Архив выставок

Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний.

14.12.2012 – 10.02.2013

Главное здание

ГМИИ им. А.С. Пушкина проводит опрос среди посетителей выставки 

Ведущий научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина Виктория Маркова рассказывает о творчестве художника и работах, представленных на выставке

ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает  знакомить зрителей с творчеством Лоренцо Лотто – выдающегося, но мало известного широкой публике,  итальянского художника эпохи Возрождения. В 2011 году, в рамках обширной культурной программы Года Италии в России, в ГМИИ экспонировались две работы Лоренцо Лотто – парные портреты Фебо да Брешиа ип Лауры да Поло из собрания галереи Брера в Милане. Настоящая выставка – более масштабная встреча с творчеством одного из гениев XVI века, она включает 10 произведений и все они, без преувеличения, относятся к числу шедевров мастера. Подобная выставка, знакомящая с творчеством Лоренцо Лотто, в России проводится впервые.

Лоренцо Лотто (1480-1556) родился в Венеции, но был вынужден покинуть этот город в достаточно юном возрасте. Его жизнь и творчество были неразрывно связаны с провинциальными городами таких регионов Северной Италии, как Ломбардия и Венето, а также с провинцией Марке, расположенной в Центральной Италии. Как правило, за пределами Венеции, в провинциальных городах, Лотто получал заказы, работал, обреченный на беспокойную и до конца дней неустроенную жизнь. Лишенное спокойной ясности мироощущение художника во многом определило его особое положение в искусстве своего времени. Произведения живописца зримо разрывают ясную гармонию Ренессанса, противопоставляя ей мир иных образов, призванных волновать лю­дей, тревожить душу и будоражить сознание. Творчество Лотто во всей глубине отразило противоречивость эпохи, отмеченной войнами и ожесточенной религиозной борьбой. Оно было созвучно настроениям Реформации, которые находили отклик и в Италии. Лотто проявлял интерес к творчеству великого немецкого художника Альбрехта Дюрера, с которым был знаком лично. Их связывала духовная близость и не удивительно, что многие произведения итальянского живописца окрашены чисто северной экспрессией и остротой образных характеристик. Примечательно, что в течение многих лет Лотто возил с собой портрет великого реформатора и богослова Мартина Лютера. Свои последние годы художник провел в так называемом Святом Доме Богородицы (Santa Casa) в Лорето, не имея ни собственного угла, ни имущества, ни близких.

На выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина  представлены картины, написанные  Лоренцо Лотто в разные годы его жизни и связанные с провинцией Марке, куда художник неоднократно возвращался для выполнения заказов, по преимуществу церковных. Он работал для таких городов как Анкона, Реканати, Йези, Лорето и другие, где ему заказывали в основном монументальные алтарные композиции и небольшие молельные образы.

Так, на выставке экспонируется картина «Мистическое обручение св. Екатерины» (1523), созданная мастером во время работы в Бергамо. Ее заказчиком  был изображенный слева от Мадонны Никколо Бонги, в доме которого работа находилась довольно долго. Фигуры изображены на фоне парапета, через который перекинут ковер. За ним Лотто изобразил прекрасный, по описанию современников,  пейзаж с видом на гору Синай.  В 1527 году, когда французские войска находились в Бергамо, один солдат вырезал этот фрагмент композиции и увез с собой…

Менее драматична судьба другой картины, посвященной образу св. Екатерины -  «Св. Семейство со св. Екатериной Александрийской». Картина подписана художником и датирована 1533 годом. В композиции, где центром притяжения служит фигурка спящего младенца Христа, заключена аллюзия на грядущую смерть Спасителя. Полотно давно признано одним из высших образцов колористического мастерства Лотто, сумевшего создать удивительную по красоте гармонию оттенков зеленого, красного и серого, переходящего от жемчужного до глубокого темного тона. Игру цвета художник обогащает вибрацией складок и светотени. Оба произведения находятся в собрании Академии Каррара, Бергамо.

Композиции с изображением Девы Марии и Ангела образуют сцену Благовещения (1526 - 1530, Йези, Городская пинакотека), пережитую художником в совершенно новом, не похожем на другие известные интерпретации, ключе. Лотто чрезвычайно тонко чувствует движение и цвет, благодаря которым он создает эмоциональную атмосферу сцены. Особенно выразительна фигура Ангела в  напоминающем легкую пену голубом развевающемся плаще.  Фигура  дана в резком сокращении и в сложном  спиралевидном движении. Эти работы дают основание говорить о контактах художника с немецкими живописцами, особенно с Альтдорфером и Грюневальдом.

В экспозицию выставки вошел и знаменитый «Портрет Лючины Брембати» (около 1518) из собрания Академии Каррара, Бергамо. На картине фигура женщины ясно вырисовывается на фоне ночного неба; она прямо смотрит на зрителя, демонстрируя свой наряд, украшения и прическу, тончайшим образом выписанные художником. Жест ее рук создает ощущение прямого диалога с изображенной, чье имя было установлено в начале XX века. На ее принадлежность к известной семье Брембати из Бергамо указывает герб, украшающий кольцо, а имя Лючина (по-итальянски Lucina) заключено в «ребусе»: буквы «CI» на фоне луны (luna) в соединении дают «Lu-CI-na».

На выставке также представлена и последняя работа, исполненная великим живописцем незадолго до смерти – «Принесение во храм» (1554-1555) из собрания Музея-сокровищницы храма Santa Casa (Святой Дом Богородицы) в Лорето. Эта картина практически единодушно признана последней работой  мастера, на которой, как и на поздних холстах Рембрандта, лежит печать горького трагизма и безысходности. В то же время по своему живописному решению это одно из наиболее сильных созданий Лоренцо Лотто в эмоциональном смысле и  наиболее современное по формальному языку. В этом смысле заключительная фаза его творчества перекликается с поисками Караваджо последних лет его жизни.

Всего на выставке  представлено 10 картин  из собраний музеев Италии, среди которых также такие работы, как  «Мадонна с Младенцем» (1526-1527, Квиринальский дворец, Рим); «Св. Рох» (1549, Национальная  галерея провинции Марке, Урбино, Палаццо Дукале);  «Мадонна, коронуемая ангелами, с Младенцем и святыми Стефаном, Иоанном Евангелистом, Матфеем и Лаврентием» (1538, Городская пинакотека,  Анкона);  «Св. Иаков странник» (1511-1513, Городская  пинакотека, Реканати,  Вилла Коллоредо Мелс).

Выставка позволит зрителю открыть для себя новые грани творчества этого оригинального мастера, познакомившись с его произведениями, большинство из которых написаны на религиозные сюжеты. Произведения Лоренцо Лотто, столь непохожие на творения величайших мастеров Ренессанса – Рафаэля, Леонардо, Микеланджело, Тициана, расширяют наши представления об искусстве эпохи Возрождения в Италии, дают возможность познакомиться с новыми неожиданными гранями итальянской художественной культуры первой половины XVI века.

Выставка «Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний» представлена в рамках программы "Exhibitaly - итальянское совершенство сегодня"  

Часы работы выставки:

ежедневно с 10.00 – 19.00 (кассы до 18.00)

по четвергам с 10.00-21.00 (кассы до 20.00)

понедельник – выходной день

Стоимость билета на выставку:

Для граждан РФ - 300 руб.

Льготная категория - 150 руб.

Внимание!

Предварительной продажи билетов на выставку не производится
Купленный билет не дает право на внеочередной проход
Заказ экскурсий по выставке тел (495) 697-74-12

В разделе пресса о нас

Игра в прятки с Венецией

06.02.2013

Язык публикаций: Русский

Журнал "Артхроника"

СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ о выставке Лоренцо Лотто в ГМИИ им. А.С. Пушкина Да уж, Серениссима (Светлейшая, так называли Венецию в древности) тот город, который будто создан, чтобы кружить всем голову, лишать рассудка, таиться и играть в qui pro quo. Сюжеты конца прошлого – начала нынешнего года еще раз этот образ подтвердили.

Ирина Антонова рассказала о планах Пушкинского музея на будущий год

30.12.2012

Язык публикаций: Русский

Россия 24

Уходящий год для Музея изобразительных искусств имени Пушкина прошел под знаком юбилеев. Сто лет исполнилось самому музею и 90 его бессменному директору Ирине Антоновой. В 2013-м сбудется ее мечта: на Волхонку привезут коллекцию художников-прерафаэлитов. С директором Пушкинского музея встретилась Гуля Балтаева.

Сочувствовать и сопереживать: Лоренцо Лотто в музее изобразительных искусств

18.12.2012

Язык публикаций: Русский

РБК daily

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка работ Лоренцо Лотто, итальянского художника первой половины XVI века. Несмотря на то что в экспозицию привезли всего десять работ, этот проект уникален, ведь Лотто в России почти не знают.

В Москве открылась выставка Лоренцо Лотто

17.12.2012

Язык публикаций: Русский

Российская газета

В ГМИИ им. А.С.Пушкина привезли 10 картин Лоренцо Лотто из Италии, в том числе из Академии Каррары в Бергамо, пинакотек в Йези, Реканати, Национальной галереи провинции Марке и Палаццо Дукале в Урбино... Если учесть, что в России есть только три картины мастера: две в Эрмитаже и одна в ГМИИ, - это событие.

Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке

14.12.2012

Язык публикаций: Русский

Телеканал Культура (Россия К)

В Москву привезли 10 полотен Лоренцо Лото из собраний итальянских музеев. В России хранится всего несколько работ итальянского мастера эпохи Возрождения. Пять из них – в Эрмитаже, одна – в постоянной экспозиции Пушкинского музея. Судьба живописца сложилась неудачно. После короткого признания он умер в приюте в нищете и лишь спустя столетия был признан как непревзойденный мастер, воплотивший феномен итальянской провинции. Выставка в Музее изобразительных искусств так и называется "Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке". Рассказывают "Новости культуры".

В России впервые пройдет крупная выставка Лоренцо Лотто

14.12.2012

Язык публикаций: Русский

LENTA.RU

В ГМИИ имени Пушкина в пятницу, 14 декабря, открылась выставка произведений итальянского живописца эпохи Возрождения Лоренцо Лотто (1480 – 1556), на которой представлены 10 картин художника из собраний итальянских музеев. Как сообщается на сайте ГМИИ, в России столь крупная выставка Лотто проводится впервые.

Художественное преуменьшение

14.12.2012

Язык публикаций: Русский

Коммерсантъ

Анна Толстова о выставке «Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний»

Марочный мистик

14.12.2012

Язык публикаций: Русский

Ведомости

Сохранилось краткое жизнеописание этого художника, составленное первым биографом мастеров Ренессанса Джорджо Вазари, который отметил, что «венецианский живописец» Лоренцо Лотто (1480-1556) некоторое время подражал манере Беллини, «примкнул впоследствии к манере Джорджоне, о чем свидетельствуют многочисленные картины и портреты, находящиеся в Венеции в дворянских домах».

Exhibits Unite Artists For Sampling of Italy

14.12.2012

Язык публикаций: Английский

The Moscow Times

Italy has taken over the Pushkin Museum, with three exhibits that cross five centuries and feature a lesser-known master of Renaissance art, a small piece of the genius of Leonardo da Vinci and a dip into the museum's vast collection of Italian drawings.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru