«Реклама и обложка американских журналов конца XIX – начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина»

Музей приглашает посетителей выставки принять участие в социологическом опросе

ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает знакомить публику с коллекций иллюстрированной рекламы. В музее уже были представлены плакаты знаменитого Альфонса Мухи, произведения мастеров французской афиши, выставка английского рекламного постера, работы графических дизайнеров Польши.  Впервые для широкой публики представлены рекламные обложки  американских журналов конца XIX – начала XX века.

Американская художественная обложка – уникальный материал, который демонстрирует историю развития популярных изданий. В середине XIX  века журнальный дизайн только зарождался, это было время, когда к созданию макета начали привлекать профессиональных художников-иллюстраторов, работавших над внешним обликом журнала, чтобы  привлечь к нему покупателя и подписчика. Обложка из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет творчество ведущих художников, работавших в американской иллюстрации во второй половине XIX – начале ХХ века, среди которых Эдвард Пенфилд, Джордж Планк, Пенрин Стэнлоуз, Хелен Драйден и многие другие. Именно они стояли у истоков современного журнального дизайна в Америке.

Начало эры массовых изданий  связывают с появлением в 1850 году ежемесячника Харпера – Harper's New Monthly Magazine. Его ревнивыми соперниками на американском рынке были иллюстрированные издания семьи Скрибнеров – Scribner's Monthly и The Century Magazine. Они были близки по характеру и преследовали одну цель – стать постоянными спутниками современной американской семьи. Все три журнала публиковали литературные новинки и политические обзоры, научно-популярные статьи и заметки о путешествиях, советы по ведению домашнего хозяйства и сезонному гардеробу.

Эти издания позволяют проследить, как происходили внешние изменения журналов. Сначала газетный модуль простой бумажной обложки 1850-х годов сменил викторианский стиль оформления с роскошным витиеватым декором.

Эта классика и была «взорвана» молодым художником Эдвардом Пенфилдом, который за тридцать четыре года своей творческой деятельности  создал почти 1000 обложек для 25 журналов различной тематики, а также несколько сотен рекламных постеров к выпускам Harpers magazine. Новизна его приемов была основана на очень простых решениях – лист занимали укрупненные изображения фигур или лиц. Скупой линейный рисунок обеспечивал четкую границу между элементами печатной формы, что сохраняло качество полиграфии даже при печати последних оттисков тиража. Цветовая палитра жестко редактировалась художником с учетом особенностей полиграфического процесса.

С начала 1890-х годов одно из ведущих мест среди оформителей журналов занимает Уилл Генри Брэдли. Спроектированные им обложки журналов Chap-Book, The Echo, Colliers и The Inland Printer демонстрировали работу убежденного популяризатора и последователя творчества Уильяма Морриса и британской книжной графики. Деятельность Брэдли в области журнального дизайна и рекламы оказала значительное влияние на развитие типографики американской периодической печати. С 1916 года он стал художественным директором крупнейшей издательской корпорации Уильяма Хёрста и во многом определил современный вид популярных изданий Cosmopolitan, Good Housekeeping и Harper's Bazar.

Идея элитарных журналов, адресованных избранному обществу, предъявила иные требования к художественному решению обложки. На рубеже XIX и XX столетий Харрисон Фишер и Говард Чандлер Кристи были среди тех, кто определял и формировал будущие принципы обложек глянцевых журналов. Подобно своему старшему коллеге Чарльзу Дану Гибсону, чьи образы «красоты по-американски» получили название «девушки Гибсона», они апеллировали, прежде всего, к вкусам потребителей. Прелестные женские личики, услаждающие глаз, и идиллические любовные сцены стали визитной карточкой этих художников. С 1895 года «девушки Кристи» и «девушки Фишера» украшали обложки таких изданий как The Century, Cosmopolitan, Scribner's, Good Housekeeping, Delineator, The Ladies Home Companion.

Десятые годы ХХ века были временем, когда женщины все больше и больше заявляли о своих правах на индустрию моды и стали серьезными соперниками в этой, прежде мужской, профессии. Хелен Драйден, Сара Стилуэлл и Е.М.А. Штейнмец не были обычными иллюстраторами чужих статей о модных тенденциях в одежде. Это были талантливые модельеры, создававшие моду стиля ар деко. Стилистика журнальных обложек и иллюстрации художника-самоучки Хелен Драйден была новаторской для своего времени. Именно она сформировала облик журнала Vogue в 1910-х годах.

Другой знаменитый американский иллюстратор, обладавший талантом модельера – Джордж Вулф Планк – был также самоучкой из Пенсильвании. Планк занимался оформлением журналов «Vogue» и «Vanity Fair».

Творческие успехи американских дизайнеров доказали состоятельность обложки как уникального художественного материала. Уже в начале XX столетия журнальная обложка стала объектом собирательства коллекционеров. В России уникальное собрание прикладной графики принадлежало московскому коллекционеру Фёдору Фёдоровичу Фёдорову. Потомственный предприниматель, сын и внук купца, Ф.Ф. Фёдоров был зятем известного московского промышленника А.Ф. Второва. Он входил в правление Торгового товарищества «А.Ф. Второв и сыновья», управлял Товариществом Варваринских торговых помещений на Деловом дворе в Москве, в 1911 году стал секретарем Правления торгово-промышленного общества «Волокно». В 1934 году Фёдоров продал коллекцию иностранного плаката и обложки в Государственный музей нового западного искусства. В 1948 году, после ликвидации ГМНЗИ, вся коллекция зарубежной графики была передана в Отдел гравюры и рисунка Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Всего на выставке будет представлено более 200 графических произведений из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Великолепным дополнением выставки служат экспонаты Музейно-выставочного центра «Музей Моды», среди которых платья и предметы быта: флаконы с зубным порошком, духами, рекламные упаковки мыла и гигиенического талька и другие.  

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru