Архив выставок

Выставка одной картины. Франс Халс, «Евангелист Марк»

30.04.2013 – 18.07.2013

Главное здание

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет малознакомое широкой публике  полотно «Евангелист  Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который  снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. Не меньшей популярностью пользовались созданные им портреты харлемских бюргеров, в которых безусловное сходство сочеталось с необычайной свободой живописной манеры, динамикой композиционных решений и колористической тонкостью цветовых оттенков. Изображение четырех евангелистов не было типичным для харлемского мастера, но в то же время не было случайным. В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). С другой стороны, изображения евангелистов были также достаточно популярны и в среде протестантов, которые воспринимали их как персонификацию Слова Божьего; в морально-назидательных целях такие изображения могли украшать комнату или библиотеку.

Известно, что во второй половине XVIII века картина находилась в нескольких частных собраниях в Голландии. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа. Но в 1812 году по указу  Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию  для декорирования церквей. Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. В 1959 году  две другие картины цикла - «Св. Лука» и «Св. Матфей»  - были обнаружены в  фондах в Одесского музея западного и восточного искусства сотрудником  Государственного Эрмитажа Ириной Владимировной  Линник.  На основании тщательного стилистического анализа и изучения сведений из архивов Эрмитажа, аукционных каталогов XVIII века исследователь доказала, что изображения евангелистов являются работами не анонимного русского художника XIX века, как было записано в музейной документации, а творениями великого голландского живописца XVII столетия. Установление принадлежности этих картин кисти Халса можно отнести к самым выдающимся достижениям науки об искусстве XX столетия. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. А.С. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки».  Западноевропейская живопись VI -  XVIII веков из  музеев Украины».

Две другие картины из этого цикла считались утраченными до 1972 года, когда немецкий искусствовед, автор монографии о творчестве Франса Халса, доктор Клаус Гримм опубликовал приобретенный незадолго до того и отреставрированный холст «Евангелист Марк», который совпадал по размерам и стилю исполнения с работами из Одессы. Наконец, в 1997 году на аукционе Sotheby’s в Лондоне была выставлена четвертая недостающая картина из этой серии – «Св. Иоанн Евангелист», – которая была куплена для музея Пола Гетти в Малибу (Калифорния, США).

История  полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична. На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. На холсте был представлен пожилой мужчина с бородой, одетый по моде середины XVII века в темный костюм с белым отложным воротником и широкими манжетами. Доктор Клаус Гримм, обнаружив неоспоримое сходство манеры изображения головы и рук данного персонажа с опубликованными к тому времени картинами из Одессы, сделал химический анализ красочных пигментов. Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты, использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. Однако анализ пигментов с изображения воротника и манжет показал, что их начали использовать лишь в XIX веке. Разными оказались и связующие компоненты: в одном случае это было льняное масло, в другом – яичный желток. Проведенная реставрация показала, что костюм, соответствующий моде 1640-х годов, написан поверх грубого плаща, а слева открылось изображение головы льва – атрибута евангелиста Марка. Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет.

Картина «Евангелист Марк», созданная мастером во второй половине 1620-х годов, была возвращена миру совместными усилиями опытных экспертов-искусствоведов и реставраторов. Она демонстрирует неповторимую манеру исполнения, которая в сочетании с подчеркнуто грубоватым реализмом изображения евангелиста Марка очень характерна для лучших произведений художника второй половины 1620-х годов.

Выставка картины Франса Халса «Евангелист Марк», которая любезно предоставлена  для  экспонирования в ГМИИ им. А.С. Пушкина лондонской галереей Джонни ван Хафтена,  станет настоящим подарком не только для специалистов, но и для всех любителей искусства.  

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru