Архив выставок

Под знаком Рембрандта. Художественное собрание семьи Мосоловых

ГМИИ имени А.С. Пушкина продолжает цикл выставок «Портреты коллекционеров», в рамках которого знакомит публику с историей собирательства в России, а также с современными частными коллекциями.

Новый проект, представленный в Отделе личных коллекций, посвящен собранию известного русского гравера и потомственного коллекционера Николая Семеновича Мосолова (1847 – 1914). Коллекции, завещанные Николаем Семеновичем Мосоловым Румянцевскому музею, а впоследствии ставшие частью собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, создавались стараниями трех поколений этой семьи.

Основателем художественного собрания был Николай Семенович Мосолов - старший (1775 – 1859). По свидетельству современников, Николай Семенович и его брат Федор Семенович были близки с графом Алексеем Григорьевичем Орловым-Чесменским, блистательным екатерининским вельможей. Во многом благодаря дружбе с графом Орловым братья Мосоловы увлеклись разведением породистых лошадей и художественным коллекционированием. Собрания братьев Мосоловых были хорошо известны среди современников.

В своем имении Жерновка Тульской губернии Николай Семенович Мосолов собрал небольшую, но редкую галерею картин. Главным разделом собрания была коллекция старых мастеров итальянской, фламандской и голландской школ. Некоторые картины вели происхождение из знаменитых королевских собраний. Так, семейная реликвия - «Спаситель» Джанпетрино – входил некогда в коллекцию английского короля Карла I, а «Возвращение с охоты» Ф. Ваувермана находилось в собрании королевы Христины Шведской. Живопись дополняли скульптура, гравюрное собрание, включавшее листы разных школ с предпочтением эстампов итальянца Маркантонио Раймонди, великолепная библиотека. Неотъемлемой частью усадьбы был разбитый хозяином сад, в котором, как в коллекции, были посажены деревья разных пород, и который он украсил цветниками и гротом, «где сидел выточенный из дерева пустынник с книгой в руках». Имение Мосолова – великолепный пример усадебной культуры эпохи Просвещения. Свободный от обязанностей, налагаемых службой или жизнью света, и даже от ведения большого усадебного хозяйства, Николай Семенович мог изучать искусство и заниматься живописью.

Коллекция Николая Семеновича Мосолова-старшего перешла по наследству к его единственному сыну, Семену Николаевичу Мосолову (1812-1880), который явился истинным продолжателем дела отца. Наследуя семейную традицию, он стал не только коллекционером, но и живописцем и гравером-любителем. Несомненно, детство и отрочество, проведенные среди произведений искусства, воспитали вкус и художественное чутье. Вместе с тем, Семен Николаевич имел собственные пристрастия в искусстве. Первым приобретением Семена Николаевича стала коллекция офортов Рембрандта, которую он купил в 1853 году. С этих пор Рембрандт стал его «героем» на всю жизнь. Он пополнял свою коллекцию до самой кончины, собрав в общей сложности 367 рембрандтовских офортов, а также эстампов художников его школы.

Более того, Семен Николаевич написал очерк о творчестве великого голландца, собрал обширный корпус гравированных репродукций с картин и рисунков Рембрандта, выполненных мастерами разных школ в XVIII – XIX веков, а также сам гравировал копии с офортов Рембрандта. Поэтому неслучайно на портрете, выполненном Людвигом Крибелем (1859), он предстает в берете и плаще «alla Rembrandt».

Семен Николаевич значительно расширил и живописную часть собрания отца. Это были картины из собрания его дяди Ф.С. Мосолова, среди которых знаменитая работа «Флейтист» А. ван Остаде, «Пастух с ослом» К. Дюжардена, «Автопортрет» М.В. Квадаля, марина К.Ж. Верне и другие, а также произведений голландских, французских и немецких мастеров, приобретенные у коллекционеров и на аукционах. Причем решительный перевес в коллекции стали составлять произведения голландской и фламандской школ. В таком увлечении «малыми голландцами» сказался индивидуальный вкус коллекционера. Вместе с тем, он разделял его со многими современниками, которые в середине XIX века в связи с развитием реалистического направления в искусстве были увлечены жанровой и пейзажной живописью мастеров Голландии XVII века. Картины такого рода импонировали и знатокам искусства, и обывателям того времени своими небольшими размерами, сюжетами, доступными для понимания и умеренными ценами. После реформы 1861 года поток картин из разорявшихся усадеб хлынул в столицы и наводнил аукционы, откуда они расходились не только в лавки антикваров, но и в частные дома. Эта тенденция была особенно характерна для Москвы, где масштабы коллекций не отличались петербургским размахом.

Переезд в Москву из Тульской губернии, в приобретенную у наследников дяди, Ф.С.Мосолова, усадьбу на Лубянке, позволили С.Н.Мосолову решительно нарушить прежнюю изоляцию, поддерживать постоянное общение с другими коллекционерами, быть в курсе художественной жизни. Ближайшим помощником и единомышленником Семена Николаевича был сын, Николай Семенович-младший. С отцом их связывала не только родственные отношения, но и общее дело и интересы. Семен Николаевич помогал сыну в печатании офортов. Тот в свою очередь, нередко выполнял поручения отца во время поездок за границу по собственным делам, особенно в последние годы жизни С.Н. Мосолова.

Следуя семейной традиции, Николай Семенович Мосолов (1847-1914) продолжил пополнять коллекцию. Коллекционерским пристрастием Николая Семеновича-младшего становится только голландская и фламандская школы. Он ограничивает свой выбор произведениями художников Нидерландов. Такая «узкая специализация» на одной европейской школе графики была необычным явлением для того времени. Выбор Мосолова определил мощный задел в виде выдающейся коллекции офортов Рембрандта и других голландских офортистов, созданной его отцом.

Коллекция офортов, Рембрандта Херменса ван Рейна (1606-1669), (а это 365 листов), принадлежащая семье Мосоловых, в основном была составлена еще Семеном Николаевичем Мосоловым. Николай Семенович добавил немало новых листов ранних состояний и лучшей сохранности.

На выставке представлено 50 офортов Рембрандта из собрания Мосоловых. Это такие шедевры мастера, как «Христос, окруженный больными (Лист в сто гульденов)» (1643 - 1649), «Христос перед народом» (1653 - 55); «Три креста (Христос, распятый между двумя разбойниками) (1653), пейзажи «Три дерева» (1643) и «Мостик Сикса» (1645), а также оттиски 1 состояния на японской бумаге - «Св. Иероним под обрубленной ивой» (1648), «Христос в Эммаусе» (1654), «Христос и самарянка» (1657 - 1658) и другие. Представлен на выставке офорт «Портрет Старого Харинга» (ок. 1655) - «оттиск бархатнаго тона, чрезвычайно редкий экземпляр со многими зазубринами», как писал Николай Семенович, особенно дороживший этим приобретением. На одной из фотографий, также представленных на выставке, он запечатлен именно с этим листом в руках.

Кроме того, на выставке экспонируется более 100 офортов и рисунков голландских мастеров XVII века, определивших расцвет «золотого века» голландского искусства: Адриана ван Остаде, Корнелиса Беги, Хендрика Аверкампа, Яна Ливенса, Яна ван Гойена, Якоба ван Рейсдала, Николаса Берхема, Карела Дюжардена, Алларта ван Эвердингена, Лудольфа Бакхейзена из собрания Мосоловых.

Собранная Н.С Мосоловым коллекция - около двух тысяч эстампов - с исчерпывающей полнотой представляют творчество голландских офортистов XVII столетия во главе с Рембрандтом, а 200 рисунков дают убедительную картину развития этого вида графического искусства в Голландии «золотого века».

Среди художников «школы Рембрандта» Николай Семенович Мосолов особенно выделял Яна Ливенса (1607-1674). Близость этого художника к Рембрандту, взаимные влияния, прослеживающиеся в их раннем творчестве, когда они делили в Лейдене одну мастерскую и работали с одними моделями, споры вокруг авторства ряда работ – все это, помимо собственно художественного качества офортов Ливенса, привлекало внимание многих коллекционеров к этому художнику.

Графическое искусство Адриана ван Остаде (1610 -1680) представлено в коллекции Мосоловых также достаточно полно и многообразно ( 210 листов), представлено в коллекции Мосоловых. На протяжении XVIII-XIX веков Остаде был самым популярным голландским художником у коллекционеров графики после великого Рембрандта. Ведущий мастер крестьянского жанра в живописи, Остаде и в офорте придерживался той же тематики. Героями его эстампов становились крестьяне, пляшущие или мирно беседующие в кабачке, кумушки на деревенской улочке, крестьянская семья, молящаяся перед обедом, уличный музыкант, башмачник. Однако эти «низкие жанры» переданы в офортах редкой тонкости и красоты. Остаде создал всего 50 офортов, но большинство, включая даже самые миниатюрные, имеют несколько состояний, от 4-6 до 10-12-ти, причем различие этих состояний иногда всего в нескольких штрихах. Легкий тон, умело варьируемый на доске, при печати дающий изображению «сфумато» (итал. «затушеванный», «исчезающий как дым»), погружая предметы в воздушную дымку, придает многим его офортам красоту тональных переходов. К прекрасным образцам тонко градуированного чистого офорта относятся работы «Гумно», «Пряха», представленные на выставке.

Каждый офорт в коллекции Мосоловых представлен в нескольких состояниях и нередко в разных вариантах печати, позволяющих проследить всю эволюцию от первого оттиска до последнего, и оценить развитие замысла и прелесть ранних отпечатков. Один из прекрасных примеров дает подборка отпечатков офорта «Харлемские риторы» Остаде. Оттиск первого состояния передает законченную композицию: видная в окне группа крестьян слушает «ораторшу», читающую с листа при свете свечи; эффект «ночной сцены» передан градациями теней вплоть до самых глубоких, где густая перекрестная штриховка сливается в пятно. Видимо, такой вариант не удовлетворил художника, т.к. с этого отпечатка он сделал оттиск в обратную сторону: так называемый контр-эпрёв (countre – epreuve), прокатав под прессом вместо доски сам отпечаток, для того, чтобы иметь перед глазами для последующей работы композицию в том же виде, что и на доске (изображение в гравюре по отношению к доске всегда получается в зеркальном отражении). Заполнив несколько пустоватый верх листа изображением вьющейся ветки дикого винограда, подвешенного кувшина и ложки, усилив тени и, тем придав большую рельефность фигурам, сделав их более объемными, а игру бликов на лицах контрастнее, мастер счел работу законченной, готовой для печати тиража и поставил внизу подпись: A. v. Ostade fecit et excud. («А. ван Остаде исполнил и издал»).

Н. С. Мосолов был прекрасным знатоком голландской графики. Вслед за отцом он составлял каталоги своего собрания, что позволяет видеть, как менялась и росла коллекция. Мощным инструментом в научных занятиях была прекрасная библиотека, включавшая издания по общей истории искусства, справочники по гравюре, журналы по искусству, каталоги аукционов - общим числом около 2000 томов.

Помимо голландской графики XVII столетия Николай Семенович коллекционировал офорты художников XIX века, не пропустив ни одного яркого явления оригинальной графики – от романтика Э.Делакруа до голландского импрессиониста И.Б. Йонгкинда. Особенно он выделял произведения Ж.Ф.Милле, К. Коро, Ш. Добиньи и других барбизонцев. Он составил небольшую, но отборную коллекцию бронз, включающую произведения выдающихся скульпторов А.Л. Бари, Ф. Штука и К. Менье. Не остался он в стороне и от модных поветрий эпохи модерна – увлечения японским искусством. Но в отличие от большинства коллекционеров, собиравших японскую гравюру, Мосолова привлекла миниатюрная скульптура из кости – нэцкэ. Все эти разделы также представлены на выставке.

Кроме графики голландских мастеров, на выставке представлены гравюры, созданные Николаем Семеновичем Мосоловым во второй половине XIX века. Как гравер Николай Семенович Мосолов принадлежит к числу наиболее значительных представителей традиции репродукционной гравюры, работавших в России во второй половине XIX века. Положение Мосолова-гравера в истории русского искусства во многом уникально. С одной стороны, он практически не имел конкурентов внутри страны, так как был единственным, кто в этот период последовательно занимался репродуцированием произведений старых голландских и фламандских мастеров. С другой, художественная деятельность Мосолова чрезвычайно органично вписывалась в европейский контекст, так как полностью отвечала характерному для Европы того времени интересу к искусству прошлого, стремлению к его изучению и популяризации.

Н.С. Мосолов был одним из наиболее авторитетных знатоков и первых популяризаторов искусства Рембрандта в России. Его выбор гравюра на меди – технически трудоемкого и не самого дешевого метода репродукции был не случаен. Начиная с 1860-х годов, постепенно возрождался интерес к офорту как оригинальной технике, дающей не только репродукционные, но и прекрасные художественные, выразительные возможности. Кроме того, сказывалось желание подражать своим кумирам – старым мастерам, для многих из которых офортный станок и игла были не менее важными атрибутами ремесла, чем кисть и палитра.

В 1870-е годы Мосолов много времени проводил в музейных собраниях Европы – побывал в Рейксмузеуме в Амстердаме, Королевской галере Маурицхёйс в Гааге, парижском Лувре, картинных галереях Дрездена и Касселя, мюнхенской Пинакотеке, Бельведере в Вене, Лондонской национальной галерее. Результатом этих поездок стали еще 26 гравюр с произведений Рембрандта. Лучшие из них были объединены в альбом «Dix eaux-fortes d'après Rembrandt par N. Mossoloff», выпущенный известным издателем Вильгельмом Другулиным в 1876 году тиражом в 115 экземпляров (на японской бумаге).

Среди листов Мосолова - «Свадьба Самсона (Пир Агасфера)», одно из лучших произведений репродукционной гравюры того времени, «Иаков, благословляющий детей Иосифа», «Мужской портрет (Ян Сикс)» и самое знаменитое полотно Рембрандта «Ночной дозор». Последняя композиция была гравирована Мосоловым семь раз: первые две доски не удовлетворили гравера, с третьей был напечатан тираж для альбома. В последующие годы Мосолов выполнил еще несколько досок с данной композиции, одну из них – уменьшенный вариант «для друзей» дополнял ремаркой – портретом Рембрандта на полях.

Кроме графики, на выставке экспонируется 10 картин старых мастеров Голландии, Италии, Франции, а также 8 скульптур XVII - XIX веков из собрания Мосоловых. Среди картин голландских мастеров XVII столетия в собрании Мосоловых несколько картин высочайшего художественного уровня, которые могут быть отнесены к числу лучших произведений коллекции ГМИИ имени А.С.Пушкина. Это, например, работа "Стадо у воды" Николаса Берхема; знаменитое полотно "Стадо" Адриана ван де Велде, украшавшее имение Н.С. Мосолова-старшего в селе Жерновка; картина "Пастух с ослом" Карела Дюжардена, которая входила в коллекцию Ф.С. Мосолова, а также очаровательная маленькая картина "Флейтист» Адриана ван Остаде и другие.

После Октябрьской революции, в 20-е годы XX века, работы зарубежных мастеров из собрания Мосоловых, находившегося в Румянцевском музее, были переданы в Государственный Музей изящных искусств (ныне - ГМИИ имени А.С.Пушкина), немногочисленные работы русских художников, в том числе семейные портреты - в Третьяковскую галерею, коллекция нэцкэ (167 произведений) – в Музей Востока. На настоящей выставке вновь воссоединились произведения искусства, некогда составлявшие гордость коллекции, собранной в XIX веке тремя поколениями семьи Мосоловых.

Выставка «Под знаком Рембрандта» - великолепная возможность познакомиться с лучшими произведениями этого уникального собрания, а через них и с семьей Мосоловых, одной из известнейших и старейших династий российских коллекционеров. Всего на выставке показано более 250 произведений искусства из художественного собрания семьи Мосоловых.

Связанные с событием издания:

Листать

Под знаком Рембрандта. Художественное собрание семьи Мосоловых

М., 2012 – 464 с., ил.

Язык издания: Русский

В разделе пресса о нас

«Пятое измерение» посвящена выставке «Под знаком Рембрандта»

13.02.2013

Язык публикаций: Русский

Телеканал Культура (Россия К)

В ГМИИ открылась выставка графики Рембрандта

11.10.2012

Язык публикаций: Русский

Журнал "Артхроника"

В ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках цикла «Портреты коллекционеров» открылась выставка «Под знаком Рембрандта. Художественное собрание семьи Мосоловых». На выставке будут представлены живописные и графические работы, собранные несколькими поколениями семьи Мосоловых, основную часть которых составляет коллекция произведений голландских мастеров XVII века, а также внушительный корпус графических листов Рембрандта.

«Под знаком Рембрандта» в Пушкинском музее

09.10.2012

Язык публикаций: Русский

Телеканал Культура (Россия К)

Музей изобразительных искусств имени Пушкина продолжает знакомить публику с российскими частными собраниями. Новый проект – «Под знаком Рембрандта». Коллекция, завещанная Николаем Мосоловым Румянцевскому музею, после революции частично была передана в Музей изящных искусств. Отдельные работы оказались в Третьяковке и в Музее Востока. На представленной выставке вновь воссоединились произведения из собрания, создававшегося тремя поколениями семьи. Рассказывают «Новости культуры».

В Пушкинском музее открылась выставка "Под знаком Рембрандта"

09.10.2012

Язык публикаций: Русский

ТВ Центр

Сегодня в Москве на Волхонке открылась выставка "Под знаком Рембрандта". Она продолжает цикл "Портреты коллекционеров" и посвящена уникальному художественному собранию одной семьи - Мосоловых. О том, с чего начал дед, что завещал его внук, и как удалось собрать в Москве самую крупную коллекцию офортов Рембрандта, - в репортаже Ольги Стрельцовой.

Под знаком Рембрандта

09.10.2012

Язык публикаций: Русский

Россия 24

В Государственном музее изобразительного искусства имени Пушкина представлены офорты Рембрандта из собрания семьи коллекционеров Мосоловых. После смерти Николая Мосола в соответствии с его завещанием коллекция была передана в Румянцевский музей, а в 1924 году офорты были переданы в музей Изящных искусств.

В Пушкинском музее открылась выставка «Под знаком Рембрандта»

09.10.2012

Язык публикаций: Русский

Телеканал «Звезда»

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка «Под знаком Рембрандта». На ней представлены полсотни офортов знаменитого голландца. Офорт — разновидность гравюры на металле. В процессе работы по созданию изображения производится травление поверхности кислотой. Рембрандт выполнял офорты в особой, только ему свойственной манере.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru