к Садовому кольцу, где-то в середине улицы доходишь до здания, которое немного теряется между окружающими его постройками 1970–1980-х. Если не знать, можно решить, что это по нынешним меркам некрупное, облицованное коричневым туфом учреждение с большими экранами сплошных расстекловок было построено тогда же, когда его соседи. Но если обойти вокруг (сейчас для этого придется сделать большой крюк, вернувшись чуть ли не в начало Мясницкой, — все сквозные ходы, как всегда, перегорожены), станет понятно, что оно спланировано слишком причудливо: большая экседра на хрупких белых колоннах над главным входом, фасадов не два, а целых четыре, дополнительные скругленные объемы усложняют ситуацию на стыках основных частей, и у каждой плоскости свой особый оконный ритм. А если заглянуть внутрь через стекла входных дверей — увидишь большой белый пандус, по которому в холл спускаются служащие.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.