Архив выставок

«Илларион Голицын (1928-2007). Рисунок, акварель, гравюра. Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и семьи художника»

Музей приглашает посетителей выставки принять участие в социологическом опросе

Выставка приурочена к 85-летию художника Иллариона Владимировича Голицына(1928 – 2007), сыгравшего значительную роль в истории отечественного искусства второй половины XX века.  С его именем связан расцвет искусства гравюры в 60-е годы. В Отделе графики ГМИИ им. А.С. Пушкина была сформирована значительная коллекция произведений И.В. Голицына, включающая и гравюры, и рисунки, и акварели. На выставке представлено более 100 произведений из коллекции музея и собрания семьи художника.

Илларион Голицын родился в семье художника-графика Владимира Михайловича Голицына и Елены Петровны Голицыной (рожденной Шереметевой). Первым учителем был отец,  затем  друг семьи живописец  П.Д. Корин, в Строгановке – график Е.С. Тейс, ученик П.В. Митурича. По окончании института Илларион Голицын женился на Наталье Адриановне Ефимовой и поселился в Новогиреево, в знаменитом «Красном доме», который был построен В.А. Фаворским, И.С. Ефимовым и Д.А. Кардашовым. Жизнь в одном доме с В.Фаворским, постоянный контакт  с ним  оказали определяющее воздействие на развитие  творческой личности молодого художника.

Илларион Голицын был «всеобъемлющим мастером». Он работал и как график, и как живописец, и как скульптор. Но первые его работы были связаны с линогравюрой. В конце 1950-х, во времена хрущевской оттепели, лозунг «искусство – в массы» восторженно воспринимался молодыми. Отсюда и  увлечение гравюрой, как искусством тиражным, доступным массовому зрителю.  Наиболее удобным материалом оказался линолеум. Выставочные залы были заполнены черно-белой линогравюрой:  броской, лаконичной, близкой плакату. Голицын постепенно вникал в особенности композиционного строя в решение светового и воздушного пространства. «Гравюра…. дисциплинирует своей строгостью»  – писал он. Интерес к людям и систематическое наблюдение  привели  к созданию серии линогравюр 1955–1957 годов «Будни пригорода»: «В час пик», «На московском перроне», «Выходя из электрички», «В последней электричке». В записных книжках художник пишет: «Хочется рассказать о людях простых, людях нашей страны. Сказать просто без напора эффекта». Именно человек становится главным объектом изучения и изображения в творчестве И. Голицына.

Постепенно художник все больше и больше осмысляет и анализирует творческий процесс. Он выдвигает положение о «видящем глазе»  и   «знающем глазе». «Видящий глаз» воспринимает форму и цвет,  а  « знающий глаз» – базируется на  интуиции, которая улавливает скрытые процессы.  Очевидно, что для настоящего мастера нужен и видящий, и знающий глаз, этим постепенно овладевает мастер.

Серии  гравюр в творчестве Иллариона Голицына   определяют вехи в развитии его искусства: «Будни пригорода» (1955–1957);  «Перекресток» (1959), «Утром в Москве», «Стена» (1961);  линогравюры «Внуки пришли из города» (1963), «Химики»(1962), «Художники» (1964), «Абитуриенты»(1967), «Времена года» (1968). Серии  «Памяти Фаворского» и «Дмитровские чудаки» стали завершающими гравюрными работами художника. Особо следует отметить цикл «Памяти Фаворского» (1986), который состоит из пяти листов. Серия  «Дмитров и дмитровские чудаки», созданная в 1988 году – своеобразное  воспоминание и духовное  прощание  с тем, что  было и с теми, кто ушел из жизни. Громадная панорама Дмитрова  – гравюра-картина, где с высоты птичьего полета изображен город с его древностями и современными домами, а также четыре портрета близких людей, среди которых – портрет отца.

В конце 1970-х - начале 1980-х годов Илларион Голицын активно  обратился  к рисунку, а затем к акварели. Первые уроки рисунка он получил у отца, судьба которого  сложилась трагически: безвинно осужденный в 1941 году, он погиб в лагере в Свияжске в 1943-ом. В 1950-е годы в пейзажных рисунках художника появляется экзистенциальная тема, которую художник воплощает с помощью образов природы. Два листа этой серии, созданные в 1957 году, находятся в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Яблоня»   и «Ветка яблони». Именно  в этих произведениях обозначились голицынские черты – мощь и лаконизм, простота и  значимость, отсутствие пафоса и литературности. Энергия и драматизм, присущие рисункам Голицына, позволяют сопоставить его работы с рисунками Винсента ван Гога, творчество которого Голицын высоко ценил. Свою любовь к великому голландцу он выразил  в рисунке «Пейзаж с письмами ван Гога» (1966), представленном на выставке.

В начале 1980-х годов художник активно экспериментировал  с цветом. Им были созданы оригинальные акварели с тончайшими нюансами красного, розового, желтого, синего, зеленого. Он стремился передать свет цветом в таких произведениях, как  «Раннее утро» (1983), «Комната летом» (1985), «Утренний свет» (1986), «Окно зимой» (1989) и других. Лирическое настроение господствует и в работах конца 1980-х – начала 1990-х годов. Роль цвета в произведениях  становится определяющей.

Выставка, экспонируемая в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, предоставляет зрителю уникальную возможность познакомиться с различными ипостасями графики Иллариона Владимировича Голицына, великолепного художника, чуткого и внимательного человека.

К открытию выставки издан каталог, посвященный графическому наследию мастера, а  также подготовлен фильм, рассказывающий  о творчестве этой легендарной личности. 

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru